Найти тему
Круиз.онлайн

Волжские города, где творили великие художники

Оглавление

Волга прославила многих людей. Ширь и благодать великой реки рождает новые поколения талантов, которые воспевая красавицу Волгу в своих картинах, песнях или романах, в итоге сами обретали мировое признание, оставаясь в истории искусств на века. Сегодня я предлагаю вам полюбоваться красотами Волги глазами художников и хочу познакомить с круизными городами, где нашли свое вдохновение великие русские живописцы.

"Купание красного коня", 1912 г., К. С. Петров-Водкин.
"Купание красного коня", 1912 г., К. С. Петров-Водкин.

1. Плес прославил Левитана, а Левитан прославил Плес

Антон Чехов, увидев работы своего друга Левитана, привезенные из Плёса, сказал: «…на твоих картинах появилась улыбка». Левитан тихо улыбнулся. Это был привет от Волги. Спокойное величие реки одаривает гостей и жителей молчаливо-мудрой улыбкой. Мир простых радостей, где все лишнее и наносное просто не уживается рядом с искренней природной красотой тихих волжских берегов, открывает кладовые души и сердца.

«Свежий ветер. Волга» — пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), оконченный в 1895 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее. Исследователи творчества Левитана полагают, что замысел картины родился у художника во время его поездки на Волгу в 1890 году.
«Свежий ветер. Волга» — пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), оконченный в 1895 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее. Исследователи творчества Левитана полагают, что замысел картины родился у художника во время его поездки на Волгу в 1890 году.

Есть поговорка, что «Плес прославил Левитана, а Левитан прославил Плес». Это была взаимная любовь с первого взгляда. Все случилось летом 1888 года, когда еще малоизвестный молодой пейзажист Исаак Левитан путешествовал по Волге из Нижнего Новгорода в поисках источника вдохновения. Художник пребывал в уныло-ленивом настроении — Волга, вопреки ожиданиям, не производила впечатления на столько, чтоб хотелось творить. Но вдруг за Кинешмой взгляд живописца привлек маленький городок, как будто, выглядывающий из зелени и осторожно спускающийся к реке с крутого пригорка.

— Что за место? — спросил Левитан у капитана.

— Городок Плёс, — равнодушно сказал капитан, — точнее сказать, городишко…
— Сходим! — обратился художник к своей жене и побежал в каюту за мольбертом и саквояжами.

Так случайно Исаак Левитан встретился с Плёсом и именно здесь нашел то, что искала его душа. Поселившись в домике с окнами на реку, он обрел житейский покой и жадную страсть работать. Исчезли мнительность, неуверенность в своих силах. Его силуэт с этюдником видели то у воды, то на кручах вокруг Плеса, то в окрестных деревнях.

Памятник Исааку Левитану в Плесе.
Памятник Исааку Левитану в Плесе.

На «безлюдных» полотнах Левитана явственно проявляется присутствие человека, бесконечно влюбленного в волжские закаты и рассветы.

Левитан приезжал в Плес три лета подряд. Написал много больших полотен и полсотни этюдов. Мотив знаменитой картины «Над вечным покоем» был подсказанмобликом деревянной церквушки, стоявшей над Плесом.

«Над вечным покоем», 1894 г., Исаак Левитан. Самое популярное произведение Левитана, его ещё называют программным. Эта картина-сочинение из двух видов. Церковь Святых Петра и Павла из Плеса и озеро Удомля под Вышним Волочком Тверской области. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее.
«Над вечным покоем», 1894 г., Исаак Левитан. Самое популярное произведение Левитана, его ещё называют программным. Эта картина-сочинение из двух видов. Церковь Святых Петра и Павла из Плеса и озеро Удомля под Вышним Волочком Тверской области. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее.

Во время круизной остановки в Плесе с экскурсией вы побываете на горе Левитана (Петропавловская гора), где художник провел немало времени, написав несколько из своих знаменитых картин. На горе установлен памятник Левитану – художник изображен стоящим перед мольбертом, поглощенный работой.

«Вечер. Золотой Плёс» (или просто «Золотой Плёс»), 1889 г., Исаак Левитан. Картина-шедевр. Река Волга и город Плёс видны с высоты птичьего полёта. Умиротворяющая тишина, нежное марево тумана, вечереет. На картине видны дома Грошева и Подгорнова; церковь Варвары Великомученицы. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.
«Вечер. Золотой Плёс» (или просто «Золотой Плёс»), 1889 г., Исаак Левитан. Картина-шедевр. Река Волга и город Плёс видны с высоты птичьего полёта. Умиротворяющая тишина, нежное марево тумана, вечереет. На картине видны дома Грошева и Подгорнова; церковь Варвары Великомученицы. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

В 1972 году в усадьбе купца Андрея Солодовникова в Плесе, где со своими друзьями художниками Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым останавливался великий русский живописец, был основан музей Левитана. Помимо мемориальной комнаты, где можно познакомиться с творческой биографией художника, в залах музея есть небольшая галерея работ Левитана, Степанова и Кувшинниковой.

Автопортрет (1880). Исаак Левитан.  Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов.
Автопортрет (1880). Исаак Левитан. Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов.

Также в Плесе есть Левитановский культурный центр, который является одной из основных площадок фестиваля «Плес на Волге. Льняная палитра», дачного фестиваля имени Шаляпина, международного художественного пленэра «Зеленый шум», кинофестиваля «Зеркало» и других.

Волга. Тихий день. 1895 г. Исаак Левитан.
Волга. Тихий день. 1895 г. Исаак Левитан.

2. «Бурлаки на Волге» или кого Репин в Ширяево рисовал

Замысел молодого студента Императорской Академии художеств Ильи Репина нарисовать бурлаков возник во время речной прогулки по Неве, где он увидел бечевую тягу и был глубоко поражен изнурительным трудом бурлачества.

Репин Илья Ефимович - Автопортрет. 1878 г.
Репин Илья Ефимович - Автопортрет. 1878 г.

Реализовать свою идею он смог в 1870 году недалеко от Самары, в селе Ширяево (ранее Ширяев Буерак), где три летних месяца Репин делал эскизы и зарисовки к знаменитой картине «Бурлаки на Волге».

Бурлаки на Волге. Эскиз, близкий к окончательной редакции картины. 1870 г.
Бурлаки на Волге. Эскиз, близкий к окончательной редакции картины. 1870 г.

Лямочное бурлачество с развитием коноводного, кабестанного и особенно парового судоходства на Волге к тому времени как массовое явление практически сошло на нет. Из-за экономической нецелесообразности государство отказалось поддерживать бечевик – бурлацкую береговую "дорогу". Бурлачество встречалось в основном на коротких дистанциях, поэтому в качестве "натурных бурлаков" для Репина выступили судорабочие, бурлаки занятые на перевозках обожженной извести. Добытую в каменоломнях Ширяевского буерака известь доставляли по Волге на судах в ближайшие губернии.

Скульптура горняка, Попова гора, село Ширяево, Самарская область.
Скульптура горняка, Попова гора, село Ширяево, Самарская область.

Состав работников, занятых таким делом (нагрузкой, перевозкой, а при необходимости где-то и подтягиванием судов лямкой) был в определенной мере постоянным. Вот как писал об этом сам художник: "Утром после чая я специально шел на берег охотиться на моих "бурлаков". Пройдя каменистым берегом выше Лысой горы верхней тропинкой, я поджидал барку с луговой стороны: здесь, на одной из отмелей, бурлаки складывали лямки, подбирали бечеву, садились, ложились в сладкой неге и свободе на палубе, иногда даже запевали. Мне все слышно сверху и видно, как на ладони...".

В 2014 году в г. Самаре был открыт  памятник бурлакам. Открытие композиции приурочено к 170-летию со дня рождения великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. Скульптура повторяет его картину "Бурлаки на Волге".
В 2014 году в г. Самаре был открыт памятник бурлакам. Открытие композиции приурочено к 170-летию со дня рождения великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. Скульптура повторяет его картину "Бурлаки на Волге".

После ширяевского лета Илья Ефимович приехал в Самарскую губернию еще раз, в 1872 году вместе с женой Верой. На этот раз он поселился в Самаре и продолжал делать наброски на волжских берегах.

Из этой поездки он привез картину "Бурлаки, идущие вброд". Сейчас она хранится в Москве в Третьяковской галерее.

"Бурлаки, идущие вброд", 1872 г., И.Е. Репин.
"Бурлаки, идущие вброд", 1872 г., И.Е. Репин.

Что касается шедевра "Бурлаки на Волге", то его художник создал только в 1873 году в Санкт-Петербурге, на основе всех материалов, собранных на Самарской земле. Картина находится в коллекции Русского музея. Копии этих полотен вы сможете увидеть в Доме-музее И.Е. Репина, в селе Ширяево, во время зеленой стоянки теплохода.

Дом-музей И.Е. Репина, село Ширяево, Самарская область.
Дом-музей И.Е. Репина, село Ширяево, Самарская область.

Также в Ширяево можно познакомиться с историей добычи и обжига известняка. Наши предки относились к природе бережно: ширяевский известняк добывали только с тех горных склонов, которые не были видны с Волги. Позже камень стали брать из горизонтальных штолен, уходящих вглубь горы.

Посетить Ширяевские каменоломни вы сможете на обзорной экскурсии по селу во время круиза. Также рекомендуем съездить на одну из самых высоких Жигулевских гор – гору Стрельная, отсюда открывается потрясающий вид на Волгу.

Ширяевские штольни, Национальный парк "Самарская Лука".
Ширяевские штольни, Национальный парк "Самарская Лука".

3. «Купание красного коня» от модерниста из Хвалынска

Еще один яркий русский художник-модернист, который буквально вырос в колыбели Волги – Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, также прославился работами, выполненными на берегах великой реки. Непосредственные впечатления от купания коней на Волге в городке Хвалынск, где родился и вырос художник, легли в основу его эпохальной картины «Купание красного коня» (1912). Картина в мировом искусстве стала не только визитной карточкой самого автора, но и символом советской живописи революционно-военных лет.

Автопортрет. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Живописец, график, теоретик искусства, писатель.
Автопортрет. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Живописец, график, теоретик искусства, писатель.

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по кличке "Мальчик", обитавшего на хуторе. Для создания образа подростка, сидящего на коне верхом, судя по переписке, художник использовал черты своего любимого кузена Шуры (Александр Иванович Трофимов).

Картина с самого начала вызвала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако, художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например, на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображён совершенно красным.

Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве. В работе чувствуется влияние зарубежных мастеров «символизма» и «модерна», которыми так увлекался художник в начале своего творческого пути, а также влияние живописи раннего Возрождения и русской иконописи.

"Купание красного коня". 1912 г. Кузьма Петров-Водкин
"Купание красного коня". 1912 г. Кузьма Петров-Водкин

Художнику удалось объединить в картине выразительность авангарда и глубину традиционализма, предлагая зрителю новое единство, символ эпохи, манифест будущего.

Но не все принимали новаторские методы в живописи Петрова-Водкина. Например, авторитетный Илья Репин увидел в его картине «Сон» (1910) проявление декадентства и вызов демократическому реализму. Репин назвал Петрова-Водкина «безграмотным рабом», «неучем», подражающим «недоучкам» Матиссу и Гогену. Однако этот нелестный отзыв от именитого коллеги в начале карьеры не помешал новатору Петрову-Водкину позже, в 1930 г., стать заслуженным деятелем искусств РСФСР, и стать вполне обоснованно.

"Сон", 1910 г., Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
"Сон", 1910 г., Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

На самом деле Кузьма Сергеевич учился всю свою жизнь. Много путешествуя, он непрерывно совершенствовал свой индивидуальный стиль, пробуя новые цвета, формы и техники. Более 20 лет Петров-Водкин занимался педагогической деятельностью, воспитав за это время несколько сотен учеников. Он преподавал живопись, графику, теорию искусств, был прекрасным драматургом, писателем.

Еще одна работа, рожденная на берегах Волги «Девушки на Волге» (1915), стала результатом желания художника приблизить монументальные росписи и традиции древнерусского искусства к современности.

«В «Девушках на Волге» я перехожу к быту и к типажу, который, как мне кажется, удался и который идет уже не от моей выдумки, а от природы, от девушек, которых я видел на Волге», – писал Петров-Водкин.

"Девушки на Волге", 1915 г. Кузьма Петров-Водкин.
"Девушки на Волге", 1915 г. Кузьма Петров-Водкин.

На родину авангардиста в город Хвалынск можно попасть, отправившись в круиз из Самары, Казани, Москвы, Нижнего Новгорода или Саратова.

Во время экскурсии по уютному городку у вас будет возможность поближе познакомиться с жизнью и творчеством живописца.

Хвалынский художественно-мемориальный музей состоит из двух зданий: картинной галереи имени К. С. Петрова-Водкина, где представлены ранние и поздние этюды, картины и рисунки художника, старообрядческие иконы, и дома-музея художника, который он приобрел в 1905-м году для своих родителей.

Картинная галерея имени К. С. Петрова-Водкина, г. Хвалынск.
Картинная галерея имени К. С. Петрова-Водкина, г. Хвалынск.

Попасть в места вдохновения великих художников можно во время круизного путешествия по Волге. Выбирайте нужный город посещения в интернет-магазине kruiz.online, изучайте варианты маршрутов, подбирайте теплоход. Ну а если самостоятельный подбор вас утомит, то закажите видеозвонок и наши круизные феи подберут подходящую вам речную поездку по живописным волжским просторам и другим рекам России.

-20