Многие блогеры-урбанисты прошлись по этой теме Петербурга, когда во времена губернаторства Полтавченко и Албина, застройщикам выдавали зеленый свет на любое многоквартирное строительство,в любых масштабах и любого качества.
Такое жилье застройщики могли продавать немного дешевле и массово, ещё на этапе проектирования.
Среди желающих купить были обычные граждане и инвесторы,которые покупали несколько квартир или целый этаж.
Знакомый риелтор говорила, что таким инвесторам даже рассрочку льготную давали.
Они не дожидались сдачи дома, а продавали как только цена поднималась вдвое.
Такие дома строились быстро, а инвесторы по переустапке продавали квартиры. Но речь не о них, а о покупателях-счастливых жителях "человейников".
Почему?
Как уже писал, в Питере много коммуналок, а по различным программам можно было получить до половины стоимости квартиры халявных денег или под низкий процент.
Желающих покинуть свои мини гетто было много, а по факту они перебрались в гетто побольше.
Типичный пример это застройка Комендантского проспекта в Приморском районе.
За несколько лет тут возвели 11 жилых комплексов с минимальной инфраструктурой и квартальной закрытой планировкой.
Для понимания, что такое квартальная планировка: высотные дома располагаются по периметру участка (закрытый тип) , а между ними делаются проезды, шириной на 2 машины и небольшой дворик.
К таким комплексам одна подъездная дорога, а к дому квартальный проезд, в котором одна полоса заставлена припаркованным транспортом.
Парковки либо не было в проекте, либо место в паркинге продается отдельно.
Эти кварталы относительно новые и располагаются в черте Петербурга.
В городе давно разработаны более приемлемые нормы для обеспечения соц инфраструктурой,и если не сразу, то позже, застройщик строит сады и школы.
Но есть кварталы в Девяткино, Парнасе и Кудрово.
Территориально они располагаются в Ленинградской области,где нормативы иные, да и денег меньше.
Не готова была область получить такой объем жителей, а обязанности у застройщиков обеспечить даже детским садом нет.
В Девяткино скорая помощь приезжает часов через 5 или не приезжает вовсе.
На 97000 проживающих 3 школы, и те недавно сдали, а первая очередь жилья введена в 2012 году.
Работать, учиться, гулять и отдыхать люди ездят в Петербург, отсюда ужасные пробки и толпы в метро.
Из-за отсутствия обязательств, компактности и высотности строительства застройщики могли снизить стоимость жилья, чем и привлекали покупателей.
К тому же, если говорить о пригородных территориях, то и земля там дешевле.
Новую квартиру можно было купить по цене комнаты в черте города.
Кто покупал?
Про одну категорию я уже написал выше-инвесторы.
Вторая-молодые петербуржцы, которые устали от жизни с родителями и коммуналок.
Третья-приезжие, которые не сильно вникали в особенности развития Петербурга.
Вот и получается, что пока не переехали и не окунулись во все сложности:отсутствие дорог, школ, садов, больниц и поликлиник все было прекрасно,но мечты о спокойной жизни разбились о Мурино, Кудрово или Парнас.
Лечиться ходят в платные поликлиники, детей возят в школы и сады до соседних районов, работают тоже в городе, затрачивая часа полтора на дорогу.
Претензии?
Когда ты молод или одинок, то кажется, что так и будет, а все трудности тебе по плечу.
Учиться уже не надо, насморк пройдет, а вставать пораньше не проблема, но все быстро меняется,и все несущественное, становится необходимым.
И теперь требовать бесполезно, а просьбы слышат слабо.
Кажущаяся дешевизна со временем становится дорогой ошибкой.