Найти в Дзене
Hell Yes

Сериал «Я не шучу». О том, как женщина-мать едет на горящем велосипеде

ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕРЫ!

кадр из сериала "Я не шучу"
кадр из сериала "Я не шучу"

Позолотите яндекс-кошелёк и я вам расскажу, как я посмотрела отечественный комедийный сериал «Я не шучу», где в главной роли актриса и стендап-комик Елена Новикова. В сериале она под своим именем и еще она говорила в интервью, что 80 процентов историй в сериале – из ее жизни, так что перед нами практически камео.

Не то чтоб я прямо собиралась смотреть, но «Кинопоиск» взял меня измором. Как ни зайду, он сует мне в глаза банер этого сериала. Новикову я мельком видела среди наших комиков, но не запомнила ничего, кроме лица, жизненного опыта и возраста. Наверное, это попытка приземлить в наши реалии «Миссис Мейзел», только у героини вместо богатых родителей три работы и два кредита. Иначе ей никак не выкрутиться, потому что отцы ее детей – классические кукуси. Первый понятия не имеет зачем ему общаться с сыном, а когда вынужден это делать, несет лютую хрень из серии «давай отдадим его в кадетский корпус» (да, давай его уберем с глаз долой и тогда со спокойной душой можно подзабыть о его существовании). Другой – мамин сын, который приходит к бывшей жене пожить, когда нынешняя его выгнала. И выставить его никак нельзя, потому что свекровь обидится и тогда Елене будет не с кем оставлять маленькую дочь. Шах и мат, юмористка.

кадр из сериала "Я не шучу"
кадр из сериала "Я не шучу"

Из обоих мужей с огромным трудом удается выбить алименты, которые вообще-то являются обязанностью, и которые оба, конечно же, считают своей доброй волей и готовы вымотать душу за каждую копейку. И не только. Они вообще считают своим святым долгом рассказать бывшей жене, что она делает не так. И выглядит она как престарелый транс, и зря театр бросила, и не туда деньги потратила, и детей не так воспитала, прочая, и прочая. Что характерно, чувства вины за свое некачественное отцовство они не испытывают.

Ну а что, женщина-мать, да еще с двумя детьми да от разных отцов, да еще и в разводе, да еще «богемной» профессии – разве она бывает хорошей? На нее критически, поджав губы, смотрят буквально все: воспитатели детсада, успешные-все-успевающие-мамы из родительских комитетов, школьные подруги, учительницы, соседи. Представительницы опеки не верят ни единому ее слову, даже подозревают в алкоголизме.Но, придя с проверкой, они сразу же тают перед ее любовником Владимиром (чужим, в сущности, человеком), стоит ему налить чаю, побренчать на гитаре и сказать пару общих, но проникновенных фраз про воспитание детей.

Кстати, о Владимире. Нам орут из каждого утюга, что женщины хотят замуж. А вот Елена уже дважды сходила, она больше не хочет. Все что ей нужно – это время от времени трахаться. Но Владимира это не устраивает, он уже готов съехать от пожилой мамы к Елене. Он уже готов исполнять роль патриарха с лапищами. Он уже осуждающе качает головой на ее вечерний бокал вина. Он приходит на ее выступление, когда она просила не приходить. Он забирает ее дочку из сада, хотя она просила не забирать. Он насильно тащит ее с детьми в бардовский лагерь. Какой хороший человек, борщ сварил, шарлотку испек. И почему Елена его не любит?

А это комедийный сериал? Точно? Что-то тут все настолько как в жизни, что не смешно. Иногда ухмыляешься, конечно, но это грустная ухмылка узнавания. Чаще думаешь: нафига мне это в кино, у меня в жизни этого с горкой.

Работа Елены – это бесконечные мелкие роли в паршивых отечественных сериалах. Единственная отдушина – она выступает в маленьких клубах как стендап-комик, и судя по всему, уже завоевала небольшую, но стабильную аудиторию. Как и миссис Мейзел, она откровенно говорит о своей жизни – о детях, о соседях, о своих работах-кредитах, о бывших мужьях, флиртующих с ней ровесниках (Елене в фильме 49), которые «даже пердеж обставляют как флирт, но из стоячего у них только шуруповерт»…

Но и от ролей, и от выступлений часто приходится отказываться, потому что а) регулярно что-то происходит с детьми, есть у них такое свойство б) Елену снедает чувство вины. Эта вина – одна из причин, по которой она отказывается от долгожданного шанса – выступления в «Вечернем Урганте». Как Золушка, она сбегает из дворца в свою каморку. Потому что – вдруг все получится? И тогда она, например, поедет на гастроли. А кому, в сущности, нужны ее дети, кроме нее самой?

Ну и создатели сериала так ненавязчиво дают нам понять: ну куда ты, женщина? Маленькие клубы – так уж и быть, мы же не звери какие, и про равенство все понимаем. А на большую сцену не лезь, давай-давай, тебя детки ждут.

Желая того или нет, сериал показывает нам складывающийся тренд – новую старую не-нуклеарную семью, где общаются бывшие и нынешние мужья и жены, новые мужья и жены из следующих браков, бабушки и дедушки с обеих сторон, дети из всех этих семей, друзья в статусе родственников… Цифровая деревня с постоянной коммуникацией, где все на виду, а слово и дело каждого формирует твою облачную репутацию. А в центре – опытная женщина, которая все разрулит. Вот только проблема в том, что обязанностей в нашей стране у этой женщины выше крыши, а прав с гулькин нос и социальный статус низкий.

Под занавес очень хочется хеппи-энда. Потому что становится уже невыносимо терпеть это натужное превращение уничтожающего женщину быта в материал для стендапа, просто потому, что кроме стендапа из этого ничего не сделать. Если жизнь завалила вас лимонами, выжмите из них лимонад. А если дерьмом?

Возможно, такие сериалы зачем-то нужны. Но после хочется умыться и посмотреть «Питер FM».