Найти тему
Истории успеха

Как построить особняк за 8000 рублей

Матильда Феликсовна была женщиной разносторонней и энергичной, с непоколебимой уверенностью в своей исключительности.

В театре я имела всё, что хотела, на сцене я продолжала пользоваться громадным успехом, и публика всегда оказывала мне горячий прием... Но появились отдельные лица, которые стремились омрачить мои выступления. Наравне с чудными приёмами, со стороны публики раздавались по временам, кое-где, из зала шиканье и даже иногда свистки.
Надо было обладать огромной силою воли, чтобы сохранить свою улыбку и доводить спектакль до конца. Мне это было особенно тяжело, потому что я отлично знала, от кого и откуда это исходит.

Будучи в высшей степени дамой благодетельной, она не обращала внимания на выходки злопыхателей и продолжала бескорыстно творить добро:

Как раз в это время я выхлопотала увеличение жалованья балеринам с 5000 рублей на 8000 рублей в год, что составляло по тем временам (1903-1904гг.) очень существенную прибавку.
Для меня жалованье не играло роли, но я хлопотала об увеличении жалованья для моих товарок, для которых прибавка имела значение, и за это я даже не получила от них простого спасибо.

Всю жизнь Матильда Феликсовна любила строить: карьеру, мужчин, дома…

После моего возвращения из-за границы, весною 1906 года, состоялась закладка моего нового дома. Мысль построить себе более удобный и обширный дом возникла у меня после рождения сына. В старом доме я могла ему уделить только одну комнату, что было вполне для него достаточно, пока он был еще мал. Но мне хотелось его устроить так, чтобы он мог, когда станет взрослым, продолжать жить у меня в доме удобно.

Из всех предложенных мест для постройки, окончательный выбор остановился на участке на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы. Участок находился в лучшей части города, был огромным, что позволяло построить большой дом с садом.

Дом «под ключ» был заказан известному в Петербурге архитектору Александру Ивановичу фон Гоген.

Заказчица торопила архитектора со строительством дома и горела желанием скорее переехать в него.

Под Рождество 1907 года состоялось грандиозное новоселье. Матильда была счастлива наконец-то жить «в удобных условиях и с настоящим комфортом». Старый дом она продала Князю Александру Георгиевичу Романовскому, Герцогу Лейхтенбергскому.

Дом вышел очень удачным, архитектор блестяще выполнил все пожелания требовательной заказчицы.

Внутреннюю отделку основных помещений, Кшесинская разрабатывала лично: зал в стиле русского ампира, маленький угловой салон – в стиле Людовика XVI, остальные комнаты предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что ей понравилось.

Спальню и уборную я заказала в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах. Некоторые комнаты, как столовая и соседний с нею салон, были в стиле модерн.

Матильда Феликсовна была очень довольна и хозяйственной частью дома: была своя прачечная, сараи для экипажа и автомобилей, был коровник для коровы, чтобы сын имел всегда хорошее и свежее молоко.

В доме был свой ледник и специальная холодная кладовая для сухих продуктов. Таким образом, в доме всегда было достаточно провизии, чтобы гостеприимная хозяйка могла в любой момент устроить роскошный обед.

И главное, в доме был отличный винный погреб:

Он был наполнен чудными винами, которые Андрей для меня с особой любовью выбирал, и был устроен так, что я могла в нем давать ужины после спектаклей для любителей хороших вин, предоставляя им самим выбирать по каталогу то вино, которое каждый хотел. В погребе был и специальный шкап – со стаканами для каждого сорта вин. Эти ужины в погребе, среди бутылок вина, были оригинальны по своей обстановке и очень веселы. И вина выпивалось на них немало.

Будучи невероятной кокеткой и модницей, Матильда предусмотрела в своём новом роскошном особняке, две гардеробные комнаты. Одна наверху, для последних новинок парижской моды, вторая внизу, для театральных костюмов и всего, что к ним полагалось: башмаков, туфель, париков, головных уборов.

В каждом из четырех огромных шкапов имелась полная опись под номером всего того, что в нем находилось, дубликат которой я держала у себя. По этим спискам я могла всегда послать кого-нибудь привезти мне все, что было мне необходимо, это часто приходилось делать, когда я жила на даче, а костюмы были нужны в Красном Селе. Я указывала только номер шкапа и номера требуемых костюмов и относящихся к ним предметов.

Матильда Феликсовна признается:

По правде сказать, я никогда не любила танцевать за границей и в особенности уезжать надолго; я любила жить у себя дома. Иногда я танцевала за границей, но, в общем, не очень часто.

Творческие натуры полны противоречий, поэтому не судите строго, читаем далее:

Живя в Монте-Карло, я решила подыскать себе для будущего сезона поблизости виллу, чтобы не останавливаться в гостинице. Мне посоветовали подыскать себе виллу в Кап-д’Ай.
Идея купить виллу мне очень понравилась. Мы осмотрели несколько и, между прочим, ту, которую в прошлом году нам уже показывали, но она тогда мне не понравилась.

Скорее всего не понравилась цена…

За нее просили, как я отлично помню, 200 000 франков, но на вилле не было центрального отопления, и некоторые комнаты требовали ремонта. Архитектор, которого мы пригласили для осмотра виллы, определил весь ремонт с установкой центрального отопления в 20 000 франков.
Тогда я предложила за виллу 180 000 франков, считая, что с ремонтом она обойдется в 200 000 франков. Хозяин не согласился, и покупка не состоялась, но агент утешал меня, что хозяин, вероятно, в конце концов уступит за назначенную мною сумму.
Вилла "Alam" в Кап-д’Ай. Фото из открытых источников
Вилла "Alam" в Кап-д’Ай. Фото из открытых источников
В начале июня мы вернулись в Россию. (Да-да, все правильно: я никогда не любила танцевать за границей и в особенности уезжать надолго)... Андрей настолько окреп после зимы, проведенной в Сен-Морице, что решил вернуться на службу, а пока принять участие в Романовских торжествах сначала в Костроме, а потом в Москве.

Спустя некоторое время, агент сообщил о согласии хозяина снизить цену. Андрей Владимирович немедленно купил эту виллу за 180 тысяч франков дорогой Мале (если гугл не врёт, это примерно 71 тысяча рублей плюс ещё 8 тысяч на ремонт по курсу 1913 года).

Мы придумывали, как назвать виллу, и после долгих споров и проектов нашли решение. По-французски мое уменьшительное имя было "Mala". Если читать справа налево, то получится "Алам". Так и назвали мою новую виллу.
Нетрудно понять мою радость иметь свою собственную виллу, которая была и удобна, и уютна. Расположена вилла была замечательно хорошо, на склоне горы, с великолепным видом на море. Обставлена она была отлично, в особенности столовая, салон и моя спальня.

Как это часто бывает, несмотря на то что вилла была большая, все же не хватало жилых комнат и не было гаража для автомобиля. Посоветовавшись с архитектором, Матильда решает пристроить ещё один дом:

Новый нижний дом был двухэтажный: в верхнем этаже было шесть жилых комнат, из которых четыре с видом на море, для гостей, и две с окнами под потолком для прислуги и две уборные. Внизу – обширный гараж, квартира для шофера, прачечная и котел центрального отопления. Крыша нового дома служила продолжением террасы нижнего сада.

Но и этого было недостаточно для роскошной и комфортной жизни:

Незадолго до нашего отъезда Андрей настоял на прикупке к вилле части соседнего парка, где можно было бы устроить теннис для Вовы и маленькую для него крепость. Участок был действительно очень хороший, а главное, он был плоским, а то тут всегда сады строят террасами. Участок купили, а устройство тенниса и крепости для Вовы мы поручили нашему управляющему.

Завистники злобно клеветали, что небывалый рост благосостояния Матильды Феликсовны связан не с выдающимся талантом балерины, а лишь благодаря трогательной дружбе с мужчинами императорской фамилии. О времена! О нравы!...

А самые злостные недоброжелатели, бесстыдно утверждали, что роскошная жизнь Кшесинской, напрямую связана с коррупционными схемами в артиллерийском ведомстве (гнусный намёк на Великого Князя Сергея Михайловича) и владела крупным пакетом акций Путиловского завода. При этом, однако, не приводят ни одного документального доказательства своих слов.

У нас нет оснований сомневаться в кристальной честности несравненной примы. Восемь тысяч рублей в год, безусловно солидное жалование, чтобы построить шикарный особняк в центре столицы. К тому же, Матильда Феликсовна всегда была рачительной хозяйкой и тщательно записывала все свои траты, в конце концов могла и накопить.

Как бы то ни было, а строить Матильда умела и любила, делала это с удовольствием и со вкусом.

"Бегство. Тяготы и лишения". Продолжение здесь

Начало здесь