Найти тему
Польша NEWS

Евреи в Латовиче

Неизвестно, когда первые евреи поселились в Латовиче. Они обязательно присутствовали здесь во второй половине 16 века. Возможно, одним из первых евреев поселения был Абрам Секземски, владелец мельницы, упомянутый в обзоре Латовицкого уезда в 1565 году.

В конце XVI века горожане подали жалобу королю Зигмунту III Вазе, в которой сообщили, что благодаря заступничеству Латовицкого старосты несколько евреев купили недвижимость в городе и занимались торговлей, создавая конкуренция христианских купцов. В ответ 7 декабря 1596 года король Зигмунт III Ваза издал привилегию, согласно которой он запрещал евреям оставаться в Латовиче, а также «дома на муниципальной земле, а также под какой или другой юрисдикцией, которую запрещалось покупать, продавать, сдавать в аренду или выкупить, под любым предлогом, способом и формой».

Евреи через Яна Гневоша, старосты Латовиц, обжаловали это решение, сославшись на привилегию, позволяющую евреям жить в городах Королевства Польского.

В 1599 году король Зигмунт IIIВаза, напомнив, что в различных городах действовали привилегии de non tolerandis Judaeis, сохранил свое положение 3 года назад, издав указ, запрещающий евреям жить и торговать в Латовиче. Указ требовал, чтобы евреи покинули город в течение 6 недель. Вышеупомянутые решения остановили развитие еврейского поселения в Латовиче примерно на 200 лет. Вероятно, в городе и окрестных деревнях периодически проживали одинокие еврейские семьи. В Люстрации Латовицких старост 1613 г. упоминается « Tobiasz żyd Arendars».

Следующие упоминания о евреях относятся к 1789 году. В жалобе города JKM Латовича, которая привела к его падению, горожане жаловались, что князь Чарторыйский разрешил «евреям жить в карчме в Wymyślu, которая нарушала наш закон с шестидесяти лет. Около 1790 года Берек Шмуль стал управляющим Латовицких старост. В 1792 году на Рыночной площади в Предместье Wymyśle находился еврейский винодел - Левек, в деревянной харчевне жил Мосько Левкович, арендатор, сын Майера, евреи, 3 слуги-еврея, а в другом доме – принадлжежащим священнику – жил „Hayżyna piekarz, Żyd”.

Еще больше евреев появилось в Латовиче во время разделов. В историко-топографическом и статистическом описании национального города Латович, подготовленном в 1820 году, мэр Петр Жихлинский писал: «В 1794 году во время революции в стране евреи прятались от русского Войска и искали убежище в Латовиче, и с тех пор они начали оседать без разрешения правительства. У них не было выделенной для себя части города, поскольку им не разрешалось иметь свою собственность. Когда начнется регулирование города, места евреев будут легко объяснены.

С 1816 года мостовым арендатором в городе был Юзеф Гершкович, а с 1820 года - Павел Гершкович. В 1820 году в Латовиче проживал 61 еврей.

В 1822–1823 годах Комиссия Мазовецкого воеводства пыталась остановить развитие еврейского поселения в Латовиче, «отстранив евреев от торговли, производства и продажи алкогольных напитков, но даже полностью изгнав их из города». Однако руководящие принципы Комиссии не были выполнены. Значительный прорыв был произведен царским указом 1826 года, согласно которому евреям было предоставлено право селиться и строить дома в Латовиче. Восточный фасад Рыночной площади и южная часть ул. Psiej - позже ул. Prostej, ныне ул. A. Kuźniarskiego (от Рыночной площади до ул. Израелицкой), западная часть ул. Израэлицкая (между ул. Psią и ул. Publiczną) и северная часть ул. Publicznej (от Рыночной площади до ул. Израелицкой).

-2

Постепенно количество евреев в Латовиче увеличивалось - в 1861 г. в деревне проживало 133 человека, а в 1864 г. - 151. В восточной части Рыночной площади, где сегодня находится Управление гмины, находились деревянная синагога и миква.

Одним из раввинов - возможно, цадиков - в Латовиче был Яков Ичхак Вайнберг, внук знаменитого Якова Ичхака Горовица, известного как «Люблинский провидец». В 1906 году на звание раввина Латовице был выдвинут Ичек Шлама Роммер, родившийся в Гарволине, сын хасидского раввина Янкиеля из Рыков, внука известного раввина Натана Неты, родившегося в Парисове.

Мало что известно об истории евреев Латовице на рубеже XIX и XX веков и в период до 1939 года. Историк региона Зигмунт Гайовничек ограничивает информацию по этому поводу утверждением, что еврейские купцы доминировали в торговле, они также занимались пошивом одежды и обуви, также в этих областях, конкурируя с христианскими жителями. В адресной книге Польши за 1929 год перечислено более десятка еврейских купцов и ремесленников из Латовича, владевших продуктовыми магазинами (Айзенберг, М. Акерман, Кофман, Х. Рапопорт, С. Шерман, Майер Стейн, Моше Штейн, С. Залхендлер, Зильберкнопф, М. Шламозар, А. Зиман), производство или продажа газированной воды (Штейн), продажа льняных изделий (М. Яблонка), управление чайным домом (С. Штейн), сапожники (Ч. Браверман, С. Зерман), сапожники (Я. Зильберберг) и кузнецы (Л. Зильберштейн).

Во время переписи 1921 года свою религию заявили 416 жителей. В то время евреи составляли 23,5% от всего населения, которое в то время насчитывало 1763 человека. Кроме того, отдельные еврейские семьи проживали в близлежащих городах, в том числе: Budkach Wielgolaskich (8 человек), Dąbrówce (9 человек), Iwowem (7 человек), Jeruzalu (25 человек), Łukowcu (6 человек), Oleksiance (7 человек), Płomieńcu (15 человек), Waliskach (5 человек).

-3

В первые дни Второй мировой войны немецкие самолеты бомбили город. Многие люди, в том числе беженцы, направляющиеся на восток, получили ранения. В результате бомб и пожаров большая часть построек была разрушена. Тогда сгорели деревянная синагога и здание миквы. По приказу немецких оккупационных властей в Латовиче был создан Еврейский совет (юденрат), в который вошли: Хаим Платек (председатель), Майер Пясковски (заместитель председателя), Майер Акерман (секретарь), Хаим Зисман (казначей), Вольф Забельски, Мендель Шлехтер, Арон Виноград, Герсон Варшав, Абрам Бергер и Муныш Айзенберг. Они также были членами Комитета помощи бедным евреям. Обе организации столкнулись с трудной задачей обеспечения жильем и питанием многих нуждающихся. В составленный комитетом в марте 1940 г. «список местной бедноты» вошло 137 человек. Кроме того, еврейские жители окрестных деревень находились под опекой Комитета и Совета, в том числе Jeruzala и Wielgolas, всего более 130 человек.

Ситуация была очень сложной. Во время войны в сентябре 1939 года в Латовиче было разрушено около 90% домов, в которых проживали евреи. Была предпринята попытка восстановить синагогу и микву, но работы были остановлены из-за недостатка средств. По приказу оккупантов еврейские семьи были вынуждены покинуть здания, принадлежащие полякам. По необходимости каждую из квартир занимали по несколько семей. Со временем немцы ввели запрет на торговлю с поляками.

-4

Постепенно не хватало еды, одежды и топлива. Комитет помощи бедным евреям получил поддержку, в частности, от Еврейской социальной самопомощи, которая последовательно выделяла средства из субсидий Американского объединенного распределительного комитета. Они финансировали, в том числе, покупки медикаменты, хлеб из непросеянной муки, мука и крупы. Однако этих средств было недостаточно для удовлетворения основных потребностей. В конце 1940 года Немецкое бюро труда (Arbeitsamt) наложило штраф в размере 1600 злотых на евреев из Латовице. Это усугубило и без того тяжелую ситуацию.

В середине 1941 года Еврейский совет в Латовиче сообщил Еврейской социальной самопомощи о все более частых случаях инфекционных заболеваний. Со временем разразилась эпидемия тифа. Больных отправили в больницу Минска Мазовецкого. Еврейский совет и Комитет помощи бедным евреям вряд ли могли покрыть расходы на лечение и содержание пациентов.

Еврейскому совету в Латовиче было поручено предоставить 50 рабочих, которые были отправлены в исправительно-трудовой лагерь в деревню Chyżyny, что в 7 км. Лагерь располагался в четырех бараках на реке Швидер. В нем жили польские крестьяне, осужденные за неспособность доставить контингент, а также евреи из Латовича, Отвоцка, Парисова и Варшавы. Заключенных использовали для дренажных работ.

В ноябре 1941 года немцы создали гетто в Латовиче. Гетто, вероятно, не было огорожено, но покидать его территорию было запрещено. В письме в «Еврейскую социальную самопомощь» члены Еврейского совета сообщили: «Вы вообще не можете торговать, потому что вы даже не можете покинуть наш город, как« закрытый для евреев».

В декабре 1941 года немцы депортировали около 230 евреев из гмины Jeruzal в Латович. Перемещенные лица, лишенные жилья и возможности зарабатывать деньги, оказались в крайне тяжелом положении. Более половины из них не имели средств к существованию, некоторые страдали различными заболеваниями. Наплыв депортированных ухудшил и без того драматическую жилищную ситуацию.

-5

С апреля 1942 года 27 еврейских рабочих из Латовича шли в исправительно-трудовой лагерь в Куфлево. Их дневной рацион составлял 200 граммов хлеба и суп из репы. Еврейский совет из Латовича также пытался им помочь.

Весной 1942 года в Латовиче было около 700 евреев. Положение заключенных в гетто было драматичным. Об этом ясно свидетельствует письмо, отправленное 29 апреля 1942 года Еврейским советом в штаб-квартиру Еврейской социальной самопомощи. В конце рукописного письма слова «Спасите нас!» Подчеркнуты восклицательным знаком. Это последнее письмо из Латовича, сохранившееся в Архиве Еврейского исторического института.

Истребление еврейского населения Латовича произошло 14 октября 1942 года. В тот день немцы вынудили жителей гетто покинуть город. Их вели пешком через Сенницу и Колбель к железнодорожной станции в Пилаве. Все они были убиты в газовых камерах лагеря смерти Треблинка.

После ликвидации гетто определенное количество евреев укрылось в Латовиче и его окрестностях. С осени 1942 года по январь 1943 года девятилетнюю девочку, дочь Адама Танненбаума, до войны владельца фабрики „Elmar” в Варшаве, приютила 21-летняя Хелена Палевич, солдат Армии Крайовой. После побега из Варшавы девушка появилась под вымышленным именем Эльжбета Яворска. В результате доносов девушка и Елена Палевич были арестованы в Латовиче, а затем в Минске-Мазовецком. Вероятно, благодаря подкупу немцев им обоим удалось вернуть себе свободу. В январе 1943 года девушка вернулась в Варшаву, а после окончания войны эмигрировала во Францию .

В 1943 году Иза Эдельшайн несколько раз приезжала в Латович. Однако здесь ее знали и не могла дольше оставаться в деревне. В соседнем Страхомине скрывался человек с предположительно вымышленным именем Павел, ожидавший окончания войны. Судьба 17-летнего Шмулека Бравермана, который благодаря помощи поляков скрывался в стоге сена в деревне Валиски, сложилась трагически. В апреле 1944 года Зофия К. донесла на мальчика, которого доставили в Латович и застрелили синие полицейские.

В мае 1944 года Фисель Гольдман, скрывавшийся недалеко от деревни Старогруд, был доставлен в полицейский участок в Латовиче. Во время одной из экспедиций его остановил крестьянин Ян Л., который вместе с Юзефом К. и Станиславом З. привел Гольдмана в Латович. Находясь под стражей, Физель Гольдман получил от кого-то мяч, распилил решетку и убежал. Однако на обратном пути в свое лесное убежище он был застрелен и похоронен в Budziskach. Трое крестьян, задержавших Ф. Гольдмана, предстали перед судом в 1953 г. и получили тюремные сроки. На другом судебном процессе вышеупомянутая Зофия К. из деревни Валиски также была приговорена к 5 годам и 6 месяцам лишения свободы.

Неизвестно, сколько евреев из Латовиц пережили Холокост. В Списке налогоплательщиков земельного налога, подготовленном 13 декабря 1946 г., были упомянуты следующие фамилии жителей Латовичей: Мошек Акиерман, Бер Мошек Палкенфельд, Перец Яблонка, Янкиель Кац, Ита Шак. Неизвестные евреи арендовали дизельную мельницу на Św. Ducha.

Можно предположить, что в последующие годы все евреи покинули Латович.