Лично я, когда разговор заходит о Средневековье, рисую себе довольно мрачную картину - неприступные крепости; поднятые на ночь мосты, чтобы чужаки не могли проникнуть внутрь; улицы, пропахшие нечистотами; орущие торговки; громкое цоканье лошадиных копыт и гиканье наездников; жуткий запах немытых тел; призывающие каяться священники и костры инквизиции.
А ведь действительно!
Красота - грех. Комфорт - грех. Радость - грех. Любовь - грех...
А раз комфорт для тела является грехом, то и мебель делали простую - прямые углы и минимум мягкости для пятой точки (про спину вообще разговора нет), чтобы не расслаблялись и не получали удовольствие даже от сидения на стуле или скамье.
Декор на мебели позволителен, но не обязателен. Как, например,
у дивана в старейшей средневековой аптеке в Таллине.
В церкви Пражского града в Праге - все стулья с прямой спинкой.
И, к счастью, позволено немного "смягчить" сидение долгими службами.
В одной из совещательных комнат замка Вианден (Люксембург) стулья обиты кожей. Всё строго и официально, ничего лишнего.
В комнате для отдыха сиденья и спинки стульев мягкие. Всё-таки комфорт для владельцев средневековых замков не был чужд в их непростое время.
В открытой галерее, соединяющей две жилых башни, из огромных окон
на высоте птичьего полёта открывается красивый вид на деревушку
с одноимённым названием Вианден и лесные пейзажи. Наверняка
в хорошую погоду здесь сидели и философствовали знатные гости люксембургской крепости. Сиденья сделаны из обтёсанного камня.
И снова прямые углы.
Тот же аскетичный средневековый стиль мебели перекочевал в XVIII век. Голландцы особо не парились с "изобретением велосипеда" - снова прямые углы. Сиденья обиты красным сафьяном, знакомым нам из детских сказок. Сафьян - козья или овечья кожа тончайшей выделки. Только царские особы да богатый люд могли позволить себе такие дорогие сапоги.
Помните, картину Ивана Билибина по сказке "Царевна-лягушка"?
На Иване-царевиче надеты кафтан, подпоясанный кушаком, шапка
с отворотом и сафьяновые сапоги.
В морском кабинете императора Петра стоят стулья побогаче -
и резьбой украшенные, и сиденья мягче.
На заднем фоне - стулья голландской работы для посетителей императора с незамысловатой резьбой.
На переднем фоне - необыкновенной резьбы стул русской работы
для самого Петра I. В изголовье вырезаны императорская корона, под ней - вензель нашего императора латинскими буквами РР, т.е. Petri Primum. Посередине - тонкой работы резьба. Внизу приделана откидная подставка для ног.
Ножки к этому стулу, по легенде, сам Пётр I вытачал на токарном станке.
И этому есть исторической объяснение. По словам современников Петра I, император настолько любил токарное дело, что всем приближённым было строго-настрого наказано не беспокоить его два часа, даже если "буде пожар или наводнение".
Ну, а пока царь Пётр правил Россией, во Франции Людовик XIV купался
в изысках и капризничал при выборе портьер, мебели, посуды, одежды, оформлении интерьеров и ландшафтов - по мнению "короля-солнца", красоты много не бывает, и она должна стремиться к совершенству.
И не забивал себе голову тем, что всё это - грех. Главное, комфорт для тела и души. Смелый человек, этот Людовик!
Вот такая разная была Европа!
P.S. Ровно десять лет назад режиссёр Владимир Бортко снял фильм
"Пётр Первый. Завещание". Многие сцены сняты в любимом летнем дворце императора Монплезире. Кто был там, тот сразу узнает чёрно-белые мраморные полы, кухню, морской кабинет Петра I. Съёмки велись днём. А чтобы "создать" ночь, снаружи окна-двери дворца закрывались светонепроницаемой плёнкой на скотче. Приятного просмотра!