Друзья, этот рассказ, как мошенник «нагрел» многих неглупых людей и «обломился» на моем примере, я помещаю, увидев сегодня в Сети советы по борьбе с телефонными мошенниками.
Советы хорошие (о них в конце поста), и они в чем-то перекликаются с памятной мне историей «панамы» (синоним мошенничества).
Впрочем, «панама» у каждого своя.
А моя началась с письма в невиданно красивом бумажном конверте в редакцию провинциальной городской газеты, где я тогда работал корреспондентом за 1,5 тысячи км от Москвы.
Это письмо на солидной гербовой бумаге (в те годы интернет-почта еще не завоевала мир) предлагало нашей редакции отправить 1 (одного) репортера на Аляску по случаю намечавшихся на ее брегах шумных торжеств и мероприятий. Не за так, конечно, а за 200 тысяч рублей, что по тем временам с зарплатами 400-500 рублей было сумасшедшими деньгами.
Надо сказать, что само письмо было произведением искусства – на бланке с синим глобусом и яхтами на бумаге с водяными знаками, вензелями и московскими реквизитами адресата – какого-то солидного оргкомитета по подбору участников экспедиции «Русская Америка-250».
Кто не помнит: в июле - августе 1991 года действительно была намечена тихоокеанская экспедиция в честь 250-летия плавания на Аляску пакетботов «Святой Петр» и «Святой Павел» Витуса Беринга и Алексея Чирикова.
Россия, уже вкусившая капитализма, снаряжала на торжества 4 корабля из Владивостока: парусник «Паллада», научно-исследовательские суда «Академик Ширшов», «Академик Королёв», «Профессор Хромов».
Вот на этих судах-«академиках» с учеными, политиками, общественными деятелями и китами прессы на борту и предлагалось сплавать на Аляску репортеру нашей скромной газеты. Вот такое увлекательное и романтическое путешествие предстояло.
Много лет спустя, перебирая в памяти известные мне случаи пышной типографской «пыли в глаза», я вспоминаю только один: в те годы был один ловкий парень, который заключал сделки с химзаводами на поставки из Турции сырья: дешевой мочевины высочайшего качества.
Мочевина была «мифом», а верили мошеннику директора предприятий, поскольку ловкий парнишка додумался напечатать в типографии на гербовой бумаге шикарные паспорта и сертификаты якобы турецкой продукции. На высококачественную печать этих подделок, по его словам, он затратил 5 тысяч долларов, наняв лучших художников и печатников.
Эти сертификаты с невиданной полиграфией просто ослепляли директоров предприятий: деньги химзаводов потекли к «турецким» счетам, верней – в фирмы-однодневки...
Вот и в нашей редакции все «ослепли» от великолепия письма из Москвы на гербовом бланке, от солидности названия оргкомитета и его реквизитов с точным указанием адреса в Москве.
Главный редактор газеты собрал летучку – решать, кого же послать на Аляску вместе с учеными и известными людьми. Отыскали спонсора, который соглашался запрашиваемые 200 тысяч рублей перевести на счет оргкомитета...
Битву на летучке кандидатов за право «поехать на Аляску» описывать не буду: она была подобна битве при Ватерлоо и длилась часа три. Скрупулезно подсчитывали, у кого из репортеров больше хороших репортажей, кто достойней, кто знает что-то по-английски и т. д.
Самое смешное, что большинство редакционных людей проголосовало за мою кандидатуру: именно я в ту пору слыл ярким репортером...
...Но в отличие от упомянутых директоров с мочевиной, мы, провинциалы, усомнились немного в щедром подарке из Москвы безвестной газете. И вдвоем поехали мы посмотреть на организаторов подарка – я и бизнесмен-спонсор. Приехав в Москву, на вокзале купили карту города и по ней, наконец, добрались до адреса оргкомитета, что был означен на гербовом бланке.
Адресом оказался какой-то районный Дом культуры – мы долго шатались по его коридорам, пока кто-то из сведущих ни показал нам обшарпанный стол в одной из комнат.
На столе беспорядочной кучей лежали уже знакомые нам гербовые бланки с морями, яхтами и синим глобусом... Этот стол в складчину еще с одной «солидной организацией» арендовал «оргкомитет» с лице какого-то московского пенсионера.
Мы с боем выцарапали в ДК место прописки пенсионера – и заявились по домашнему адресу «оргкомитетчика».
Надо было видеть, как у него отпала челюсть, когда он открыл нам дверь квартиры! Когда человека застаешь врасплох, «расколоть» его не стоит труда...
Образно выражаясь, «прижатый к стенке» пенсионер поведал нам: он не то, что лукавил, но наполовину мухлевал – по договоренности со знакомым человеком при оргкомитете экспедиции (бывшим сослуживцем) продавал провинциальным газетам «места» (фактически аккредитацию) на торжественные мероприятия «Русской Америки-250», загоняя деньги на указанный в бланке счет.
Вся фишка заключалась в том, что никто из аккредитованных через его юрлицо журналистов на деле в США на Аляску не ехал – а просто включался в группу сопровождения мероприятия на российском берегу – остающуюся во Владивостоке и махавшую платочками с берега тем, кто на самом деле отплывет на судах на торжества в Аляску... То есть «Аляска» была чистой «заманухой» для провинциалов...
Вот и вся история. Разумеется, после таких признаний «оргкомитетчика», ошарашенного нашим появлением, мы не перечислили ему ни копейки и отказавшись от чести быть лохами в его разводке с «берегами Аляски»...
С того памятного случая я взял на вооружение метод: надо посмотреть в глаза тому, от кого идут заманчивые предложения. Увидеть его лично – и лучше застать врасплох. Это мой самый надежный метод проверки разводок.
Ну, а эксперт по телефонной безопасности, с которого я начал разговор, рекомендует в случае подозрительного звонка «от сотрудника правоохранительных органов» сведений по телефону не давать – а попросить адрес служебного кабинета, куда вам можно приехать лично и дать показания на рабочем месте «сотрудника».
Вот такой «очной ставки», «контакта на рабочем месте» лгущие боятся пуще огня. Эта «лакмусовая бумажка» отделяет реальных следователей и сотрудников банков от мошенников и лгунов.
Спасибо за внимание, друзья.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ
На моем новом сайте «Визуалочка» можно найти статьи:
История одного бандитского захвата: секретные подробности операции в аэропорту Уфы