Найти в Дзене

Зимние олимпийские игры в Пекине не могут быть аполитичными

Критику зимних олимпийских игр в Пекине из-за грубых нарушений прав человека отказывают спортсменам и олимпийским комитетам как ненужную политизацию спартакиады.

Для понимания того, насколько узки отношения между политикой и олимпийскими играми в современном Китае, необходимо еще раз напомнить о характере китайского политического истеблишмента, который по своей сути и по своим официальным позициям с ценностями олимпийского движения несовместим.

"Новый Китай", как сама себя называла в отечественной пропаганде, был после победы в кровопролитной гражданской войне с нуля построен с помощью советских советников и по образцу политического истеблишмента СССР сталинской эпохи. В этом духе Китайская народная республика и по сей день словами своей конституции профилируется как "демократическая диктатура народа во главе с рабочим классом в союзе с крестьянами".

В китайской конституции прямо не говорится о руководящей роли партии, отмечается, однако, что "социалистический строй является основным строем народной республики" и его "нарушение любой организацией или отдельным лицом запрещено"." Каждый гражданин Китая знает, что "социализм" означает здесь ведущую роль партии во всех ее проявлениях, включая отказ от основных гражданских прав и независимой судебной системы.

Коммунистическая партия в духе ленинской концепции выдает себя за авангард китайского народа, что ведет к утопическому будущему, в последние годы особенно под опасно националистическим лозунгом "великого возрождения китайской нации". Коммунистическая партия легитимирует свое исключительное положение на основе идеологии "научного познания общественного развития и его исторических законов".

Товарищ по осмотру олимпийского объекта

В нем говорилось, что партия имеет право на "управляющую компанию" в интересах "абсолютного большинства народа", а физическое лицо имеет в этом устройстве не только в качестве исполнителя воли сторон, но и в случае необходимости в своих личных интересах в любое время будет готово пожертвовать интересами "всего народа". Каковы эти интересы народа, конечно же, не кого иного, как власти КПСС, от партийного руководства вслед за секретарями местных организаций, которые зачастую и обеспечивают вашу личную выгоду.

Иными словами, это государство имеет свою институционально — идеологическую природу сегодняшнего сталинского-с той разницей, что после распада плановой экономики со старой политической системой сохранилось частичное внедрение в экономику новых рыночных принципов и контролируемый доступ иностранных компаний на китайский рынок. Успех реформ, обеспечивающих неограниченную интеграцию Китая в мировую экономику, вынужденную передачу технологий и ноу-хау из развитых стран, если их компании хотели в Китае вести бизнес, и все это в сочетании с различными ограничениями доступа иностранных компаний на внутренний рынок.

Способствующий быстрому экономическому росту страны фактор, о котором, как правило, умалчивают, это еще и система регистрации домашних хозяйств hukou system. Значительная часть населения, проживающая в сельской местности, по своей сути осуждает роль современного раба без возможности эффективно отстаивать собственные профессиональные интересы, без права переезда с семьей в города, где они работают на фабриках, без возможности дать своим детям образование и лучшее будущее.

После распада восточного блока и падения Берлинской стены ряд крупных социологов на Западе пришли к убеждению, что китайская политическая система тоже должна рухнуть, и это только вопрос времени, когда она будет демократизирована. На западе распространилось мнение, что с развитием китайской экономики и в результате связывания Китая с миром должен сформироваться сильный средний класс. По предположениям, следовало начать доклад о своих гражданских правах и превратить диктатуру в мирный путь — подобно тому, как это произошло в 80 — е гг.

Этому способствуют также крупные международные мероприятия, проводимые в Китае, которые должны быть направлены на содействие встречам и взаимному в мельчайших деталях обмену информацией и, как следствие, укреплению процесса сближения. Китай и Запад в рамках этого процесса должны сойтись на общей платформе общих экономических интересов и связанных с ними потребностей открытости, индивидуальной инициативы и гарантий верховенства права.

Именно с таким убеждением в свое время велись переговоры о проведении летних Олимпийских игр в Пекине, что в итоге Международный олимпийский комитет со второй попытки согласился на 2008 год. Это произошло с обещанием китайской стороны, что проведение Олимпиады будет способствовать открытому обмену информацией и улучшению положения в области прав человека в Китайской Народной Республике.

Ничего подобного, однако, в конечном счете не произошло, наоборот, развитие пошло в обратном направлении. Вместо постепенной либерализации социальной системы и установления правового государства произошло укрепление существующего режима. С момента вступления в должность генерального секретаря Си Цзиньпина (2012 год) абсолютно ясно, что трансформация политической системы в обозримом будущем не состоится.

Расскажите о систематических шагах его администрации, которые служат укреплению репрессивного характера режима и совершенствованию контроля и воспитания населения с помощью современных технологий. Си Цзиньпин ссылается на "возвращение к первоначальной идее" коммунистической революции и "западное мышление", вновь указывающее на угрозу безопасности государства.

Продолжающаяся цензура школьной программы и учебников в попытке искоренить в них "западные ценности", китайские СМИ-это "надо назначить партию", усилить репрессии против неудобных мнений, публикуемых в интернете. Владельцы независимого издательства в Гонконге, выпускавшего документальную литературу, разоблачавшую скандалы коммунистических функционеров, даже они все еще находились в конфликте с действующим законодательством, похищены в Китай, и там их будут судить.

Попытки работников отстоять свои интересы от работодателей заканчиваются прокуратурой, идет массовое подавление независимых адвокатов, которые защищали граждан, защищая судебные процессы от произвола властей. Частные компании, которые еще десять лет назад считались главным источником постепенной либерализации режима в стране, сегодня по закону обязаны создавать партийные организации и следовать их рекомендациям. Партийные организации также должны иметь филиалы иностранных компаний, действующих на территории КНР.

И не только это, в последние годы мы убедились, что по своему характеру сталинский китайский режим распространяет в мире нарратив о "достоинствах политического истеблишмента социализма с китайской спецификой" и планомерно работает над тем, чтобы Китай стал новой регулирующей державой.

Ярким примером того, как вы распространяете свою модель, которую представляет Пекин, является ситуация в Гонконге. Бывшая британская колония была присоединена к Китайской Народной республике на основе международных соглашений, гарантировавших жителям Гонконга все гражданские права и независимую судебную систему, а также содержавших обещание полностью демократически избранного правительства. Когда, однако, усилились требования о введении давно откладываемой обещанной реформы избирательной системы, пекинское руководство приняло Закон о государственной безопасности, на основании которого сегодня происходит утилизация легальной гонконгской оппозиции, власти закрывают независимые СМИ, проводятся чистки в образовании, где проводится "патриотическое воспитание", а население оказывается застрашовано.

Олимпийские идеалы в Китайской народной республике

Более ста лет назад Пьер де Кубертен основал олимпийское движение во имя гуманистического идеала всестороннего развития личности каждого отдельного человека, человеческого достоинства и мира между народами. Также в основных положениях Олимпийской хартии говорится о мире, человеческом достоинстве, запрете любой дискриминации и "уважении основополагающих общечеловеческих этических принципов".

Идеология и политика Компартии Китая, однако, саму идею общечеловеческих этических принципов отвергает, указывая, что, по его словам, "все ценности имеют классовую природу" и то, что именуется общечеловеческими ценностями, в частности Всеобщая декларация прав человека, есть не что иное, как инструмент Запада, направленный против Китая.

Вместо дефолтных мыслей из Всеобщей декларации, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах", строит руководство КНР риторику о "праве на развитие" и якобы культурных особенностях, которые отдают предпочтение коллективу перед индивидуумом. Коммунистическая партия Китая существования каких-либо общечеловеческих ценностей принципиально не признает и настаивает на том, что "ни при каких обстоятельствах нельзя допустить, чтобы на западе сложились так называемые общечеловеческие ценности с основными ценностями социализма".

Строго говоря, поэтому Коммунистическая партия Китая не признает даже "основных этических принципов", о которых упоминает олимпийская хартия. В духе этой тактики он неуклонно применялся на протяжении многих десятилетий, правда, номинально до уважаемого документа докладывал, не имея, конечно, в виду выполнения своей цели.

В логике инверсии отношений между словом и действительностью может тогда китайская пропаганда создать впечатление, что если мировое сообщество через Международный олимпийский комитет не согласится с проведением игр в Пекине, подтвердив, что никаких нарушений основных прав человека в той или иной стране не происходит и что идеология и политика Коммунистической партии Китая полностью соответствуют общепризнанным этическим ценностям. Легитимация проблемы социального истеблишмента в глазах отечественной и мировой общественности является, в конце концов, главной причиной, по которой в Китае были организованы олимпийские игры.

Проведение игр в КНР является, таким образом, в нынешней ситуации в высшей степени политическим актом, независимо от того, знают ли об этом спортсмены и официальные лица олимпийских комитетов или до закрытия глаз. Отменить Олимпиаду в Пекине вряд ли возможно из-за спортсменов, которых к событию прижали как к одному из самых ярких моментов своей карьеры и ни о чем другом не думали, даже не за огромные деньги, которые вокруг игр будут крутиться.

Политикам в демократических странах было бы, однако, необходимо придать серьезность идеалам Олимпийской хартии, поскольку она выражает ценности современного, открытого общества, в котором сердцем является не "народ", а каждый отдельный человек, и они не должны участвовать в улучшении репутации китайского авторитарного режима. Ведь если верно, что олимпийские игры-это праздник спорта, а не вопрос политики, то нет никакого резона политикам кататься верхом