Вернувшись в январе из Москвы в Италию, я поставила себе цель - получить итальянские водительские права (патенте). Российские у меня есть, но в Италии по ним можно было ездить только первый год после получения итальянской резиденции (прописки).
Многие иностранцы, в том числе из бывших республик СССР, имеют возможность свои права конвертировать, но для россиян эта опция отключена, нас наказали по всем статьям.
Политик Вито Коменчини, депутат итальянского парламента, партии "Лига", советник мэра города Вероны, а также супруг россиянки Натальи Дандаровой из Санкт-Петербурга, ещё пару лет назад обещал, что скоро и наши российские права признают в Италии, но воз и ныне там.
Как без ног
В Италии без своего автомобиля как без ног. С мужем я жила в городке, где нет даже железной дороги - её демонтировали за "ненадобностью" и сделали прекрасную длинную велодорожку. Без машины, особенно, в выходные дни - никуда.
В провинции Варезе, где я живу - ситуация не лучше. Чтобы попасть в населенный пункт, который находится в 5 км, нужно делать крюк в 20 км через город Варезе.
Первую попытку записаться в автошколу я предприняла ещё в Новенте Вичентине года три назад, но меня смутило, что лекции там ведутся на диалекте венето. Я попросила преподавателя говорить по-итальянски, он пошёл мне навстречу, но через пару минут "сменил пластинку".
Ситуация усугублялась тем, что у нас с мужем какое-то время не было автомобиля, ему самому пришлось пересдавать на права с нуля, не смотря на 30-летний стаж вождения без единой аварии. По какой причине - история долгая, грустная, но типичная.
"Сдай с первого раза"
Я тогда решила учить сама. Муж заказал мне в инете учебник с ПДД (правилами дорожного движения) на двух языках. Каждый день я проходила по главе, спотыкаясь на корявом и неточном переводе.
Весной 2019 года я узнала о курсе Анны Волошиной из Вероны «Сдай на итальянские права с первого раза». Я связалась с Анной и стала заниматься с её группой. Во время вебинаров Анна на пальцах объясняла нюансы кодиче делла страда (ПДД Италии). Также мы смотрели уроки в записи.
Но тогда я так и не решилась сдавать на права - абсолютно не чувствовала себя готовой, плюс - училась на курсах ОСС (операторе сочио санитарио), которые отнимали массу времени.
Как я выбирала автошколу
В Италии я уже пятый год и откладывать больше некуда. Поняв, что сама не справлюсь, я начала искать автошколу, но ближайшие были - в Варезе, на расстоянии 7-9 км. Автобусы ходят раз в 1,5 часа. Засада. Я выбрала три автошколы, которые были в шаговой доступности от железнодорожной станции Варезе, правда остановиться пришлось на той, которая раньше открывалась.
Обеденные перерывы в Италии - это песня! В автошколе "Мотта" обед длится с 12.00 до 16.30 - 4,5 часа! В "Луиджино" - с 12.00 до 15.30 - 3,5 часа, в "Юнионе-реали" - с 12.00 до 14.00. Я выбрала последнюю, иначе бы не успевала вовремя возвращаться на работу после перерыва. Я ведь работаю и у меня свой график. А автобусы ходят редко...
Цены во всех автошколах разные. Просто записаться стоит в "Мотте" - 240 евро (21600 рублей), в "Юнионе" - 250 (22500), в "Луиджино" - 180 (16200). Отдельно надо платить за экзамены. В "моей" автошколе за экзамен по теории берут 150 евро (13500 рублей), по вождению - 200 евро (18000 рублей), час практики за рулём стоит 42 евро (3780 рублей). В "Мотте" и "Луиджино" все экзамены - по 180 евро, час вождения - 40 евро.
Когда я стала заниматься на онлайн-курсе Наталии Шпиталенко из Рима, выяснилось, что в столице Италии расценки на услуги автошкол раза в два ниже, чем на севере страны, где я живу.
"Луиджино" в Варезе - дешевле всех. После перерыва в 15.30 у входа в эту автошколу стояла очередь будущих автолюбителей. Но расписание их лекций мне не подошло. Тем более, что они проводятся исключительно очно, в аудитории.
Пандемия приучила нас к онлайну. Очень не хотелось тратить время на дорогу, кроме того - нужно наводить марафет перед выходом в люди. Плюс автобус туда-обратно - 3,6 евро (325 рэ).
В школе Unionereali лекции проходят в зуме 4 раза в неделю по часу. Инструктор Маттео сразу же отфутболил, когда я попросила добавить меня в виртуальный класс. Я должна была прислать ему запрос, но оказалось, что в автошколе мне дали неправильный емэйл. В общем, пока мы разбирались с "мылом" и настройками моего ноутбука, прошла неделя. В итоге мне помогла одна из учениц автошколы. Сами работницы на ресепшн смотрели в мой ноутбук и сокрушались: "Ах, у вас тут всё по-русски, мы ничего не понимаем". Хотя мой ноут я покупала в Италии и все настройки в нём на итальянском.
Помимо доступа к урокам за свои 250 евро, мне установили на телефон приложение drivelab, в котором я начала решать квицы (вопросники). На самом деле лекций по всем темам ПДД полным полно в ютубе в свободном доступе, квиц можно скачать или купить за небольшие деньги, и заниматься самостоятельно. Я-то думала, что в автошколе меня будут обучать, но ошиблась.
Плата за годность
Чтобы записаться в автошколу, нужно получить заключение врача на пригодность к вождению. По-итальянски это называется ricevuta della trasmissione della relazione medica ai fini del rilascio della patente di guida.
Сначала я пошла к семейному врачу (медико ди базе), чтобы получить направление в АЗЛ (Azienda Sanitaria Locale). Докторесса Антоньетта за пять секунд поставила галочки в опроснике: болела/не болела и попросила за услугу 50 евро. Общаясь с соотечественниками в группе фб "ПДД в Италии. Поможем друг другу учить" я узнала, что в некоторых областях "сапожка" семейные врачи выдают такие "бумажки" - бесплатно, а некоторые выставляют счёт - 100-130 евро.
В АЗЛ с меня взяли ещё 40 евро и отправили к врачу, который даёт окончательное заключение. Ситуация осложнялась тем, что АЗЛ и врач находятся в разных городках на приличном расстоянии от моего места жительства.
К счастью, визит 4 марта сего года прошёл быстро - сама заполнила опросник, затем прочитала вслух всего 3 буквы на стенде и получила документ на руки. Действителен он всего три месяца, поэтому нужно было поторопиться со сдачей экзамена по теории.
В автошколе мне выдали 4 квитанции (госпошлина) на общую сумму около 80 евро. Я оплатила их на почте.
15 марта меня официально оформили в автошколе "Юнионе-реали" и четыре раза в неделю по часу я участвовала в лекциях, которые проводил Маттео. Однако в конце апреля я покинула это учреждение и, надо признаться, правильно сделала, потому что преподаёт Маттео, скажем, так себе, да ещё и не отличается хорошим воспитанием. Я заметила это при нашей первой беседе, но, как всегда, решила, что это случайность.
При расставании в автошколе "Юнионе-реали" мне полностью вернули деньги (250 евро) и отдали документы. Я чуть было сразу же не отнесла их в другую автошколу - "Мотта", но там уже начался перерыв, очень длинный. За переход из одной автошколы в другую нужно было заплатить 180 евро.
Спасибо соцсетям (группе "ПДД в Италии" в фб), я узнала об итальяно-русском курсе теории вождения, который ведёт опытный инструктор одной из римских автошкол Клаудио и преподаватель итальянского и русского языков Наталия Шпиталенко. Пересмотрев море лекций в интернете, я немного поднатаскалась, но чувствовала себя очень неуверенно.
Подход Наталии и Клаудио мне очень понравился и даже стало интересно учиться. Очень важно, что половину занятия мы с группой вместе, по очереди, отвечаем на вопросы квица по заданной теме. Вопросы бывают такими запутанными, замороченными, неоднозначными, что без Наталии нам бы пришлось непросто. И дело не только в профессиональном переводе, но и - в разъяснениях, что имел ввиду автор вопроса и в чём подвох.
Наталия использует для подготовки сайт qwizard.it - он самый удобный из всех, по которым я пыталась заниматься.
В общем, с удовольствием учусь на курсе по теории ПДД и самостоятельно подала документы в автоинспекцию (motorizzazione) города Варезе. Как действовать (от и до) мне рассказали Наталия и Клаудио, я поделюсь своим опытом в следующей статье.
Жаль, я не начала сразу же заниматься на этом курсе, сэкономила бы и время, и нервы. Кстати, стартовал этот курс с лекций-мультиков "Mario racconta" (Марио рассказывает), где симпатичный мультяшный инструктор Марио знакомит в доступной форме с темами ПДД Италии. Придумал это подспорье в картинках сын Наталии Александр. Спасибо ему!
Мне уже назначили дату экзамена и сложно обойтись без переживаний, особенно когда многие итальянцы не сдают с первого раза.
Мой сосед Анжело сдал теорию только с ПЯТОГО раза! Анжело - итальянец и вполне себе смышленый молодой человек, но ему хронически не везло - каждый раз делал по 5 ошибок. После второй попытки нужно платить заново. Мне кажется, что-то не так в системе обучения ПДД в итальянских автошколах.
Понятно, что бывают сложные скеды (подборки вопросов), я сама с этим сталкиваюсь. Три раза подряд отвечаю по 40 вопросов с нулём ошибок, а потом вдруг раз - сразу 5-7. Чтобы сдать - нужно дать не более 4 неверных ответов из 40.
ПДД Италии включает в себя 25 тем и 7165 вопросов quiz.
Если, например, готовиться к сдаче теории три месяца, то ежедневно нужно проходить не менее 80 вопросов (по две скеды/подборки из 40 вопросов).
Всем, кто учится и сдаёт экзамены - буона фортуна!
Если есть вопросы - задавайте. Благодарю за внимание!
Читайте также: Сдала итальянскую теорию ПДД с первого раза, без автошколы, но итальянцы мне не поверили
Чтобы найти интересующие вас тексты, заходите в мой
Путеводитель по каналу “Жена итальянца”. Темы и рубрики
Тексты о том, как я получала итальянские водительские права - в разделе № 37