Найти тему
soullaway soullaway

Боб Дилан. Оскароносный нобелевский лауреат.

Традиционно принято считать, что именно в русском роке главенствует текст. Миф этот взялся из далёкой эпохи 80-х, когда свои кустарные записи и нежелание работать над аранжировками маскировали под гнёт тоталитаризма. Ну, ладно-ладно. Пошутить нельзя что ли? Я вполне спокойно отношусь к русскому року, а некоторых его представителей слушаю до сих пор и с любопытством и иногда даже с восторгом. Умеют у нас делать хорошую музыку, и этот факт отрицать я не буду.

Тем не менее, миф о том, что исключительно русскоязычные тексты могут претендовать на звание стихотворений мне не нравится. На западе тоже хватает людей, которые работали и продолжают работать со словом. Другой вопрос, что многие мои соотечественники не владеют на должном уровне иностранным языком, что бы оценивать англоязычные тексты. Да, честно говоря, я и сам не большой знаток тут. Но я уверен в одном, просто так нобелевскую премию никому не дают, если это не касается политики. И в случае с таким мощным мужиком как Боб Дилан дело явно не в политике.

На протяжении всей своей длиной жизни этот человек работал как со словом, так и со звуком. Можно ли назвать его новатором? Бесспорно. Тем более если посмотреть на список людей, которые считают, что он оказал на них влияние, то сразу станет всё ясно. Так вот в списке будут люди, начиная от The Beatles и заканчивая Патти Смит. Слушали его миллионы людей, но среди поклонников хватает и таких глыб которые впоследствии сами собирали огромные залы и становились культовыми фигурами. И, в общем-то, оно немудрено. Особенно если учесть тот факт, что Боб играет с 60-х и первый альбом выпустил ещё в 1962 году. Журнал же Rolling Stone и вовсе ставит Боба на первое место среди сотни величайших авторов всех времён. Для сведенья Джон Леннон там идёт лишь на третьей строчке. И что бы понять, как это удалось Бобу необходимо немного прикоснуться к его биографии.

-2

Родился будущий великий поэт в небольшом американском городке Дулут. Рос так же в провинции, в городе Хиббинг. Да, настоящее имя у певца Роберт Циммерман. И с юных лет Роберт проявлял интерес к рок-н-ролу и блюзу. Иронично то, что начинал-то он в итоге с фолка. Хотя рос совсем на другой музыке. По его собственному признанию фолк показался ему шире, глубже и тоскливее чем рок-н-ролл. А там где есть место тоске, там есть место и жизни. В 1959 году Роберт после окончания школы переехал в Миннеаполис и как раз тогда он и взял себе псевдоним, под которым его узнал мир.

Довольно иронично то, что его дебютный альбом продался тиражом в 5 тысяч копий. И ряд людей даже советовали компании расторгнуть с ним контракт. Однако уже через несколько лет песни Боба пели такие титаны как The Hollies, The Byrds и Sonny & Cher. Параллельно с тем как сам Боб рос как автор, он приобретал всё большую популярность ещё и как борец за гражданские права.

-3

Учитывая невероятно пёструю жизнь артиста и его переходы от одной стилистике к другой, я опущу всё это. Тем боле о Бобе хватает и документальных фильмов и книг. Он неспроста считается одной из важнейших вех в мировой культуре. И бесспорно он культовая фигура. Стал же он таким, потому что никогда не зацикливался на чём-то одном и постоянно искал новые формы, не обращая внимания на желания поклонников.

Но меня тут занимает другое. По моим ощущениям в России ровно как и в Советском Союзе Боб никогда не был особо популярен. И тут как раз сказывается видимо то самое отсутствие знания английского языка на должном уровне. И именно отсюда взялся миф о том, что у нас-то умеют писать тексты, а на западе нет.

Увы, но даже спустя десятилетия после распада Советского Союза подобное мнение продолжает существовать в головах моих соотечественников. Уж не знаю, что тут сказывается. Природная лень или ещё что-то, но взять и хотя бы в ознакомительных целях почитать переводы песен им лень.

-4

Меж тем я неспроста так назвал сегодняшний материал. Боб действительно получал и нобелевскую премию по литературе и Оскар за песню к фильму. А самое занятное, что Боб бывал с гастролями в Советском Союзе ажно ещё в 1985 году. И приезжал он выступать на «Вечер мировой поэзии». Кроме Москвы он отыграл ещё в Тбилиси и катался в Одессу. Правда не знаю, был ли там концерт. Выступление же в Москве было провальным как раз по той причине, что отечественный зритель понятия не имел о тех вещах, которые озвучивал со сцены Боб. И позже на даче у Андрея Вознесенского Дилан буквально рыдал от того, что был не понят и холодно принят нашей публикой. Такая вот история.

Напоследок могу сказать только одно. Прежде чем развешивать ярлыки необходимо хотя бы немного изучить предмет. И уж точно нельзя американцев обвинять в отсутствии таланта. У них тоже умеют писать стихи.

У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.