Найти в Дзене
germania.ru

Веревочный сервильер — боевой шлем или шапка?

В сети довольно часто попадается коллаж из фотографии артефакта называемого Cerveliere (cap worn under mail) из музея Метрополитан   и, прилагаемых к нему как изоисточник, фрагментов Страстей из Карлсруэ. Сам по себе, этот элемент снаряжения не имеет какого-то определенного термина. Мы назовем его «веревочным сервильером», в честь железной каски — сервильера — которую носили воины в Средние века. Он показался нам интересен, как довольно необычный в возможном применении и крайне бюджетный в изготовлении доспех для головы. А отсутствие каких-либо доступных и — главное — авторитетных материалов по данному наголовью толкнуло нас на дальнейшее исследование. Нет исследований Помимо Карслруйский страстей, изображений и текстовых упоминаний подобных европейских головных уборов найдено не было. Имеется некоторое количество научных работ о защитном снаряжении на период высокого средневековья из Азии — в основном, за авторством исследователей Л.А. Боброва и Ю.С. Худякова. Они весьма подробно рас
Оглавление

В сети довольно часто попадается коллаж из фотографии артефакта называемого Cerveliere (cap worn under mail) из музея Метрополитан   и, прилагаемых к нему как изоисточник, фрагментов Страстей из Карлсруэ.

Сам по себе, этот элемент снаряжения не имеет какого-то определенного термина. Мы назовем его «веревочным сервильером», в честь железной каски — сервильера — которую носили воины в Средние века.

Он показался нам интересен, как довольно необычный в возможном применении и крайне бюджетный в изготовлении доспех для головы. А отсутствие каких-либо доступных и — главное — авторитетных материалов по данному наголовью толкнуло нас на дальнейшее исследование.

Нет исследований

Помимо Карслруйский страстей, изображений и текстовых упоминаний подобных европейских головных уборов найдено не было. Имеется некоторое количество научных работ о защитном снаряжении на период высокого средневековья из Азии — в основном, за авторством исследователей Л.А. Боброва и Ю.С. Худякова.

Они весьма подробно рассматривают доспехи из органических материалов, в том числе, льна, пеньки, конского волоса, но, ни один из них не похож ни на артефакт из Метрополитен, ни на наголовья с алтаря Карлсруе.

Карлсруйские страсти

Разберем изображение головных уборов с Карлсруйских страстей. Если внимательно присмотреться к изображению наголовья на «Пленении Иисуса Христа», то окажется, что по текстуре оно больше всего напоминает солому:

-2
-3

Для этого стоит рассмотреть  и сравнить текстуру веревки, которой связан Иисус, и пучки горящей соломы в руках солдат. На этой и еще двух других сценах Страстей головной убор каждый раз одет на разных людей в разных сценах.

-4

Условности, фантазии и плетеный улей

Что же это могло быть? Вот что пишет российский историк Клим Жуков: «Исследователям известна практика ренессансных авторов сознательно удревнять снаряжение солдат библейских сюжетов. В ход шли разные приемы: условная «реконструкция» античного вооружения, прямые фантазии и изображение старых, относительно времени написания картины, предметов».

Возможно, мастер Хирц, создававший эти рисунки, одел солдат в подобный головной убор для создания более яркого и драматического  образа. Ведь больше всего подобный  «сервильер» напоминает плетеный соломенный улей — сапетку.

-5

Улей в христианстве является символом сплоченной религиозной общины, а желтый цвет соломы – зачастую, весьма негативный цвет  в европейском Средневековье. На изображениях «Страстей Христовых» от других мастеров, написанных примерно в то же время и в тех же краях подобных головных уборов не встречается.

Три изображения плетеной шапки. Или железного шлема?

Есть, конечно, изображения, на первый взгляд, похожие. Вот, например, алтарь Mediascher из Трансильвании:

-6

А это изображение на алтаре Гамбургского кунстхалле, показывающее нам «Мученичество святого Фомы Кентерберийского»:

-7

И наконец — миниатюра, повествующая нам о казни Яна Гуса:

-8

Но, при детальном рассмотрении видно, что в первом и  втором  случаях  это металлические чешуйчатые шлемы, о чем свидетельствуют:

  • металлический блеск на трансильванском изображении
  • толщина  и  общая «металлическая» текстура на «Мученичестве св. Фомы»;
  • а на третьем изображении – матерчатый головной убор с подвернутыми полями.

Артефакт из музея Метрополитан

Теперь рассмотрим артефакт из музея Метрополитан.

Датируемый XIV-XV веками, относящийся к германской культуре высокого средневековья, сервильер из  веревки, именуемый «cap worn under mail» (изображение 9-12), буквально, «подложка под кольчугу», довольно похож, на первый взгляд, на соломенные  наголовья  мастера  Хирца.

-9

Сервильер изготовлен из пеньковой  веревки двойного кручения посредством сшивания витков веревки между собой. Изображения подобного есть у знаменитого художника и фехтовальщика Альбрехта Дюрера. Гравюра, которую мы сейчас посмотрим, называется Badehaus — в переводе на русский «Баня» (это к разговорам о том, что люди в Европе не мылись):

-10

На ней, казалось бы, видны слои и  кручение веревки. Вот только присутствует «cap worn under mail» здесь в виде купальной шапочки, в ситуации, достаточно далекой от военных дел. И, возможно, это не подшлемник из пеньки, а вязанная шерстяная шапочка, тем более, что круговое вязание спицами из толстой нити дает визуальный эффект крученой веревки.

Мой эксперимент

Что бы разобраться, что это все-таки, головной убор для отдыха и повседневности или же элемент военного снаряжения, мною была изготовлена реплика артефакта.

-11

При изготовлении использовался пеньковый канат двойного кручения диаметром 10 мм. Витки сшивались промеж собой посредством пеньковой нити, выплетенной из тела каната.

-12

Получившийся головной убор имеет отличные термоизоляционные и амортизационные свойства, но для постоянного ношения в бытовых условиях, материал изготовления несколько жестковат и колюч.

Возможно, на гравюре Дюрера купальные шапочки имеют подложки из смягчающего материала, но визуально этого не зафиксировать. На артефакте из Метрополитан никакой подложки не присутствует.

-13

На наш взгляд, носить его во время отдыха человеку, материальное состояние которого позволяет посещать купальни, не имеет смысла. Да, уточним — посещать купальни за деньги и ежедневно мыться в быту — понятия не взаимоисключающие.

И что из этого?

Иначе говоря, какие практические выводы можно сделать из вышеуказанных изысканий?

  • Выборки по подобным элементам просто не существует. Есть алтарные изображения, работы Ханса Хирца, есть веревочный сервильер из Метрополитан, есть присутствие подобного на гравюрах Дюрера.

Датировка указанных источников разнится минимум в пятьдесят лет. Поэтому, нет никаких гарантий, что исходное, самое древнее изображение из Карлсруе, имеет под собой реальную подоплеку. Скорее всего, на алтаре изображен  некий фантастический объект.

  • Скорее всего, артефакт их музея Метрополитан является тем, чем и считается — то есть бюджетной версией подшлемника. Есть шанс, что в силу свойств материала он мог носиться и без шлема, наравне с чешуйчатыми сервильерами.

Но здесь мы не можем ничего доказать — ни изобразительных ни устных источников, подтверждающих применение подобных элементов снаряжения нет. Поэтому использовать такие наголовья в военной реконструкции XV века  крайне сомнительно.

Но, при этом, не стоит  боятся экспериментировать с экзотическими элементами снаряжения и заниматься их детальным исследованием.

Литература

  • Л.А.Бобров, Ю.С.Худяков «Использование панцирей, изготовленных из органических материалов, воинами государств Центральной, Средней и Восточной Азии в периоды позднего Средневековья и Нового Времени»,
  • Л.А.Бобров, Ю.С.Худяков «Защитное вооружение среднеазиатского воина эпохи позднего средневековья.

Оригинал статьи на сайте proshloe.com

Об авторе: Дмитрий Чепелев