В культуре Китая издревле существует выражение «лестница в небеса». Под ним подразумевается надежда людей на возвращение в царство Небесное. Существует ли эта лестница на самом деле?
Легенда гласит, что до императора Чжуаньсу (один из легендарных Пяти императоров Древнего Китая) небо и земля находились недалеко друг от друга, и есть дорога, по которой можно дойти до небес от земли или от небес до земли. Это и есть изначальная «лестница в небо». Во времена династии Цин мыслитель и писатель Гун Цзычжэнь (1792-1841) в своих трудах сказал:
«Человек рождён на земле, а до рождения находился в небе, и небо на закате опускается на землю, совсем близко к людям».
В те времена человек и Бог сосуществовали. Бог оставил человеку путь на небеса. Но кто же может подняться по этой лестнице?
Вероятно, это люди высокой нравственности, с великими добродетелями, они так же совершенствуются, как Хуан-ди*. Легенда гласит, что после того, как Хуан-ди завершил своё совершенствование, небо внезапно открылось, и Жёлтый дракон Хуанлун спустился поприветствовать его. Хуан-ди и более семидесяти его ближайших приближённых вместе ступили на Хуанлуна и вознеслись на небеса при дневном свете.
Со времён Хуан-ди ходила легенда о «несравненных небесах и земле», о разделении человека и бога. По легенде, император Чжуань Сюй** послал двух придворных Чжуна и Ли перекрыть дорогу на небеса. С тех пор людям стало труднее подниматься в небо.
А каким образом существует лестница в древнекитайской мифологии? Один образ — гора, другой — конкретное большое дерево.
Первая гора-лестница в небо — это Куньлунь (горный хребет в западной части КНР). В «Хуайнань-цзы»*** («Топографическая глава») говорится:
«Холмы Куньлуня — это горы прохладного бриза, и восхождение на них — это обретение бессмертия (нирвана). А выше — это висячие сады (место обитания бессмертных в горах Куньлунь), достижение святого, который может вызвать ветер и дождь. А ещё выше — это подняться в обитель Небесного императора Тянь-ди****».
В этом разделе очень подробно описан процесс восхождения с горы Куньлунь на небо.
Вторая гора-лестница в небо — это Чжаошань. В записях «Шань хай цзин»***** («Великий Дикий Запад»): «Рядом с горой Хуашань (одна из пяти священных гор даосизма в провинции Шэньси), где зелёная вода на востоке, есть гора под названием Чжаошань. Есть человек по имени Жи Байгао, который может ходить вверх и вниз, с Неба на Землю, и наоборот».
В «Книге гор и морей» сказано, что это «большая группа просветлённых спускается и поднимется» по небу, вероятно, для того, чтобы передать людям божественную волю.
Помимо вышеупомянутой горы-лестницы в Небеса, есть деревья-лестницы. Известно дерево Цзянму. Цзяньму — это легендарное большое небесное дерево. Оно выросло в парке столицы и считается центром неба и земли. В полдень солнце светило на верхушку дерева и не было видно тени; стоявшие здесь кричали, и звук быстро исчезал как будто в пустоту.
Из описания старинных книг видно, что форма у этого дерева тоже странная: тонкий ствол тянется прямо в небо, нет ветвей. Только на вершине дерева растут какие-то кривые ветви, свернувшись, как зонтики. Если тянуть за кору, она отваливается, как кожа жёлтой змеи.
Считается, что эта лестница в центре неба и земли была сделана Жёлтым императором Хуан-ди и стала лестницей в небо или на землю.
В фольклоре поздних времён также можно найти упоминания о лестнице. Например, в «Тянь Сянь» Хуанмэя есть такая поговорка:
«Дун Лан, посмотри на эти два упрямых камня — один высокий, а другой низкий, как если бы жена поднималась по лестнице в небо».
Существуют также разные мифы о лестницах среди этнических меньшинств на юге Китая. Например, в «Истории Бобо» Чжуана говорится, что в прошлом мир мог подниматься и опускаться. Позже, чтобы защититься от Бобо, царь Лэй поднял небо, оставив только солнце и лунные деревья на горе Бачи в качестве лестницы для соединения неба и земли.
Древняя песня народности Буи****** «Земля, чтобы поддерживать Небо» говорит, что люди Земли соединяют небо и землю большим бамбуком, по которому можно подняться на небо. Здесь роль лестницы играют Солнечные и Лунные деревья, Большой бамбук. История «Лунной горы» народности Шуй говорит о том, что в горном городке национальности Шуй есть высокая Лунная гора, которая может подниматься в небо вдоль этой горы, привлекая в мир людей небесных девушек.
Когда древняя лестница исчезнет, как сегодняшние люди вернутся в царство небесное? Может быть, Бог уже установил новую лестницу — это зависит от того, готовы ли мы подняться.
*Хуан-ди или Жёлтый император — легендарный правитель Китая, основатель даосизма и предок всех китайцев
**Чжуань-сюй — один из легендарных Пяти императоров Древнего Китая
***«Хуайнань-цзы» — древнекитайский философский трактат, созданный во времена дин. Ранней Хань.
****Тянь-ди — верховное божество в китайской мифологии
*****«Шань хай цзин», «Книга гор и морей», «Каталог гор и морей» — древнекитайский трактат, описывающий реальную и мифическую географию Китая и соседних земель и обитающих там созданий.
******Народность буи — одно из национальных меньшинств КНР.
Больше интересной информации — на сайте Yuanming. Мы собираем самые лучшие материалы для вас, о которых стоит рассказать друзьям. Мы с вами!