«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Мф. 6: 33).
В нашем современном мире у большинства людей множество забот, особенно у тех, кто живёт в больших городах, где принято куда-то спешить, торопиться. Жизнь современного человека полна стрессов, повседневных забот, всевозможных проблем. Современный человек пребывает в постоянной суете, спешке. У современного человека множество проблем - сложности на работе, в семье, кредиты, нехватка денег. Многие живут в постоянном стрессе, беспокойстве. Всё это вызывает уныние, депрессии, потерю мира душевного и другие проблемы со здоровьем психическим и физическим. Одним словом, «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета». (Еккл. 1: 2). В результате всего этого, люди отдаляются от Бога, забывают о своей бессмертной душе. Из-за нарушения заповедей Божиих, суеты, которой мы отягчаем себя, как и было предсказано, в последние времена, Дух Святой будет практически отнят от земли, а ад наоборот весь будет на земле. Дух Святой дарит любовь и радость. А уныние и ожесточение происходит от духов злобы поднебесной. Всё это является признаками последних времён, о которых говорит Господь: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение, люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются. (Лк. 21: 25-26). Уныние же стало, на мой взгляд, сейчас распространено из-за оскудения веры, любви в людях и умножения беззаконий, когда люди удаляются от Бога, «и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24: 12). Любовь, радость дарит Дух Святой. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.» (Гал. 5: 22-23).
Как же сохранить мир душевный и не беспокоиться? Ведь он так необходим для спасения души в жизнь вечную, да и здесь на земле хранение мира в душе помогает избежать многих зол и страданий. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.» (Мф. 5: 9); «Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.» (Ин. 8: 35). Ответ на этот вопрос даёт христианство. Чтобы выбраться из всей этой суеты, проблем, нужно обратиться к Богу, чтобы Он избавил от уныния, беспокойства, подавая Свой мир: «Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф.» (Мал. 3: 7). Господь дал нам Своё Слово, как Любящий Отец Своим детям, для нашего блага, чтобы облегчить нам жизнь, и чтобы мы обрели мир, покой, а затем и жизнь вечную. «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения.» (Псалом 118: 165). Следуя заповедям Божиим, можно обрести мир, покой уже здесь на земле, а потом и жизнь вечную во Христе, и никакие временные обстоятельства не могут повлиять на этот мир, который даётся ищущим Царствия Божия и правды Его. «Быв же спрошен фарисеями, когда придёт Царствие Божие, отвечал им: не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.» (Лк. 17: 20-21). Мученики не теряли мира душевного, когда их били, мучили, убивали, они радовались, что страдают за Христа, освящённые благодатью Святого Духа: «потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1: 29). «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.» (Рим. 8: 17-18). Мир, любовь, радость – всё это дары Духа Святого, но человек должен прежде сам всеми силами стремиться сохранять мир в себе, в своих мыслях, чувствах. «Мы должны все свои мысли, желания и действия сосредотачивать к тому, чтобы получить мир Божий, и с Церковью всегда взывать: «Господи Боже, мир даждь нам». Преподобный Серафим Саровский. «Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас.» (Исаия 26: 12). Ведь Бог живёт в мирном сердце. Человек призван быть храмом Духа Святого: «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.» (1-е Кор. 3: 16-17). А в ком живёт Бог, тот имеет в себе жизнь, и после смерти обретает вечную жизнь в Боге. «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.» (Ин. 5: 26). Поэтому и надо стремиться к миру душевному, а мир душевный привлекает любовь к ближнему, к Богу, радость, молитву и другие дары. «Кто в мирном устроении неуклонно ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары…Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума». Преподобный Серафим Саровский.
Мир душевный мы готовы потерять из-за любой мелочи. Всякий пустяк может вывести нас из себя. «Сы́нове челове́честии, доко́ле тяжкосе́рдии? Вску́ю лю́бите суету́ и и́щете лжи?» (Псалом 4: 3). Какие-то незначительные проблемы, такие как, например, конфликт в транспорте, конфликт с близкими из-за какой-то мелочи, малейшее оскорбление, насмешка в наш адрес, и мелкие неприятности могут лишить мира душевного, принести озлобление, беспокойство, раздражение в душу. Не говоря уже о проблемах посерьёзнее, которые человек часто сам себе устаивает в погоне за карьерой, богатством, пребывая в постоянной суете, спешке. Особенно когда возникают проблемы, на работе, в семье, конфликты с кем-то, помыслы так и одолевают, входя в душу, и возмущая её, озлобляя, принося немирствие, беспокойство, мучая душу, иногда лишая человека сна. Человек, начинает в мыслях выстраивать планы мщения, мысленно возвращается к этой проблеме. «Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершают утром на рассвете, потому что есть в руке их сила!» (Мих. 2: 1). Пуская эти помыслы к себе в душу, человек пускает бесов к себе, которые и начинают душу мучить, колечат её, ранят. Человек, который поступает так, не любит себя, в-первую очередь, ведь он мучает свою душу, устраивает ад в своей душе. «И учил их, говоря: не написано ли: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»? а вы сделали его вертепом разбойников.» (Мк. 11: 17). Как говорит преподобный Антоний Великий душа в этот момент соединяется с демонами-мучителями. «Госпо́дь испыта́ет пра́веднаго и нечести́ваго, любя́й же непра́вду ненави́дит свою́ ду́шу.» (Псалом 10: 5). Поэтому мы и называем гордость, зависть, гнев и другие страсти смертными грехами, которые лишают душу благодати Святого Духа, Которым всякая душа живится. Если преследуют, какие-то навязчивые злые мысли, злые чувства не дают покоя душе, то нужно прибегнуть к покаянию перед Богом, исповедать это в таинстве Покаяния, просить Господа, чтобы Он избавил от этих мыслей, чувств и исцелил душу: «Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос». (Еф. 5: 13-14). А вообще надо стараться не пускать в себя эти помыслы, отгонять их, обращаясь с молитвой к Богу, и прося Его о помощи, и обязательно поучаться в Слове Божием. Если знать Слово Божие, Его заповеди, то можно как духовным мечём бороться с помыслами, заменяя плохие мысли, на мысли Евангельские, добрые, которые говорят о любви ко всем, в том числе и к врагам: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.» (Мф. 5: 43-45). Таким образом, наши враги превращаются в благодетей, потому что мы, благодаря им, приобретаем образ Христа, Который молился за распинающих Его, и становимся детьми Отца Небесного. Вот почему Господь сказал нам бодрствовать и молиться: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мк. 14: 38). Эти помыслы приходят, как воры, и надо бодрствовать и не пускать в свою душу их, пребывая в молитве, и мысля, в соответствии с Евангельскими заповедями: «Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придёт вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.» (Мф. 24: 43). Человек, который мыслит не о земном, а о небесном, поднимается над всем, устремляет ум к Богу, и таким образом он соединяется с Духом Божиим, Который есть любовь, а не с бесами, и на душе наступает мир и покой. «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце моё и плоть моя восторгаются к Богу живому. И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает её благословением; приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе» (Псалом 83: 3-8). Вот почему истинная любовь к себе проявляется в том, что человек соблюдает заповеди Божии: «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его.» (2-е Ин. 1: 6).
Мир душевный, смирение - это божественный дар, который даётся человеку верующему и уповающему на Бога. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.» (Ин. 14: 27). Смирение – это действие Божественной Благодати в человеке. Но человек должен потрудиться, чтобы обрести истинное смирение. «Смиренномудрие есть образ мыслей, заимствованный всецело из Евангелия, от Христа. Смирение есть сердечное чувство, есть залог сердечный, соответствующий смиренномудрию. По мере упражнения в смиренномудрии, душа приобретает смирение, потому что состояние сердца всегда зависит от мыслей, усвоившихся уму». Святитель Игнатий Брянчанинов. Каков же образ мыслей смиренного человека? Смиренный и кроткий человек принимает всё, как от Руки Божией, смиряется с волей Божией о нём, как Господь сказал Пилату, Который Его предал на распятие: «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19: 11). Надо всегда помнить, что без воли Божией и волос с головы не упадёт: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.» (Мф. 10: 29-31). Смирение помогает пережить скорбные обстоятельства, помня, что всё делается промыслительно, и мы сейчас можем даже не осознавать, что эти обстоятельства также содействуют нашему благу и спасению души, потому что Господь всё оборачивает к нашему благу: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.» (Рим. 8: 28). Благодарить нужно и за скорби, которые способствуют пользе душевной, очищению души от грехов. Возможно Господь хочет обратить человека к себе, таким образом, чтобы спасти его душу. Скорби способствуют также тому, что человек испытав сам страдания, понимает страдания других, учится таким образом состраданию, приобретая любовь к ближним и уподобляясь Христу. «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.» (Иак. 5: 11). Лучше здесь временно пострадать, чем в вечности. «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.» (Рим 5: 3-5). Святитель Игнатий Брянчанинов советовал произносить следующие слова в любых обстоятельствах: «Слава Богу за все! Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя». Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня». Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». И тогда может услышим ответ: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.» (Лк. 23: 43). Бывает только через какое-то время мы понимаем, что это было к нашей пользе. Пример из нашей современной жизни. Человек вынужден был переехать в место, в которое не хотел переезжать, плакал, но так сложились обстоятельства, пришлось переезжать именно туда. Через какое-то время оказалось, что на этом месте где стоит дом, куда он переехал, раньше был храм Божий, место очень понравилось ему. Он очень доволен и благодарен Богу, что именно в этом дом Господь привёл его. «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.» (Исаия 55: 8). Вера в Бога, доверие Ему, надежда на Него очень помогает пережить все скорбные обстоятельства. Да и кто переживает терпеливо скорби, с благодарностью Богу, тому они вменяются как подвиги, или даже больше, этим покрывается множество наших грехов. А Господь подаёт человеку силы, мир душевный, чтобы он мог терпеливо нести свой крест. В итоге всё это оборачивается к его благу и во спасение души. «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает её благословением; приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.» (Псалом 83: 6-8).
В жизни у человека есть какие-то желания, планы. Но всегда ли они совпадают с волей Божией? Мы непременно хотим, чтобы всё было по-нашему. А если не получается, так как мы хотим, то унываем. Ещё хуже, когда у человека не получается что-то и он начинает использовать какие-то неправедные средства для достижения своей цели, а это уже прямое противоречие воли Божией. И, например, часто, когда предстоит решение какого-то серьёзного вопроса у человека это вызывает беспокойство, как решится это дело. Именно смирение может помочь в таком случае. Как советует американский психолог Дейл Карнеги, в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить?» нужно проанализировать все варианты, хороший и плохой, заранее смирится с неудачей, и сразу же подумать, что в случае неудачи делать, какой выход найти, чтобы не отчаяться, и не потерять мира душевного. Всё это соответствует учению христианства о смирении. Как было сказано преподобному Силуану Афонскому Духом Святым: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». При этом надо не забывать, что всё бывает по воле Божией и Господь обращает всё нам на пользу, к нашему благу. «На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицом Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним.» (Иер. 15: 19). Если Бог не даёт чего-то, значит Он хочет дать лучшее. Поэтому не стоит беспокоиться об исходе дела, предавая всё на волю Божию, как молился Христос: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет.» (Лк. 22: 42). А если человек обольстит себя, ожидая только лучшего, то если этого он не получает, он может впасть в уныние, депрессию, отчаяние, создавая ад в своей душе. И от себя не нужно ожидать многого, почитая себя грешником худшим всех. Если так думать о себе, то легко переживать впадение в грехи. Такой человек надеется не на себя, а на милость Божию. Поэтому говорит: «что ожидать от меня грешного было» при падении, встаёт, кается перед Богом и идёт дальше. «Настоящее смирение, надеется на Бога — не на себя и не на человеков, и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно». Святитель Игнатий Брянчанинов. «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его. Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его.» (Псалом 145: 3-5). Ложное же смирение надеется на свои силы, требует от себя слишком много, не может снисходительно относится к своим немощам, слишком осуждает себя за своё несовершенство, он может отчаяться из-за падений, или слишком тяжело их переживает. Всё это от гордости. От этого может родиться и осуждение других, требование слишком многого от других. А вся надежда наша и упование на Единого Безгрешного Господа Иисуса Христа и спасение наше не от наших дел, а в уповании на Милосердие Божие. «Бог Сам живет в том человеке, у которого мирное сердце. Главное: считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сама ко всем оные имей – вот и улучишь мир! А как только начнешь искать, чтобы другие тебя заметили да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели, тогда прощай, мир душевный!» Преподобный Анатолий.
Также беспокойства о будущем, что будет завтра, например, лишают мира душевного, как и мысли о прошлом. Это непослушание Слову Божию, которое говорит: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.» (Мф. 6: 34). Нужно не забывать, что планировать свою жизнь стоит с оговоркой: «если будет на, то воля Божия», потому что наша жизнь в Его Руках. «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.» (Иак. 4: 13-16). «Меж упований, забот, между страхов кругом и волнений думай про каждый ты день, что сияет тебе он последним; радостью снидет тот час, которого чаять не будешь.» Римский поэт Гораций. «Отгородите прошлое и будущее железными дверьми. Живите в герметизированных сегодняшних отсеках». Сэр Уильям Ослер. «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3: 13-14). Если так жить сегодняшним днём, не помня о прошлом, не беспокоясь о будущем, не пуская злые помыслы в душу, помня, что без воли Божией ничего не бывает, и Бог обращает всё нам во благо, то это может помочь сохранить мир душевный, так необходимый для спасения души.
«Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами.» (Фил. 4: 4-9).
«Благослове́н еси́ Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м» (Псалом 118: 12).