В 2017 году студия Universal заявила о создании собственной киновселенной, которую по-отечески нежно окрестила "Тёмной вселенной" ("Dark Universe") и в которую должны были бы войти ремейки классических чёрно-белых фильмов ужасов. Отправной точкой должна была стать уже запущенная тогда в производство "Мумия" с Томом Крузом, однако её провал заставил студию сбавить обороты. Как итог мы имеем уже упомянутый оплот сексуализации монстров (правда, зачем, ради египетского проклятья, нужно было это делать?) с затравкой на тотальное объединение монстров под крылом одной корпорации, во главе которой стоит обворожительный и отвратительный Рассел Кроу (Доктор Джекилл и Мистер Хайд), и неплохой такой, хотя сюжетно довольно и примитивный "Человек-невидимка" 2020 года.
Наше время мы с вами ещё затронем по ходу статьи, а пока обратимся к прошлому и не только к началу XX века, но и к оригинальным историям, истоки которых, зачастую, лежат значительно раньше.
0. Призрак оперы
Голос тайного ангела пел песни Кристине. Только она не знала, что ее тайный ангел - всего лишь Призрак - гений, который жил в подвале театра и наводил ужас на всех артистов, которые там работали.
Полноценно отнести Призрака к вселенной монстров Universal не получится, однако фильм 1925 года задал тон последующим проектам студии.
Одноимённый роман Гастона Леру был написан в 1909 году, и упомянутая лента стала первой его экранизацией, права на которую режиссёр получил у писателя лично. Сценарий очень близок книжному сюжету и технически переписывался два раза из-за творческих разногласий, однако важнейший этап в арке Призрака оказался упущен, чем закрепил в сознании людей историю, в первую очередь, как историю ужасов.
Выбор жанра оказался неслучаен: сам сюжет о человеке невообразимого уродства, годами терроризирующего Парижскую Оперу и не гнушающегося убийствами, вызывает мурашки. Что касается упомянутого уродства, то в фильме оно показано первоклассно благодаря мастерству гримёров и потрясающей актёрской игре Лона Чейни. К слову, реакция Мэри Филбин (Кристина) на лицезрение лица Призрака была самой что ни на есть натуральной — она видела грим Чейни в первый раз, и дополнительных дублей не потребовалось.
Для современников образ Призрака воплощал прежде всего теневую сторону старой культуры, уничтоженной Первой мировой, — ту травму и то зло, что таились за роскошной театральной ширмой утонченного и элитарного.
В 1943 году успешный и по-своему революционный фильм получил ремейк, однако тот оказался настолько хуже оригинала, что о нём в студии вспоминать не принято. Среди прочих экранизаций стоит особо выделить три: фильм с Робертом Инглундом, экранизацию мюзикла Э. Л. Уэббера от Джоэля Шумахера и до несправедливости неизвестный мини-сериал 1990 года.
"Призрак оперы" 1989 года примечателен в первую очередь актёрской работой Фрэдди Крюгера в роли Призрака и попыткой хотя бы частично, но показать историю в современных фильму реалиях; в остальном это весьма средняя экранизация с примесью ненужной мистики.
"Призрак оперы" 2004 года примечателен с точки зрения постановки и спецэффектов, но, как по мне, имеет определённые проблемы в сценарии и выборе актрису на роль Кристины, что компенсируется хорошими театральными постановками ("Призрак оперы в королевском Альберт-Холле" яркий тому пример).
К слову, перевод легендарного дуэта Кристины и Призрака уже есть на моём канале: Призрак оперы [RUS] | Михаил Гусев | Яндекс Дзен (yandex.ru)
И наконец, "Призрак оперы" 1990 года — до ужаса несправедливо обделённый вниманием мини-сериал, основанный на ещё более неизвестном мюзикле Йестона и Копита, который, как по мне, даже лучше оригинальной истории, ну, или находится по крайней мере наравне с ней, делая акцент на важных в произведении вещах и отвечая на неудобные вопросы.
И про мюзикл, и про мини-сериал я подробнее писал здесь: Неизвестный "Призрак оперы" | Мюзикл и мини-сериал, которые лучше оригинала | Михаил Гусев | Яндекс Дзен (yandex.ru)
Как бы ни были хороши упомянутые экранизации, первая из них оказала наибольшее влияние, как на кинематограф, так и на восприятие людей; потому было бы преступлением не отметить ленту об этом "монстре" в данном списке.
1. Дракула
Агент по недвижимости Ренфилд приезжает в Трансильванию, чтобы подписать с графом Дракулой договор о покупке им старого аббатства Карфакс в Лондоне. Местные жители предупреждают Ренфилда, что замок Дракулы — логово нечисти, но тот игнорирует предупреждения и отправляется в замок. На перевале Борго его подбирает карета с молчаливым кучером. Выглянув по дороге из кареты, Ренфилд видит, что кучер исчез, а над упряжкой машет крыльями летучая мышь...
Вот мы и подошли к первому монстру из основной шестёрки.
Дракула — персонаж одноимённого романа Брэма Стокера, написанного им в 1897 году. Экранизация, о которой в основном пойдёт речь далее, крайне слабо, в отличие от того же "Призрака оперы", следует книжному сюжету; по факту это история, написанная с чистого листа с сохранением ряда имён и событий, что далеко не всегда идёт ленте на пользу. Однако называют "Дракулу" классикой ужасов отнюдь не зря.
Изначально вампира из романа Брэма Стокера собирался сыграть всё тот же Лон Чейни, который и уговорил на участие Карла Леммле, продюсера упомянутого "Призрака оперы" и многих прочих классических ужастиков студии Universal. Однако актёр скоропостижно скончался, и на его место пришёл Бела Лугоши, игравший персонажа в театральной постановке и, пожалуй, навсегда закрепивший в культурном бессознательном человечества аристократический, подчёркнуто неамериканский, отчасти семитский (Иуда по некоторым легендам является прародителем вампиров) образ кровососа в плаще (хотя немногим ранее этого персонажа зрители уже видели под именем Носферату в фильме Фридриха Мурнау, где образ отличался разительно).
Аристократическая внешность героя оказалась своеобразной метафорой на старую аристократию, которая всё никак не угомонится и не прекратит портить кровь молодому поколению, людям уже совершенно другой формации. Кроме того, трудно не уловить эротические "вайбы" от взаимодействия Влада Цепеша и его жертв; в своё время, к слову, в частности из-за такой особенности изображения вампиров, сиквел ленты, носящий название "Дочь Дракулы" (1936), был признан первым лесбийским фильмом.
Образ, разработанный Белом Лугоши, был доведен до совершенства в "Дракуле" из серии фильмов ужасов британской студии Hammer, которые также приобрели своих фанатов; мы обязательно поговорим подробнее о проектах этой студии, но сейчас речь не о них.
Кроме того, стоит отметить среди многочисленных, удачных и не очень, экранизаций не менее знаменитого "Дракулу" 1992 года, в чем-то также являющегося классическим, и недавний одноимённый сериал от создателей "Шерлока" на BBC.
Студия Universal попробовала "возродить" Дракулу в 2014 году, уже на финальном этапе производства перекроив ряд сцен под зарождающуюся в их светлых, но помутнённых деньгами головах Тёмную вселенную. Это оказалось одной из самых больших ошибок. В итоге фильм был столь неудачным и был столь прохладно принят аудиторией, что было принято решение откреститься от него и вновь "похоронить" Дракулу в каким-то чудом вышедшем в 2017 году фильме "Мумия", о котором речь пойдёт чуть далее.
2. Монстр Франкенштейна
Доктор Франкенштейн решил сыграть в азартную игру с жизнью и смертью, создав жуткое чудовище из частей тела, позаимствованных у мертвецов.
Классик жанра ужасов Джеймс Уэйл, кажется, вовсе не брал в расчет роман Мэри Шелли 1818 года, когда ставил своего «Франкенштейна». Если не считать основной идеи — «воскрешения» человека, собранного из разных частей тел, — в фильме изменено практически всё. А каноничный способ создания Монстра в романе не описан вовсе (дабы никто не смог повторить ошибку), так что находка с электричеством, столь прочно вошедшая в наше культурное бессознательное и породившая множество мифов, целиком и полностью является изобретением кинематографистов.
Первый набросок романа появился в 1816 году, так называемом "году без лета" (извержение вулкана Тамбора породило холода и неестественного цвета солнце и небо), подтолкнувшем многих писателей к созданию множества важнейших произведений романтизма. Всё произошло во время отдыха на вилле Диодати в Швейцарии в компании Мэри Шелли, Перси Биши Шелли, Джорджа Байрона и Джона Полидори. По предложению Байрона все участники компании занялись сочинением «страшных» рассказов; помимо «Франкенштейна», результатом этой затеи также стал рассказ Полидори «Вампир». Название «Франкенштейн» Шелли заимствовала у немецкого замка Франкенштейн, где в XVII веке работал алхимик Иоганн Конрад Диппель, ставший одним из прообразов главного героя романа.
Но вернёмся к экранизации 1931 года.
В фильме Монстр, роль которого исполнил Борис Карлофф (образ сразу попал в точку и запомнился зрителям) предстаёт перед нами скорее кем-то вроде большого ребёнка, не осознающего в полной мере происходящего, не понимающего себя в теле и место своего тела в мире. Убийства он совершает в основном по чистой случайности и является по большей мере самой невинностью, страдающей из-за жестокости людей. Показательно, что упомянутый выше Джеймс Уэйл в последствии был лишён карьеры из-за своих гомосексуальных связей, так что, вполне вероятно, что на невинное создание он спроецировал личную драму, вопреки каноничному роману, в котором Монстр отдаёт в своих действиях себе и миру полный отчёт и этически их обосновывает.
Это далеко не первое экранное воплощение Монстра, и уж точно не последнее, если вспомнить множество самостоятельных фильмов и кроссоверов с другими монстрами Universal. Примером последних является одно из продолжений упомянутого выше "Дракулы" — "Дом Дракулы", в котором Монстра сыграл уже не Борис Карлофф, а Глейн Стрейндж, чей образ напрямую продолжал образ Бориса и приобрёл настоящую культовость.
Перечислять современные экранные адаптации не имеет смысла. Особо хочется выделить театральную постановку с Бенедиктом Камбербэтчем, а из фильмов — "Виктор Франкенштейн" за замечательный актёрский дуэт Джеймса Макэвоя и Дэниела Рэдклиффа (хотя Монстр здесь ещё более безмозглый, чем в экранизации 1931 года, и совершает убийства инстинктивно) и, пожалуй, лучшую экранизацию — "Франкенштейн Мэри Шелли", поставленную Кеннетом Бранной, соавтором сценария которой был человек, в чьём послужном списке "Зелёная миля" и "Побег из Шоушенка", в которой роль Монстра, от которой отказался Жерар Депардье, досталась Роберту де Ниро, а роль возлюбленной Виктора — Хелене Бонем Картер.
В новейших фильмах студии Universal Монстр появлялся только в "Ване Хельсинге" от создателя "Мумии" (1999) и "Мумия возвращается" (2001) и с Хью Джекманом в главной роли. В фильме он предстаёт, как и в книге, весьма разумным, однако выступает на стороне главного героя.
Кроме того, автор недавнего "Человека-невидимки" (об этом фильме в частности также далее) высказал желание снять фильм и по "Франкенштейну", так что мы вполне можем надеяться на неплохое перепрочтение оригинальной истории в современном нам ключе. Интересным является также тот факт, что режиссёр классического "Франкенштейна" в последствие снимет классического "Человека-невидимку".
3. Мумия
Египетский жрец Имхотеп через 3700 лет после смерти возвращается к жизни. Повстречав англичанку Хелен Гросвенор, он узнает в ней жрицу, жившую также почти сорок столетий назад...
Эту историю слышали хотя бы в общих чертах практически все, однако с литературным первоисточником знакомы немногие, тем более, что тот писался специально под фильм — это рассказ-пьеса Нины Уилкокс Патнэм и Ричарда Шайера. Всё просто, как два пальца: группа археологов раскапывает гробницу с древней мумией, читает заклинание на свитке, случайно возвращая ее к жизни, после чего весь фильм пытается исправить свою ошибку.
Этот фильм показал, что Борису Калоффу вовсе необязательно иметь множество швов и рычать, чтобы пугать людей, — достаточно читать древние заклинания, подчинять своей воле и убивать. Лента 1932 года оказалась очень даже неплохой, подняла среди прочего тему британского колониализма, а сам Имхотеп оказался вполне себе нейтральным по отношению к тем, кто не мешал ему в достижении цели.
В фильме 1992 года от оригинальной истории мало что сохранилось, однако в чём-то это сделало фильм даже лучше — теперь это было приключенческое кино почти в стиле Индианы Джонса с совершенно иным по своему образу действий антагонистом в исполнении Арнольда Вослоу. Успех продолжений франшизы пошёл на спад, поэтому студия Universal со всего размаху прыгнула на те же грабли и запихала в ленту 2017 года кучу отсылок на других персонажей зарождающейся, а по факту переживающей агонию, вселенной монстров, вместо стройной истории. Многие заделы на переосмысление оригинальной истории пошли прахом (тему колониализма также была возможность переосмыслить, ведь главный герой в исполнении Тома Круза был американским военным на Ближнем Востоке). Также был совершенно изменён антагонист (теперь он вполне соответствует женскому роду существительного в русском языке — роль исполняет София Бутелла) и его цели, что не было бы так плохо, не будь у фильма таких гигантских проблем со сценарием. Конфуз в том, что рейтинг новой "Мумии" оказался даже ниже, чем у упомянутого "Дракулы", от которого она отреклась, показав череп вампира.
4. Человек-невидимка
Химик поселяется в маленькой деревенской гостинице и совершает первое убийство. Оказывается, юный химик открыл ужасную формулу, опасный препарат, делающий человеческую плоть невидимой. Интерес у него был исключительно научный, но препарат имел побочный эффект, превративший его в маньяка. Почти сразу же он начинает искать противоядие, которое могло бы вернуть его в нормальное состояние...
Роман Герберта Уэллса был написан в 1897 году и по сей день является классикой мировой фантастики. Фильм, о котором далее пойдёт речь, был снят в 1933 году, являлся первой экранизацией романа и был во многом революционным, особенно в области визуальных эффектов.
Хотя режиссёр картины Джеймс Уэйл (о котором мы уже успели поговорить) и переделал во многом книгу под себя, вклад данной экранизации в кинематограф трудно недооценить. Перед актёром главной роли, Клодом Рейнсом, стояла важная задача — суметь сыграть того, чью мимику (а то и всё тело) не будет видно на экране, суметь внушить зрителю страх перед безумным учёным без основного инструмента актёрской выразительности.
Спойлер: справился он "на ура".
Единственное, в чём можно упрекнуть фильм помимо переделки отдельных сюжетных веток, так это в его некоторой "заунывности"; сюжет иногда провисает, и хочется зевнуть. Однако атмосфера страха передаётся хорошо, да и история предстаёт перед нами завершённой и цельной.
Жаль, что никто не сказал этого студийным боссам, которые выпустили классические для киновселенной "Монстры Universal" сиквелы и ремейки (2 продолжали историю оригинального фильма, а 3 брали в свою основу лишь концепт получения человеком невидимости посредством науки и прикрывались броским названием "Человек-невидимка" в самых разных его вариациях).
Прочие заслуживающие внимания экранизации я уже разобрал в статье ниже, так что переходите и читайте; там очень интересно:
6 лучших экранизаций Герберта Уэллса | Михаил Гусев | Яндекс Дзен (yandex.ru)
"Человек-невидимка" 2020 года — в некотором роде ремейк ленты 1933 года. По большому счёту, режиссёру Ли Уоннелу (снявшего среди прочего ряд классических фильмов серии "Пила" и полюбившийся многим бюджетный "Апгрейд") удалось взглянуть на феномен человека-невидимки в современном ключе (теперь мы наблюдаем за событиями не со стороны сходящего с ума Гриффина, а со стороны жертвы, которую высококлассно сыграла звезда "Рассказа служанки" Элизабет Мосс), что в целом составляет ему хорошую рекомендацию для съёмки "Франкенштейна". Возможно, я бы и акцентировал сюжет не только на личной драме героев, но и, согласно первоисточнику, на общественном терроре Невидимки (Оливер Джексон-Коэн); действительно, следуя современным тенденциям, герой мог бы вполне стать неуловимым террористом, а не просто мужем-абьюзером. Однако... кто его знает? Может, всё ещё впереди...
5. Человек-волк
Лэрри Тэлбот возвращается в замок своего отца в Уэльсе и встречает красавицу. В одну роковую ночь, когда Тэлбот сопровождает ее на местный бал, таинственная цыганка предсказывает Дженни ее судьбу…
Сразу понятно, что по аннотации ничего не понятно. Углубляясь дальше, выясняем, что это к тому же и единственный фильм об однозначно положительном герое классических фильмов ужасов Universal и, в отличие от предыдущих картин, не имеет как такового книжного первоисточника.
У "Человека-волка" 1941 года простой, но эффектный сюжет. Потерявший брата-близнеца наследник богатого рода Ларри Тэлбот (Лон Чейни-мл., сын того самого Призрака оперы; честно говоря, это пересечение окончательно и бесповоротно заставляет поверить в то, что у монстров действительно есть своя семья) возвращается на малую родину в Уэльс, где убивает напавшего на женщину волка (Бела Лугоши; да-да, тот самый Дракула; без комментариев), но сам оказывается укушен. Некоторое время он пытается сопротивляться полученному проклятию оборотня, но природная дикость берет свое — и один человек все-таки погибает от рук Ларри. Он пытается признаться в содеянном отцу, но тот не верит в народные сказки и, лишь когда сам становится свидетелем атаки оборотня, забивает сына до смерти тростью с серебряной рукояткой.
Снятый во время Второй мировой войны, фильм как мог сопротивлялся кодексу Хейса, стремясь показать присущий мифу оборотня животный эротизм. Для своего времени спецэффекты, отображавшие трансформацию человека в волка, были передовыми: Чейни-младший явно хотел славы отца, который мог часами работать над уникальным гримом. Конечно, именно «Человек-волк» вдохновил истории про оборотней вплоть до сегодняшнего дня: неистребим мотив романтического одиночки, который не в силах побороть темную доразумную природу. К слову, прежде всего Universal принадлежит заслуга в представлении о «заразности» как оборотней, так и вампиров: этого нет в классических легендах, здесь явно сказывается открытие микробов и вирусов.
Фильм оказался максимально успешным и, в общем-то, не удивительно, что последовали многочисленные кроссоверы. Одним из них (вовсе не первым) является уже упомянутый до смешного странный "Дом Дракулы" 1945 года. К слову, в нём Дракулу играет уже не Бела Лугоши — было бы странно играй он двух персонажей, пересекавшихся с Человеком-волком. Хотя при всех проблемах "Дома Дракулы" странно, что режиссёра это остановило.
В 2010 году Universal выпустили ремейк, который при всех многочисленных косяках и не очень хороших диалогах в целом справился с адаптацией (хотя он и рядом не стоял, если сравнивать; многие считают это самой провальной попыткой студии реанимировать франшизу). Зато в фильме "Волк" 1994 года с Джеком Николсоном в главной роли этих проблем нет; атмосфера крайне схожа с оригиналом, да и сам фильм в целом очень хорош. Есть одно "но": это не ремейк оригинального фильма, а самостоятельное произведение, так что с лентой 1941 года он связан лишь косвенно.
P.S. Цыганку, мать оборотня, играет русская актриса Мария Успенская.
6. Тварь из чёрной лагуны
Научная экспедиция отправляется в дебри Амазонки на поиски древних окаменелостей и сталкивается с обитателем Черной Лагуны - доисторической рептилией.
Фильм, вышедший в 1954 году, также не имеет первоисточника, как и "Человек-волк". По слухам, продюсер картины Уильям Олленд услышал мексиканскую байку о монстре из реки на съемках «Гражданина Кейна» (1941) и десять лет вынашивал замысел новой «Красавицы и чудовища».
В этот раз зрители, уставшие от классических хорроров и растерявших послевоенные страхи, оказались на берегу бразильской Амазонки вместе с командой американских учёных-биологов, которые ведут себя там хуже, чем дома (снова аллюзии на экспансию, на этот раз американскую). В команде учёных есть девушка, в которую влюбляется прямоходящее человекоподобное земноводное с огромными когтями, но которое при этом не питает дружественных чувств по отношению к ее коллегам. Те, в свою очередь, бьют монстра гарпуном, сажают в клетку, травят химикатами и хотят отвезти в зоопарк (а вот и экологическая повесточка с последующим кармическим ударом в виде монстра).
Тварь, или Жаброчеловека (привет беляевскому Ихтиандру!) играет Ричард Карлсон, согласно фамилии, в меру упитанный мужчина в полном рассвете сил, которому хорошими формами, собственно, как и лицом, посветить не удалось — на актёре была маска, что свело его работу к минимуму (в отличие от "Человека-невидимки" здесь у исполнителя главной роли даже голос отобрали). Но вот чего не отнять у фильма, так это красотку Джули Адамс на главной женской роли — однозначный плюс картины. За что еще можно похвалить фильм, так это за хорошие подводные съёмки, планку качества которых через каких-то 7 лет поднял наш "Человек-амфибия"; крайне советую прочитать вам эту статью; как заверяет Дзен, приключение на 3 минуты:
В остальном фильм вышел довольно средним, что только усугубилось последующими сиквелами. С другой стороны, его влияние на кинематограф велико хотя бы тем, что вдохновило Гильермо дель Торо на съёмки оскароносной сказки для взрослых "Формы воды" 2017 года. Здесь Жаброчеловек (Даг Джонс), как и в сиквеле "Твари", оказывается вдали от своих естественных условий обитания и, продолжая тему "Кинг Конга", покоряется только женской красотой немой уборщицы (Салли Хокинс), которая, движимая любовью к Существу, помогает ему бежать из лаборатории.