Найти тему

Зловещая Шестёрка | Откуда родом Монстры Universal?

Оглавление

В 2017 году студия Universal заявила о создании собственной киновселенной, которую по-отечески нежно окрестила "Тёмной вселенной" ("Dark Universe") и в которую должны были бы войти ремейки классических чёрно-белых фильмов ужасов. Отправной точкой должна была стать уже запущенная тогда в производство "Мумия" с Томом Крузом, однако её провал заставил студию сбавить обороты. Как итог мы имеем уже упомянутый оплот сексуализации монстров (правда, зачем, ради египетского проклятья, нужно было это делать?) с затравкой на тотальное объединение монстров под крылом одной корпорации, во главе которой стоит обворожительный и отвратительный Рассел Кроу (Доктор Джекилл и Мистер Хайд), и неплохой такой, хотя сюжетно довольно и примитивный "Человек-невидимка" 2020 года.

Наше время мы с вами ещё затронем по ходу статьи, а пока обратимся к прошлому и не только к началу XX века, но и к оригинальным историям, истоки которых, зачастую, лежат значительно раньше.

0. Призрак оперы

Кадр из "Призрака оперы" 1925 года.
Кадр из "Призрака оперы" 1925 года.
Голос тайного ангела пел песни Кристине. Только она не знала, что ее тайный ангел - всего лишь Призрак - гений, который жил в подвале театра и наводил ужас на всех артистов, которые там работали.

Полноценно отнести Призрака к вселенной монстров Universal не получится, однако фильм 1925 года задал тон последующим проектам студии.

Одноимённый роман Гастона Леру был написан в 1909 году, и упомянутая лента стала первой его экранизацией, права на которую режиссёр получил у писателя лично. Сценарий очень близок книжному сюжету и технически переписывался два раза из-за творческих разногласий, однако важнейший этап в арке Призрака оказался упущен, чем закрепил в сознании людей историю, в первую очередь, как историю ужасов.

Выбор жанра оказался неслучаен: сам сюжет о человеке невообразимого уродства, годами терроризирующего Парижскую Оперу и не гнушающегося убийствами, вызывает мурашки. Что касается упомянутого уродства, то в фильме оно показано первоклассно благодаря мастерству гримёров и потрясающей актёрской игре Лона Чейни. К слову, реакция Мэри Филбин (Кристина) на лицезрение лица Призрака была самой что ни на есть натуральной — она видела грим Чейни в первый раз, и дополнительных дублей не потребовалось.

Для современников образ Призрака воплощал прежде всего теневую сторону старой культуры, уничтоженной Первой мировой, — ту травму и то зло, что таились за роскошной театральной ширмой утонченного и элитарного.

В 1943 году успешный и по-своему революционный фильм получил ремейк, однако тот оказался настолько хуже оригинала, что о нём в студии вспоминать не принято. Среди прочих экранизаций стоит особо выделить три: фильм с Робертом Инглундом, экранизацию мюзикла Э. Л. Уэббера от Джоэля Шумахера и до несправедливости неизвестный мини-сериал 1990 года.

"Призрак оперы" 1989 года примечателен в первую очередь актёрской работой Фрэдди Крюгера в роли Призрака и попыткой хотя бы частично, но показать историю в современных фильму реалиях; в остальном это весьма средняя экранизация с примесью ненужной мистики.

"Призрак оперы" 2004 года примечателен с точки зрения постановки и спецэффектов, но, как по мне, имеет определённые проблемы в сценарии и выборе актрису на роль Кристины, что компенсируется хорошими театральными постановками ("Призрак оперы в королевском Альберт-Холле" яркий тому пример).

К слову, перевод легендарного дуэта Кристины и Призрака уже есть на моём канале: Призрак оперы [RUS] | Михаил Гусев | Яндекс Дзен (yandex.ru)

И наконец, "Призрак оперы" 1990 года — до ужаса несправедливо обделённый вниманием мини-сериал, основанный на ещё более неизвестном мюзикле Йестона и Копита, который, как по мне, даже лучше оригинальной истории, ну, или находится по крайней мере наравне с ней, делая акцент на важных в произведении вещах и отвечая на неудобные вопросы.

И про мюзикл, и про мини-сериал я подробнее писал здесь: Неизвестный "Призрак оперы" | Мюзикл и мини-сериал, которые лучше оригинала | Михаил Гусев | Яндекс Дзен (yandex.ru)

Как бы ни были хороши упомянутые экранизации, первая из них оказала наибольшее влияние, как на кинематограф, так и на восприятие людей; потому было бы преступлением не отметить ленту об этом "монстре" в данном списке.

1. Дракула

-4
Агент по недвижимости Ренфилд приезжает в Трансильванию, чтобы подписать с графом Дракулой договор о покупке им старого аббатства Карфакс в Лондоне. Местные жители предупреждают Ренфилда, что замок Дракулы — логово нечисти, но тот игнорирует предупреждения и отправляется в замок. На перевале Борго его подбирает карета с молчаливым кучером. Выглянув по дороге из кареты, Ренфилд видит, что кучер исчез, а над упряжкой машет крыльями летучая мышь...

Вот мы и подошли к первому монстру из основной шестёрки.

Дракула — персонаж одноимённого романа Брэма Стокера, написанного им в 1897 году. Экранизация, о которой в основном пойдёт речь далее, крайне слабо, в отличие от того же "Призрака оперы", следует книжному сюжету; по факту это история, написанная с чистого листа с сохранением ряда имён и событий, что далеко не всегда идёт ленте на пользу. Однако называют "Дракулу" классикой ужасов отнюдь не зря.

Изначально вампира из романа Брэма Стокера собирался сыграть всё тот же Лон Чейни, который и уговорил на участие Карла Леммле, продюсера упомянутого "Призрака оперы" и многих прочих классических ужастиков студии Universal. Однако актёр скоропостижно скончался, и на его место пришёл Бела Лугоши, игравший персонажа в театральной постановке и, пожалуй, навсегда закрепивший в культурном бессознательном человечества аристократический, подчёркнуто неамериканский, отчасти семитский (Иуда по некоторым легендам является прародителем вампиров) образ кровососа в плаще (хотя немногим ранее этого персонажа зрители уже видели под именем Носферату в фильме Фридриха Мурнау, где образ отличался разительно).

Аристократическая внешность героя оказалась своеобразной метафорой на старую аристократию, которая всё никак не угомонится и не прекратит портить кровь молодому поколению, людям уже совершенно другой формации. Кроме того, трудно не уловить эротические "вайбы" от взаимодействия Влада Цепеша и его жертв; в своё время, к слову, в частности из-за такой особенности изображения вампиров, сиквел ленты, носящий название "Дочь Дракулы" (1936), был признан первым лесбийским фильмом.

Образ, разработанный Белом Лугоши, был доведен до совершенства в "Дракуле" из серии фильмов ужасов британской студии Hammer, которые также приобрели своих фанатов; мы обязательно поговорим подробнее о проектах этой студии, но сейчас речь не о них.

Кроме того, стоит отметить среди многочисленных, удачных и не очень, экранизаций не менее знаменитого "Дракулу" 1992 года, в чем-то также являющегося классическим, и недавний одноимённый сериал от создателей "Шерлока" на BBC.

Студия Universal попробовала "возродить" Дракулу в 2014 году, уже на финальном этапе производства перекроив ряд сцен под зарождающуюся в их светлых, но помутнённых деньгами головах Тёмную вселенную. Это оказалось одной из самых больших ошибок. В итоге фильм был столь неудачным и был столь прохладно принят аудиторией, что было принято решение откреститься от него и вновь "похоронить" Дракулу в каким-то чудом вышедшем в 2017 году фильме "Мумия", о котором речь пойдёт чуть далее.

2. Монстр Франкенштейна

-5
Доктор Франкенштейн решил сыграть в азартную игру с жизнью и смертью, создав жуткое чудовище из частей тела, позаимствованных у мертвецов.

Классик жанра ужасов Джеймс Уэйл, кажется, вовсе не брал в расчет роман Мэри Шелли 1818 года, когда ставил своего «Франкенштейна». Если не считать основной идеи — «воскрешения» человека, собранного из разных частей тел, — в фильме изменено практически всё. А каноничный способ создания Монстра в романе не описан вовсе (дабы никто не смог повторить ошибку), так что находка с электричеством, столь прочно вошедшая в наше культурное бессознательное и породившая множество мифов, целиком и полностью является изобретением кинематографистов.

Первый набросок романа появился в 1816 году, так называемом "году без лета" (извержение вулкана Тамбора породило холода и неестественного цвета солнце и небо), подтолкнувшем многих писателей к созданию множества важнейших произведений романтизма. Всё произошло во время отдыха на вилле Диодати в Швейцарии в компании Мэри Шелли, Перси Биши Шелли, Джорджа Байрона и Джона Полидори. По предложению Байрона все участники компании занялись сочинением «страшных» рассказов; помимо «Франкенштейна», результатом этой затеи также стал рассказ Полидори «Вампир». Название «Франкенштейн» Шелли заимствовала у немецкого замка Франкенштейн, где в XVII веке работал алхимик Иоганн Конрад Диппель, ставший одним из прообразов главного героя романа.

Но вернёмся к экранизации 1931 года.

В фильме Монстр, роль которого исполнил Борис Карлофф (образ сразу попал в точку и запомнился зрителям) предстаёт перед нами скорее кем-то вроде большого ребёнка, не осознающего в полной мере происходящего, не понимающего себя в теле и место своего тела в мире. Убийства он совершает в основном по чистой случайности и является по большей мере самой невинностью, страдающей из-за жестокости людей. Показательно, что упомянутый выше Джеймс Уэйл в последствии был лишён карьеры из-за своих гомосексуальных связей, так что, вполне вероятно, что на невинное создание он спроецировал личную драму, вопреки каноничному роману, в котором Монстр отдаёт в своих действиях себе и миру полный отчёт и этически их обосновывает.

Это далеко не первое экранное воплощение Монстра, и уж точно не последнее, если вспомнить множество самостоятельных фильмов и кроссоверов с другими монстрами Universal. Примером последних является одно из продолжений упомянутого выше "Дракулы" — "Дом Дракулы", в котором Монстра сыграл уже не Борис Карлофф, а Глейн Стрейндж, чей образ напрямую продолжал образ Бориса и приобрёл настоящую культовость.

Перечислять современные экранные адаптации не имеет смысла. Особо хочется выделить театральную постановку с Бенедиктом Камбербэтчем, а из фильмов — "Виктор Франкенштейн" за замечательный актёрский дуэт Джеймса Макэвоя и Дэниела Рэдклиффа (хотя Монстр здесь ещё более безмозглый, чем в экранизации 1931 года, и совершает убийства инстинктивно) и, пожалуй, лучшую экранизацию — "Франкенштейн Мэри Шелли", поставленную Кеннетом Бранной, соавтором сценария которой был человек, в чьём послужном списке "Зелёная миля" и "Побег из Шоушенка", в которой роль Монстра, от которой отказался Жерар Депардье, досталась Роберту де Ниро, а роль возлюбленной Виктора — Хелене Бонем Картер.

В новейших фильмах студии Universal Монстр появлялся только в "Ване Хельсинге" от создателя "Мумии" (1999) и "Мумия возвращается" (2001) и с Хью Джекманом в главной роли. В фильме он предстаёт, как и в книге, весьма разумным, однако выступает на стороне главного героя.

Кроме того, автор недавнего "Человека-невидимки" (об этом фильме в частности также далее) высказал желание снять фильм и по "Франкенштейну", так что мы вполне можем надеяться на неплохое перепрочтение оригинальной истории в современном нам ключе. Интересным является также тот факт, что режиссёр классического "Франкенштейна" в последствие снимет классического "Человека-невидимку".

3. Мумия

-6
Египетский жрец Имхотеп через 3700 лет после смерти возвращается к жизни. Повстречав англичанку Хелен Гросвенор, он узнает в ней жрицу, жившую также почти сорок столетий назад...

Эту историю слышали хотя бы в общих чертах практически все, однако с литературным первоисточником знакомы немногие, тем более, что тот писался специально под фильм — это рассказ-пьеса Нины Уилкокс Патнэм и Ричарда Шайера. Всё просто, как два пальца: группа археологов раскапывает гробницу с древней мумией, читает заклинание на свитке, случайно возвращая ее к жизни, после чего весь фильм пытается исправить свою ошибку.

Этот фильм показал, что Борису Калоффу вовсе необязательно иметь множество швов и рычать, чтобы пугать людей, — достаточно читать древние заклинания, подчинять своей воле и убивать. Лента 1932 года оказалась очень даже неплохой, подняла среди прочего тему британского колониализма, а сам Имхотеп оказался вполне себе нейтральным по отношению к тем, кто не мешал ему в достижении цели.

В фильме 1992 года от оригинальной истории мало что сохранилось, однако в чём-то это сделало фильм даже лучше — теперь это было приключенческое кино почти в стиле Индианы Джонса с совершенно иным по своему образу действий антагонистом в исполнении Арнольда Вослоу. Успех продолжений франшизы пошёл на спад, поэтому студия Universal со всего размаху прыгнула на те же грабли и запихала в ленту 2017 года кучу отсылок на других персонажей зарождающейся, а по факту переживающей агонию, вселенной монстров, вместо стройной истории. Многие заделы на переосмысление оригинальной истории пошли прахом (тему колониализма также была возможность переосмыслить, ведь главный герой в исполнении Тома Круза был американским военным на Ближнем Востоке). Также был совершенно изменён антагонист (теперь он вполне соответствует женскому роду существительного в русском языке — роль исполняет София Бутелла) и его цели, что не было бы так плохо, не будь у фильма таких гигантских проблем со сценарием. Конфуз в том, что рейтинг новой "Мумии" оказался даже ниже, чем у упомянутого "Дракулы", от которого она отреклась, показав череп вампира.

4. Человек-невидимка

-7
Химик поселяется в маленькой деревенской гостинице и совершает первое убийство. Оказывается, юный химик открыл ужасную формулу, опасный препарат, делающий человеческую плоть невидимой. Интерес у него был исключительно научный, но препарат имел побочный эффект, превративший его в маньяка. Почти сразу же он начинает искать противоядие, которое могло бы вернуть его в нормальное состояние...

Роман Герберта Уэллса был написан в 1897 году и по сей день является классикой мировой фантастики. Фильм, о котором далее пойдёт речь, был снят в 1933 году, являлся первой экранизацией романа и был во многом революционным, особенно в области визуальных эффектов.

Хотя режиссёр картины Джеймс Уэйл (о котором мы уже успели поговорить) и переделал во многом книгу под себя, вклад данной экранизации в кинематограф трудно недооценить. Перед актёром главной роли, Клодом Рейнсом, стояла важная задача — суметь сыграть того, чью мимику (а то и всё тело) не будет видно на экране, суметь внушить зрителю страх перед безумным учёным без основного инструмента актёрской выразительности.

Спойлер: справился он "на ура".

Единственное, в чём можно упрекнуть фильм помимо переделки отдельных сюжетных веток, так это в его некоторой "заунывности"; сюжет иногда провисает, и хочется зевнуть. Однако атмосфера страха передаётся хорошо, да и история предстаёт перед нами завершённой и цельной.

Жаль, что никто не сказал этого студийным боссам, которые выпустили классические для киновселенной "Монстры Universal" сиквелы и ремейки (2 продолжали историю оригинального фильма, а 3 брали в свою основу лишь концепт получения человеком невидимости посредством науки и прикрывались броским названием "Человек-невидимка" в самых разных его вариациях).

Прочие заслуживающие внимания экранизации я уже разобрал в статье ниже, так что переходите и читайте; там очень интересно:

6 лучших экранизаций Герберта Уэллса | Михаил Гусев | Яндекс Дзен (yandex.ru)

"Человек-невидимка" 2020 года — в некотором роде ремейк ленты 1933 года. По большому счёту, режиссёру Ли Уоннелу (снявшего среди прочего ряд классических фильмов серии "Пила" и полюбившийся многим бюджетный "Апгрейд") удалось взглянуть на феномен человека-невидимки в современном ключе (теперь мы наблюдаем за событиями не со стороны сходящего с ума Гриффина, а со стороны жертвы, которую высококлассно сыграла звезда "Рассказа служанки" Элизабет Мосс), что в целом составляет ему хорошую рекомендацию для съёмки "Франкенштейна". Возможно, я бы и акцентировал сюжет не только на личной драме героев, но и, согласно первоисточнику, на общественном терроре Невидимки (Оливер Джексон-Коэн); действительно, следуя современным тенденциям, герой мог бы вполне стать неуловимым террористом, а не просто мужем-абьюзером. Однако... кто его знает? Может, всё ещё впереди...

5. Человек-волк

-8
Лэрри Тэлбот возвращается в замок своего отца в Уэльсе и встречает красавицу. В одну роковую ночь, когда Тэлбот сопровождает ее на местный бал, таинственная цыганка предсказывает Дженни ее судьбу…

Сразу понятно, что по аннотации ничего не понятно. Углубляясь дальше, выясняем, что это к тому же и единственный фильм об однозначно положительном герое классических фильмов ужасов Universal и, в отличие от предыдущих картин, не имеет как такового книжного первоисточника.

У "Человека-волка" 1941 года простой, но эффектный сюжет. Потерявший брата-близнеца наследник богатого рода Ларри Тэлбот (Лон Чейни-мл., сын того самого Призрака оперы; честно говоря, это пересечение окончательно и бесповоротно заставляет поверить в то, что у монстров действительно есть своя семья) возвращается на малую родину в Уэльс, где убивает напавшего на женщину волка (Бела Лугоши; да-да, тот самый Дракула; без комментариев), но сам оказывается укушен. Некоторое время он пытается сопротивляться полученному проклятию оборотня, но природная дикость берет свое — и один человек все-таки погибает от рук Ларри. Он пытается признаться в содеянном отцу, но тот не верит в народные сказки и, лишь когда сам становится свидетелем атаки оборотня, забивает сына до смерти тростью с серебряной рукояткой.

Снятый во время Второй мировой войны, фильм как мог сопротивлялся кодексу Хейса, стремясь показать присущий мифу оборотня животный эротизм. Для своего времени спецэффекты, отображавшие трансформацию человека в волка, были передовыми: Чейни-младший явно хотел славы отца, который мог часами работать над уникальным гримом. Конечно, именно «Человек-волк» вдохновил истории про оборотней вплоть до сегодняшнего дня: неистребим мотив романтического одиночки, который не в силах побороть темную доразумную природу. К слову, прежде всего Universal принадлежит заслуга в представлении о «заразности» как оборотней, так и вампиров: этого нет в классических легендах, здесь явно сказывается открытие микробов и вирусов.

Фильм оказался максимально успешным и, в общем-то, не удивительно, что последовали многочисленные кроссоверы. Одним из них (вовсе не первым) является уже упомянутый до смешного странный "Дом Дракулы" 1945 года. К слову, в нём Дракулу играет уже не Бела Лугоши — было бы странно играй он двух персонажей, пересекавшихся с Человеком-волком. Хотя при всех проблемах "Дома Дракулы" странно, что режиссёра это остановило.

В 2010 году Universal выпустили ремейк, который при всех многочисленных косяках и не очень хороших диалогах в целом справился с адаптацией (хотя он и рядом не стоял, если сравнивать; многие считают это самой провальной попыткой студии реанимировать франшизу). Зато в фильме "Волк" 1994 года с Джеком Николсоном в главной роли этих проблем нет; атмосфера крайне схожа с оригиналом, да и сам фильм в целом очень хорош. Есть одно "но": это не ремейк оригинального фильма, а самостоятельное произведение, так что с лентой 1941 года он связан лишь косвенно.

P.S. Цыганку, мать оборотня, играет русская актриса Мария Успенская.

6. Тварь из чёрной лагуны

-9
Научная экспедиция отправляется в дебри Амазонки на поиски древних окаменелостей и сталкивается с обитателем Черной Лагуны - доисторической рептилией.

Фильм, вышедший в 1954 году, также не имеет первоисточника, как и "Человек-волк". По слухам, продюсер картины Уильям Олленд услышал мексиканскую байку о монстре из реки на съемках «Гражданина Кейна» (1941) и десять лет вынашивал замысел новой «Красавицы и чудовища».

В этот раз зрители, уставшие от классических хорроров и растерявших послевоенные страхи, оказались на берегу бразильской Амазонки вместе с командой американских учёных-биологов, которые ведут себя там хуже, чем дома (снова аллюзии на экспансию, на этот раз американскую). В команде учёных есть девушка, в которую влюбляется прямоходящее человекоподобное земноводное с огромными когтями, но которое при этом не питает дружественных чувств по отношению к ее коллегам. Те, в свою очередь, бьют монстра гарпуном, сажают в клетку, травят химикатами и хотят отвезти в зоопарк (а вот и экологическая повесточка с последующим кармическим ударом в виде монстра).

Тварь, или Жаброчеловека (привет беляевскому Ихтиандру!) играет Ричард Карлсон, согласно фамилии, в меру упитанный мужчина в полном рассвете сил, которому хорошими формами, собственно, как и лицом, посветить не удалось — на актёре была маска, что свело его работу к минимуму (в отличие от "Человека-невидимки" здесь у исполнителя главной роли даже голос отобрали). Но вот чего не отнять у фильма, так это красотку Джули Адамс на главной женской роли — однозначный плюс картины. За что еще можно похвалить фильм, так это за хорошие подводные съёмки, планку качества которых через каких-то 7 лет поднял наш "Человек-амфибия"; крайне советую прочитать вам эту статью; как заверяет Дзен, приключение на 3 минуты:

6 лучших экранизаций Беляева | Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы — всем на дно! | Михаил Гусев | Яндекс Дзен (yandex.ru)

В остальном фильм вышел довольно средним, что только усугубилось последующими сиквелами. С другой стороны, его влияние на кинематограф велико хотя бы тем, что вдохновило Гильермо дель Торо на съёмки оскароносной сказки для взрослых "Формы воды" 2017 года. Здесь Жаброчеловек (Даг Джонс), как и в сиквеле "Твари", оказывается вдали от своих естественных условий обитания и, продолжая тему "Кинг Конга", покоряется только женской красотой немой уборщицы (Салли Хокинс), которая, движимая любовью к Существу, помогает ему бежать из лаборатории.

Благодарю за то, что дочитали до конца!
Мой канал посвящён кино и литературе во всех их проявлениях, поэтому, если вам интересна эта тема, приглашаю подписаться на него.
Новые статьи уже на подходе!