В интернете полно роликов о пойманных на магазинных кражах гражданах с огромными запасами продуктов буквально под юбкой. Почти в каждом классе есть, если не компания друзей, то хоть один одноклассник, ворующий шоколадки из соседней «Пятерочки». После карантина «шоплифтинг» (кража в магазине) в России стал ещё популярнее. Журналисты реагируют – магазинные воры из раздела новостей переезжают в большие материалы. Разбираемся: как рассказать о девиантном поведении, не давая инструкций к действию.
Baza без базы
11 апреля на Ютуб-канале Baza вышло интервью с человеком, который уже 14 лет зарабатывает воровством – Лёха. Первый кадр ролика – журналист на фоне продуктов. Они были украдены на сумму более 2,5 тысяч рублей – уголовное преступление. Тема кажется журналисту интересной именно потому, что Лёха «в деле» давно и за это время смог украсть товаров на сумму около 70 миллионов рублей.
Что крадём и куда кладём
Почти сразу авторы ролика от интервью переходят «к делу»: отправляются в магазин. Вместе с Лёхой они ходят по залу, а он подробно показывает, где «мертвая зона» (нет камер), как снять магнитную защиту с бутылок дорогого алкоголя, в какое время лучше приходить, чтобы «не засекли». Периодически и сам журналист комментирует процесс: объясняет, в каких отделах «камеры стоят от балды», а где направлены на товар.
В ролике есть необычный эксперимент – герой вешает на себя камеру и идет «собирать» продуктовую корзину. Автор объясняет – Лёха будет выносить товар из разных магазинов на сумму до 1000 рублей: «Это административка, не страшно», – комментирует журналист. Другими словами – видео-инструкция с пояснениями куда и как положить, чтобы не заметили, на сколько украсть, чтобы не «влететь по-крупному». А если произошли «неприятности» – Лёха объясняет, как вести себя с охранниками и полицией.
Как взять ясно, куда продать?
В какие магазины нести, как договариваться в интернете и обходить блокировку: про рынок сбыта журналист объясняет не менее подобно. Слова иллюстрируются записью со скрытой камеры, где Лёха на одном из Московских рынков совершает сделку.
Если герой упоминает о своём заработке, то журналист должен раскрыть: откуда же берутся такие суммы? Но в этом материале речь идёт о нарушении закона. Настолько подробный рассказ о местах сбыта украденого товара в этом случае неуместен.
«Сколько ты зарабатываешь?»
Большая часть вопросов к герою – о его заработке. У Лёхи нет высшего образования, зато есть большой доход. Журналист добавляет: «когда ежедневно получаешь от 16 до 20 тысяч рублей, можно позволить многое». А потери магазинов заложены изначально. Приличному доходу Лёхи противопоставляется статистика осуждённых по статье за кражи, и комментарий «весело до первой уголовки». Но ещё в начале ролика, журналист обозначил – попадаются далеко не все. Как это весело – зритель видит по эксперименту. А вот как получить наказание – лишь пара фраз.
Шоплифтеры-Робин Гуды
На платформе Ютуб ролик Bazы о «шоплифтинге», как журналистский материал, первая работа. Если не новости, об этом феномене в СМИ говорят не часто – воровать плохо, и так ясно. Причины тоже понятны – нет денег, азарт. Но журналисты канала Bazа первооткрыватели темы в ещё одном: большая часть видео – сам процесс «шоплифтинга», с качественными съёмками и монтажом. Что за «темные проходы» в магазинах, где и какие камеры стоят – видно слишком подробно. В итоге и сам журналист отмечает, что кража выглядит легко и просто.
Ещё одна этическая проблема ролика: сам герой. В материалах о девиантном поведении и нарушении закона, за основу берут истории тех, кто закон больше не нарушает. Лёха же о своей профессии рассказывает весело, часто смеётся, заканчивать не планирует. Хотя о штрафах, задержаниях и судимости – информация также присутствует. Журналист несколько раз в видео акцентирует внимание на том, что по факту оплачивают всё это «обычные покупатели, нормальные люди», но «с другой стороны у нас чиновники воруют миллионы из бюджета». Вот и выходит, что несмотря на все дисклеймеры о том, что «BAZA не одобряет воровство и против нарушения законов», Лёха в ролике подаётся как Робин Гуд. И дело тут не в словах самого героя. Эмоции, азарт, большие деньги, никаких раскаяний и переживаний. Крупные магазины и так не обеднеют, а чиновники украдут ещё больше. В противовес лишь одно – журналист напоминает, что каждый третий, кто попадается на краже – «садится», но «мы то с вами нормальные люди».
Если не так, то как?
Не навреди и не дай инструкций
Первое, что выходит за рамки журналистской этики в ролике Bazы – подробные съёмки и описание процесса воровства в магазине. В основу подобных материалов также легли истории магазинных воров. Но не рассказ с иллюстрациями о том, как уворачиваться от камер. Только короткие комментарии самих героев:
«Заходишь в магазин, берешь корзину и для вида нагружаешь ее едой, которую потом купишь. То, что хочешь вынести, суешь в штаны или под рубашку» (ЛЕНТА РУ)
«Я взяла рюкзак и накидала туда все, что в него поместилось» (НОЖ)
«Там монитор видеонаблюдения прям возле кассы, так что видно, когда за залом следят» (МК RU).
Это стандартное представление большинства читателей о магазинных кражах, достаточно абстрактное.
Ореол романтики
В отличии от Bazы, журналисты больше уделяют внимания внутренним переживаниям героев и причинам, которые подтолкнули их к воровству:
«У меня период шоплифтинга был сопряжен со стрессом. У меня было что-то вроде нервного срыва» (НОЖ)
«На третьем курсе у Дианы возникли проблемы с учебой, а у ее родителей — с деньгами, и девушке пришлось вернуться в Санкт-Петербург. Тогда она вспомнила про Соню, познакомилась с ней и начала учиться воровскому ремеслу» (Лента ру)
«Я чувствовал дикий страх и адреналин. Это настоящий разрыв шаблона. Человек даже не представляет, насколько глубоко в подкорке сидят эти моральные устои» (МК RU).
Также журналисты упоминают, что герои материалов больше не воруют. Акцент делается на том, что они закончили шоплифтить, и прекратить для них было тяжелее, чем начать, даже после неоднократных приводов в полицию.
Сместить акценты
Автор публикации на портале НОЖ добавляет в текст комментарии официальных представителей компаний «Adidas» и «Пятерочка». Они рассказывают и о том, скольких человек ловят (а таких много), какие санкции предусмотрены для сотрудников. Журналист Ленты ру почти половину статьи посвящает освещению темы наказания за магазинные кражи – не так уж и просто украсть, и остаться без наказания. Baza тоже берёт комментарии у специалиста по службе безопасности. Но он опять подтверждает, что система видеонаблюдения очень плохая, а магазины не так уж и страдают от краж. На этом экспертное мнение в ролике заканчивается.