Найти тему
Владимир Гаранкин

ДЖОН УЭТТОН – ЧЕТВЕРТАЯ БАС-ГИТАРА URIAH HEEP. Часть 9. Послесловие

Глаза Джона Уэттона. Как много они говорят... Фото из открытых источников в Интернете
Глаза Джона Уэттона. Как много они говорят... Фото из открытых источников в Интернете

Я намеревался написать о Джоне Уэттоне строго в бытность его пребывания в рядах URIAH HEEP, продолжив тем самым повествование о бас-гитаристах группы. В какой-то мере насторожило то, что при всем многообразии и разнообразии материала на англоязычных сайтах (интервью, статьи) Джон нигде не упоминает о времени, проведенном в URIAH HEEP.

Конечно, я знаком с его творчеством и тем, насколько многосторонним и плодотворным оно являлось. Однако интервью с ним расширили мое представление о нем и как о музыканте, и как о человеке. Его манера держаться, говорить и отвечать на вопросы действительно подкупает. Понятно, почему люди в его окружении говорят о нем как о располагающем к себе человеке с открытой улыбкой и душой независимо от обстоятельств, умеющим быть серьезным и откликаться на шутки, идет ли речь о музыке или о чем-то другом.

Джон часто вспоминает Джони Митчелл и говорит, что ее альбом 1971 года Blue входит в тройку его любимых. Он очень тепло отзывается о Гленне Хьюзе, называя его идеальной фигурой в рок-музыке как бас-гитариста и вокалиста в одном лице. Вспоминает Дона Хенли, вокальные данные которого считает непревзойденными, и Агнету Фельтског, которой подарил свою песню We Move As One. Группой ABBA Джон восхищался всегда, как и самой Агнетой, сочетающей в себе талант, природную красоту и женственность. Мечта Джона спеть с ней дуэтом так и оказалась неосуществимой.

Кстати, оценка секс-символа в понимании Уэттона также заслуживает внимания. Отвечая на этот вопрос, он не называет ни Мэрилин Монро, ни Одри Хепберн, предпочтя им актрису Мишель Пфайффер, балерину Дарси Басселл и скрипачку Анну-Софи Муттер. Поясняя свой выбор, Уэттон говорит, что природная красота для него должна сочетаться с талантом. Он вообще прохладно относится не только к кинематографу пятидесятых, но и к музыке тех лет. Тот же Элвис не вызывает в нем никаких эмоций. По мнению Джона, песням Пресли не хватает мелодичности. Для Уэттона интерес к музыке и кинематографу связан именно с шестидесятыми.

Среди тех, кто был ему интересен в разное время (не считая, конечно, группы и проекты, в которых играл сам и которые уже были упомянуты), он называет Аланис Морисетт, Энни Леннокс, Тори Амос, Бьорк как представителей женского вокала, и такие экзотические группы, как MANIC STREET PREACHERS и KULA SHAKER. Из последнего выделяет SPOCK’S BEARD. Как видно, диапазон самый что ни есть разносторонний.

Кстати, о разносторонности. Размышляя о своих перспективах в URIAH HEEP после ухода Байрона, Джон, несомненно, понимал, что занять место у микрофона у него не получится и он всегда будет оставаться в тени Кена Хенсли, в то время как сам Уэттон был вправе рассчитывать на большее, и в этом желании я его понимаю на все сто. Как показали дальнейшие события, его выбор был правильным. Я склонен думать именно так.

Мне было интересно проследить за линией Уэттон – Даунс. Несмотря на то, что Джон стал крестным отцом дочери Джеффа, их отношения далеко не всегда были ровными даже с учетом долгих лет плодотворного сотрудничества, хотя в итоге им удавалось найти общий язык. Быть может, относя себя к ценителям классического времени в рок-музыке, я не могу принять сценарий, когда музыканты одновременно состоят в двух, а то и в трех проектах или группах. Сольные альбомы для меня – совсем другое дело, а вот такое раздвоение или даже растроение остается по большому счету непонятным. Это я о Даунсе. Мне кажется, что от такого союза больше выиграл именно Джефф. Впрочем, как всегда, это всего лишь мое личное мнение.

Джон Уэттон и Джефф Даунс. Фото из открытых источников в Интернете
Джон Уэттон и Джефф Даунс. Фото из открытых источников в Интернете

Еще до того, как я приступил к написанию статьи о Джоне Уэттоне, я понял, что было бы в высшей степени несправедливо по отношению к нему зажать его в двухлетние рамки пребывания в составе URIAH HEEP. Я узнал о нем много нового, переслушал два десятка пластинок и компакт-дисков из его творчества. Что-то открыл заново, что-то удивило, что-то, признаюсь, оставило равнодушным, но суммарно еще раз подтвердило мне широту и многогранность его таланта как композитора и музыканта.

Безусловно, о Джоне Уэттоне писали до меня. Будут писать и после, поэтому некоторых текстовых наложений, которые прежде всего относятся к его биографии, было, к сожалению, не избежать.

Я уверен в том, что Джон Уэттон заслужил то, чтобы о нем писали и слушали его после смерти. Этим и руководствовался, выбрав тот самый формат, который и предстал перед вами.

Джон Уэттон. Фото из открытых источников в Интернете
Джон Уэттон. Фото из открытых источников в Интернете

Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

# Джон Уэттон # Uriah Heep # рок-музыка # музыканты # рассказы #