Найти тему

Олег Даль: недооценённый гений. Творческий надлом актера берёт начало в ефремовском "Современнике".

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Олег Иванович Даль. Уникальный, неповторимый. Гениальный. Любимый зрителем и при этом не получивший никаких званий, наград от государства. Сегодня уже не важно - для публики, зрителя он был и остается в памяти самым что ни на есть народным артистом. Но это игнорирование его профессиональных, творческих достижений, вне всякого сомнения, тоже повлияло на его ранний уход.

Даль всю жизнь искал СВОЙ театр. Так сложилось, что главной сценой для него стал "Современник".

Олег Даль пришел к Ефремову в 1963 году, "Современник" переживал свой взлет, сложилась команда талантливых актеров, которые вместе с главным режиссером создавали театр - молодой, живой, бурлящий идеями и планами.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Олег Даль в "Современнике" сыграл мало, гораздо меньше, чем заслуживал его талант. Самые громкие ефремовские спектакли состоялись без его участия. Можно только гадать, почему так. Коллеги вспоминали, что Ефремов называл Даля "талантливым дилетантом". То есть не профессионалом? Почему? Может, потому, что гений Даля не укладывался в рамки профессии? Его манера игры уникальна: ироничный, даже саркастичный, он балансировал на грани, он умел сыграть грусть в смешном и смешное в грустном; он менялся физически в зависимости от режиссерской задачи: мог быть натянутым, как струна, жестким - как в роли Тени, или почти растекаться по сцене, как его сэр Эгьючек в "Двенадцатой ночи".

Не ясно, что имел в виду великий Ефремов, но между ними не получилось такой режиссерско-актерской коммуникации, из которой бы родились большие роли Олега Даля. В период, когда "Современник" возглавлял Ефремов, главных ролей Даль не играл. Есть ощущение, что Даль, всё понимая про себя и свой дар, в какой-то момент не сумел придержать амбиции. Или даже гордыню? Ефремов был ведь не просто гениальный актер и режиссер. Для "современниковцев" он был Учитель, гуру. А Даль в работе над ролями всегда был в известном смысле сам себе постановщик и режиссер. Этакое столкновение двух титанов.

В спектакле "Вечно живые". "Современник". Фото из открытых источников.
В спектакле "Вечно живые". "Современник". Фото из открытых источников.

Кроме того, коллеги Даля отмечали, что Олег Иванович был похож на Ефремова - необъятным талантом, непрекращающимися творческими поисками. И даже внешне - худощавые фигуры, оба в вечном движении, в динамике. Трудно в это поверить, но, вероятно, Ефремов не желал признавать, что в театре появился актер, как минимум, равный по масштабу дарования ему самому. Так или иначе, но факт остается фактом: Ефремов просто не давал Далю главных ролей.

Впрочем, в своих дневниках, которые Даль вел на протяжении всей жизни и где мало кого щадит, о Ефремове он пишет, отдавая должное его великому таланту и человеческим качествам.

Именно в те годы у Даля начинаются проблемы с алкоголем. Они нарастают быстро и настолько серьезны, что становятся препятствием в творчестве. Никакой режиссер не захочет рисковать в дальнейшем, если уже случались срывы репетиций и спектаклей.

Дольше других терпела его срывы Галина Волчек. Она любила талант Даля, она понимала его уникальную актерскую природу. И верила в него. Встречала на вокзале, когда он возвращался со съемок, успевала посадить в машину, пока его не перехватили и он не ушел в очередной запой. Она высоко оценила работу Олега Даля в спектакле "На дне", который Волчек поставила в 1968 году. Его Васька Пепел - выдающаяся роль, после премьеры спектакля имя Даля прогремело на всю театральную Москву. Волчек довольно долго прощала актеру многочисленные его грехи, но никакое терпение не вечно. Устала Галина Борисовна, а Даль подался в Ленинград.

В роли Васьки Пепла в спектакле "На дне". "Современник". Фото из открытых источников.
В роли Васьки Пепла в спектакле "На дне". "Современник". Фото из открытых источников.

Сыграв в одном спектакле Ленинградского театра им. Ленинского Комсомола, он вернулся в "Современник". Тогда главным режиссером стала Волчек; она сама попросила его вернуться. Даль сыграл еще несколько великолепных ролей - роль сэра Эгьючека в "Двенадцатой ночи", Бориса Бороздина в "Вечно живых", Гусева в спектакле "Валентин и Валентина". Впрочем, главных ролей так и не было.

И он ушел из "Современника". Уже навсегда.

В Театре на Малой Бронной не сложилось, не смотря на то, что Анатолий Эфрос Даля боготворил, и в этом театре Олег Иванович замечательно сыграл Беляева в спектакле "Месяц в деревне". Не сложилось, потому что сама роль Далю не нравилась, не нравилась атмосфера в театре, не слишком по нраву были работа с примой театра Ольгой Яковлевой и её особое положение в труппе.

В спектакле "Веранда в лесу". Театр на Малой Бронной, 1977 год.
В спектакле "Веранда в лесу". Театр на Малой Бронной, 1977 год.

Сцена Малого станет последним его театральным пристанищем, он успеет сыграть лишь в одном спектакле.

В кино Олег Даль снимался много. Но опять эта вечная его неудовлетворенность: всё не так, всё не то... А ведь именно кино сделало его одним из любимых актеров поколения.

Ему довелось сыграть у такого крупного режиссера, как Григорий Козинцев. Это была роль шута в картине "Король Лир", сыгранная блистательно. Козинцев ценил и понимал Даля. А еще прощал ему многое, потому что, как человек мудрый и проницательный, предвидел его судьбу. Говорил:" Мне его жаль, его ждет печальный конец."

В х/ф "Король Лир", 1970 год. Фото из открытых источников.
В х/ф "Король Лир", 1970 год. Фото из открытых источников.

В кино Далю удалось то, о чем в театре он только мечтал. Вампилов, "Утиная охота". Это была его роль, и есть стойкое ощущение, что Даль играет самого себя. Играет невероятно, местами не разрыв аорты. Тем обиднее, что картину целиком Олег Даль не увидел. На мой взгляд, нет внятных объяснений, почему замечательный фильм "Отпуск в сентябре" много лет не показывали зрителю.

В х/ф "Отпуск в сентябре", 1979 год. Фото из открытых источников.
В х/ф "Отпуск в сентябре", 1979 год. Фото из открытых источников.

Вообще, за десять с небольшим лет - с конца шестидесятых и до конца жизни - он снялся в двух десятках картин, все роли - одна лучше другой. Причем кино очень разное и роли разные. Это и кино о войне - "Женя, Женечка и "катюша" , "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Вариант "Омега". Это и музыкальное кино - "Старая, старая сказка", и скака-притча - "Тень", и историческое кино - "Звезда пленительного счастья", и классика - "Плохой хороший человек"... Такому большому актеру, как Даль было где разгуляться.

А Даль так остался до конца дней мятущимся, неудовлетворенным, разочарованным в творчестве человеком.

При этом всё знал про себя и свой талант...

Вероятно, это то, о чем очень точно сказал драматург Эдвард Радзинский:

"Даль был болен самой страшной болезнью и самой прекрасной. Он был болен манией совершенства."

Возможно, для творческого поиска это и есть самое прекрасное состояние, но оно пожирало артиста всю жизнь и в конечном итоге погубило его.

Олег Даль, как известно, умер скоропостижно, остановилось сердце. Ему было 39 лет. Экспертиза показала наличие в крови как алкоголя, так и снотворных препаратов. В связи с чем так и осталось неясным, было ли это стечение обстоятельств, либо же имел место осознанный уход из жизни.

В фильме "Приключения принца Флоризеля", 1979 год. Фото из открытых источников.
В фильме "Приключения принца Флоризеля", 1979 год. Фото из открытых источников.

Как, вероятно, и многие, я видела все фильмы и все доступные в сети видеозаписи с Олегом Далем. Но при упоминании этого имени мне вспоминаются две совершенно противоположные по содержанию и характеру роли. Эти его работы очень наглядно показывают диапазон его перевоплощения.

С Любовью Полищук в х/ф "Золотая мина", 1977 год. Фото из открытых источников. Яндекс
С Любовью Полищук в х/ф "Золотая мина", 1977 год. Фото из открытых источников. Яндекс

Это его виртуозно сыгранный, тонкий, умный, ироничный принц Флоризель. И холодный, расчетливый, бездушный с непроницаемым взглядом Косов-Брунов из детектива "Золотая мина". Просто есть возможность сравнить глаза принца и преступника Брунова: чёртики и улыбка во взгляде первого и холод и остановившийся взгляд второго. Такой простой и показательный для зрителя тест на актерское мастерство.

В х/ф "Золотя мина". 1977 год. Фото из открытых источников. Яндекс
В х/ф "Золотя мина". 1977 год. Фото из открытых источников. Яндекс

Олег Даль не просто владел актерским мастерством. Его творчество было искусством великого актера.

25 мая ему могло бы исполниться 80 лет.

В своих ролях он навсегда остался молодым.

Спасибо всем, кто дочитал!

И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь понравившимися публикациями в соцсетях.