В 1981 году Джон Уэттон встретился с Брайаном Лэйном, бывшим менеджером YES, которые годом ранее приостановили свою музыкальную деятельность. Речь зашла об образовании так называемой супергруппы с участием известных музыкантов. Задумка Лэйна заключалась в создании коллектива, ядром которого были бы Джон Уэттон и гитарист YES Стив Хау. Уэттону идея понравилась, одобрил ее и Джон Калоднер, который стал большим человеком в структуре только что образовавшегося лейбла Geffen Records.
Поиски музыкантов заняли много времени. На место ударника планировался Алан Уайт (YES), но он по каким-то причинам не пришел на прослушивание, и в итоге место за ударной установкой занял Карл Палмер (EMERSON, LAKE & PALMER прекратили совместную работу в 1979 году). Последним музыкантом, дополнившим новый проект, в результате кропотливого отбора оказался еще один бывший участник YES, клавишник Джефф Даунс.
Менеджменту группы удалось привлечь к работе в студии продюсера и звукоинженера Майка Стоуна, который к тому времени был хорошо известен по совместной деятельности с группами GENESIS, QUEEN и APRIL WINE, а также как создатель потрясающего по качеству звучания только что вышедшего альбома группы JOURNEY под названием Escape. Майк действительно был высочайшим профессионалом в своем деле, и Уэттон признавался, что никто другой не записывал его голос так качественно, как Стоун. Для него лично он стал пятым членом ASIA, а также крестным отцом его сына Дилана. (Майк Стоун умер в возрасте 50 лет в 2002 году от осложнений, вызванных алкоголизмом).
Работа в студии над одноименным альбомом продолжалась в Лондоне с июня по ноябрь 1981 года, и 18 марта 1982 года он поступил в продажу. Над оформлением обложки альбома работал художник Роджер Дин, всем хорошо знакомый по сотрудничеству с YES и URIAH HEEP, который в итоге оформил девять из тринадцати студийных альбомов группы (Asia, Aplha, Astra, Aria, Aura, Phoenix, Omega, XXX и Gravitas).
Можно сказать, что Джон Уэттон отметился на альбоме по полной. Он участвовал в написании всех девяти песен, играл на бас-гитаре и выступил в качестве ведущего вокалиста.
Прежде чем давать оценку дебютному альбому группы, необходимо сказать несколько слов о ситуации, которая сложилась к тому времени в топовых коллективах, игравших прогрессивный рок.
Внутренние разногласия, возникшие при работе над альбомом The Wall, привели к расставанию с клавишником Ричардом Райтом и приблизили уход Роджера Уотерса из PINK FLOYD после выхода альбома The Final Cut. ELP разошлись еще раньше после неудачного альбома Love Beach. GENESIS остались не только без Питера Гэбриэла, но и без Стива Хэкетта. YES, пополнившие свои ряды Тревором Хорном и Джеффом Даунсом и выпустившие в 1980 году альбом Drama, решили взять паузу.
Конечно, было бы неправильно утверждать, что музыкальные критики ждали от новоявленной супергруппы в лице ASIA старого и доброго продукта в стиле классического прогрессивного рока, но то, что они услышали, повергло в шок многих из них. Коммерческая составляющая на пару со слащавостью была слишком очевидной, поэтому в их среде альбом был встречен в штыки.
Американский журнал Creem писал: «Мы не заплачем, если альбом Asia умрет быстрой смертью». Известный музыкальный критик из Нью-Йорка Роберт Кристгау был немногословен и уничижителен в своей оценке: «Помпезная халтура с претензией на исключительность». В Великобритании приговор альбому вынес журнал Melody Maker: «Альбом Asia, разработанный на компьютере и созданный роботами, оказался откровенным коммерческим продуктом, пустым и не заслуживающим какого-либо внимания».
Критик Дэвид Фрик из журнала Rolling Stone не оставил без внимания музыкальную составляющую новой группы, отметив то, как «безропотно талантливые музыканты согласились с выбором такого звука с целью коммерциализации и дополнительной раскрутки в радиоэфире и на телевидении».
Мнения же любителей музыки относительно дебютного альбома ASIA разделились. Особенно отчетливо это прослеживалось по обеим сторонам Атлантики.
Ситуацию спас американский рынок. В Северной Америке альбом пользовался высоким спросом, став самой продаваемой пластинкой года в США. Альбом Asia возглавлял американский хит-парад журнала Billboard в течение девяти недель, а музыкальные клипы были в постоянной ротации на новоиспеченном канале MTV. В пиковые дни объемы продаж по всему миру доходили до 80 000 пластинок ежедневно.
И все же было одно но. Отход от традиций прогрессивного рока в сторону AOR и параллели с теми же BOSTON, STYX и JOURNEY оказались для многих почитателей KING CRIMSON, UK и YES уж слишком очевидными, но этого, похоже, требовали и время, и новые предпочтения в музыке.
Второй студийный альбом группы под названием Alpha (также спродюсированный Стоуном) записывался по налоговым соображениям в Канаде в феврале – марте 1983 года и вышел, как и его предшественник, на лейбле Geffen Records, 26 июля. По сравнению с дебютной работой разворот в сторону поп-рока стал еще более очевидным, что еще больше раскололо почитателей группы на два лагеря.
Как и год назад, практически весь материал был написан Уэттоном и Даунсом. В одном из своих интервью Уэттон, вспоминая те дни, сетовал на то, что музыкантам просто не дали время подготовить более качественный альбом. «Ты можешь работать над дебютным альбомом 20 лет. Если он окажется успешным, менеджмент скажет тебе подготовить новый альбом за 20 минут. Таковы законы музыкальной индустрии. Мы устали, и нам просто не дали отдохнуть», – возмущался Джон.
Испортились и отношения внутри группы. Музыканты предпочли записывать свои партии раздельно.
Во время контрольного прослушивания альбома красную карточку ему показал Калоднер. По его мнению, для раскрутки был необходим сингл. Вконец измученные Уэттон и Даунс, собрав последние силы, написали его уже на следующий день. Так появилась композиция Don’t Cry, которая во многом оказалась спасительной для всего альбома и обеспечила ему коммерческий успех, который, впрочем, оказался несопоставимым с первым альбомом.
Осень 1983 года оказалась богатой на события, которые сопровождали комбинации из минусов и вопросительных знаков.
10 сентября группа отыграла концерт в Pine Knob Music Theatre в Детройте, штат Мичиган, в рамках своего мирового турне, который оказался последним. Тур был свернут под предлогом низкой продажи билетов. По словам Уэттона, музыкантам никто ничего не объяснил. Он улетел во Францию.
Вскоре после этого во время телефонного разговора с Даунсом тот дал ему понять, что Брайан Лэйн принял решение заменить Уэттона на Грега Лэйка, который и отправится в турне по Японии под названием ASIA in Asia. Якобы Джон слишком много пьет и ставит себя вне коллектива.
Реальная ситуация происходившего окутана туманом, поэтому я буду придерживаться той точки зрения, которую изложил сам Уэттон.
У Джона к тому времени были проблемы с алкоголем, но не это, как он полагает, стало причиной его выживания из группы. Он считает, что сами музыканты не имели к этому никакого отношения (спорное суждение, так как известно, что Стив Хау высказывал свое неудовольствие Уэттоном и своей ролью музыканта второго плана в ASIA, а Карл Палмер по просьбе Лэйна переговорил с Лэйком на правах бывшего коллеги по ELP о приходе Грега в ASIA), и все исходило от менеджмента. Он не мог поверить в случившееся, как и не мог представить Лэйка, которого хорошо знал, на своем месте. «Грег – классный музыкант, но он не ASIA!» – возмущался Уэттон. Говорят, что Джон расценил это как предательство и никогда не простил Лэйка.
По словам Джона, известие о своем увольнении он воспринял в то время как смерть ASIA, и это его глубоко расстроило.
Грег Лэйк отыграл концерты в Японии, в том числе и в Nippon Budokan Theatre в Токио 6 декабря, который транслировал спутниковый канал MTV, так до конца не выучив тексты и пользуясь телесуфлером.
Хорошие деньги, которые Грег получил от Geffen Records, не смогли удержать его в группе (все-таки Лэйк предпочитал играть несколько иную музыку), и тогда встал вопрос о возвращении Уэттона. Окружение Джона было едино в своем мнении: ему не стоит возвращаться к тем, кто так поступил. Однако Джон был настроен иначе. Он чувствовал себя ребенком, у которого отняли конфету, и ему во что бы то ни стало нужно было ее вернуть. В итоге Уэттон заявил о своем согласии вернуться в группу, но при одном условии: в ней не должно быть Стива Хау. Сказано – сделано.
После возвращения Уэттона в ASIA поначалу рассматривался вариант с тремя музыкантами, однако потом решили взять гитариста на место Хау. Выбор пал на Менди Майера из группы KROKUS, кандидатуру которого предложил Калоднер. Вопрос с его участием решился оперативно.
Работа над третьим студийным альбомом группы началась в Лондоне в 1984 году, продолжилась в 1985, а сам альбом вышел в ноябре.
Для Джона Уэттона многое осталось прежним. Практически все песни были написаны им в соавторстве с Джеффом Даунсом, продюсером выступил Майк Стоун, вышел он на лейбле Geffen Records, но это была уже другая ASIA, и дело было не в том, что с Майером звучание стало более тяжелым. Кстати, первоначально альбом назывался Arcadia, но от этого названия пришлось отказаться, чтобы избежать путаницы по той простой причине, что как раз в это же время музыканты DURAN DURAN образовали сторонний проект с таким же названием. Не прошел и второй вариант – Andromeda, который сочли слишком помпезным.
Возвращаясь непосредственно к альбому, стоит отметить, что коммерческого успеха он не имел, а руководство Geffen Records не приложило должных усилий, чтобы попытаться раскрутить его. В итоге тур в поддержку альбома не состоялся, и вскоре группа прекратила свое существование, хотя официально об этом не было объявлено.
Сам Уэттон, впрочем, не считал альбом откровенно провальным. На его взгляд, это была очень неплохая работа, но он ошибся в главном. По собственному выражению, он попытался оседлать лошадь, которая была уже мертвой.
Оговорюсь, что это было сказано в 1997 году, а время, как известно, стирает не только обиду, но и заставляет пересмотреть свое отношение к прошлому.
Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
# Джон Уэттон # Uriah Heep # рок-музыка # музыканты # рассказы #