Этот год для пчеловодов Беларуси выдался крайне тяжелым и неоднозначным. С одной стороны, холодная весна, со сплошными дождями. Из-за нее семьи отстают в развитии, матки ограничивают червление. С другой – обильно пролитая земля с середины мая зацвела-забуяла. Доцветают сады, цветут одуванчики, началось цветение рапса. Казалось бы, мечта пчеловода. Но пчелам до этого цветения не добраться – из-за дождей они вынуждены сидеть в ульях.
Из пяти моих семей лишь две развились так, что им можно было заносить магазинные надставки. Что я и сделал неделю назад. В них поставил сушь и по несколько рамок вощины. Неделя снова выдалась дождливая и я понимал, что всю сушь мои пчелы не потянут. Но надеялся, что хотя бы займутся отстройкой сот.
Но нет. Лишь в одном улье пчелы немного потянули одну из рамок с вощиной. В остальных на сушь полный игнор. Вместо этого – на наващенных рамках потянули небольшие языки. Размером в половину спичечного коробка.
И если обычно оттянутая вощина имеет свежий вид, то мои языки выглядят так, будто простояли в улье не один сезон. Или сделаны из «несвежего» воска.
Думаю, что такие художества моих пчел связаны с слабым взятком. Нет у семей стабильного приноса меда и пыльцы. Нет и восковыделения. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что рамки с сушью пчелы отремонтировали и подправили неплохо. Но и в них пустота – напрыск меда минимален! И это при том, что предыдущие три года я к концу мая стабильно имел несколько рамок сотового меда, а порой и делал первую откачку рапсового меда.