Найти тему
Виктор Никитин

Лед Зеппелин - Houses of the Holy

Houses of the Holy — пятый студийный альбом группы, вышедший 28 марта 1973 года на лейбле Atlantic Records. В США, Великобритании, Австралии и Канаде альбом достиг первых мест в чартах, что, собственно, не удивительно - ведь группа на хорошем ходу. Все альбомы до этого всегда добирались до первых мест. Билеты на концерты раскупались за считанные часы, залы всегда были полны, армия поклонников группы росла от альбома к альбому, от концерта к концерту.

Лед Зеппелин
Лед Зеппелин

Однако, если по всем предыдущим альбомам в целом критика была положительная, ну может, за исключением текстов песен, к которым у них были претензии, то вот "Дома святого" были признаны неоднозначным и неровным альбомом. Но об этом позже. Я тоже склоняюсь к такому мнению, что альбом далеко не лучший в дискографии группы. Знаю, что альбом имеет своих поклонников, которые считают его чуть ли не лучшим. Оставим ненужные споры- все это дело вкуса слушающих, о котором, как известно, не спорят. Я не буду здесь давать анализ всем песням и целиком альбому, а остановлюсь на наиболее интересных деталях, связанных с выпуском альбома, его записью, и некоторых высказываниях самих участников группы.

Первой интересной деталью оказалась сама заглавная песня - Houses of the Holy, которая в альбом не вошла. Таких случаев во всей истории рок-музыки я знаю всего лишь два - первый, это песня Waiting for the Sun группы The Doors, которая на одноименный альбом не попала, а вышла только через два года на альбоме Morrison Hotel. И вот этот случай второй в истории рок-музыки - песня Houses of the Holy вышла на следующем альбоме группы Physical Graffiti. Я слышал два объяснения этому - первое, песня очень похожа на другую песня с этого альбома - Dancing Days. Поэтому было принято решение в пользу последней песни. И второе - запись песни не была окончательно готова к моменту выпуска альбома.

Второй интересный момент касается одной из песен альбома - D'yer Mak'er”, которая вызвала шквал критики, и жаркие споры внутри группы. Зачинщиком этих споров был, как и водится, Джон Бонэм. А вот как это было со слов Джона Пола Джонса.

В каталоге Led Zeppelin Houses of the Holy (1973) - один из альбомов, который всегда получал смешанные отзывы. В значительной степени негативная реакция рок-критиков на пятый альбом Зеппелин после его выхода, безусловно, не осталась незамеченной группой.

Больше всего досталось “D'yer Mak'er” как одной из неудачников на этом альбоме. Гордон Флетчер из "Роллинг Стоун" тогда назвал трек “жалким ударом по регги, над которым, вероятно, посмеялся бы весь остров, если бы Цеппелин приземлился и сыграл его на Ямайке.”

Хотя это попахивает чрезмерной реакцией, мало кто будет спорить, что “D'yer Mak'er” представляет собой одну из самых сильных композиций альбома. Однако Джон Пол Джонс вспомнил о реакции своего коллеги по группе Джона Бонэма на эту песню, который был среди тех, кто невысоко оценил этот трек. Проблема, по словам Джонса, сводилась к неприязни Бонэма к жанру в целом — и от этого к песне в частности.

Лед Зеппелин на фестивле в Бат. Июнь 1970 г.
Лед Зеппелин на фестивле в Бат. Июнь 1970 г.

“Джон интересовался всем, кроме джаза и регги”, - сказал Джонс в книге Криса Уэлча "Джон Бонэм: гром барабанов" (2001). “Он не ненавидел джаз, но он терпеть не мог играть регги – он думал, что это скучное занятие.” Джонс сказал, что отношение Бонэма к песне слышно в записи.

“Он не играл ничего, кроме одного и того же ритма на протяжении всей песни”, - сказал Джонс Уэлчу, добавив, что Бонэм “ненавидел” эту песню. “Все было бы в порядке, если бы он немного поработал над ней, [но] он не стал, поэтому его партия ударных звучит ужасно.”

Поэтому песня звучит так скучно и печально и это тем более странно для песни с шутливым названием («D'yer Mak'er» – означает «Did you make her?» (Ты уже переспал с ней?). При произношении, эта фраза напоминает слово Jamaica (произносится: Джамайка), которое оправдывает присутствие регги-мотивов в песне. Существует британская шутка по этому поводу: – Моя жена улетела на Карибы. – На Ямайку? [Слышится как: Ты с ней перепал?] – Нет, она была не в духе"). В конце концов, инженер Эдди Крамер вспоминал, что все наслаждались D'yer Mak'er.” И Плант, казалось, получал удовольствие от своего вокала. Тем не менее, Джонс встал на сторону Бонэма по качеству песни.

Лед Зеппелин в аэропотру Хитроу. 1973 год.
Лед Зеппелин в аэропотру Хитроу. 1973 год.

Рассказывая о чувствах Бонэма по поводу “D'Yer Mak'er”, Джонс отметил, что он согласен с мнением своего партнера по ритм-секции. Вдобавок к тому, что Джонс назвал мелодию ужасной, он отметил недостаток в их подходе к этой песне как музыкантов. “Весь смысл регги в том, что барабаны и бас действительно должны быть очень строгими в отношении того, что они играют”, - сказал он Уэлчу.

Однако, Бонэм не хотел придерживаться такого строгого подхода, и в итоге своей игрой нарочито показал скуку и свою неприязнь к этой песне. В некотором смысле Джонс признал критику Флетчера этим комментарием. (Флетчер назвал “D'Yer Mak'er” “полностью лишенным чувств и цеппелиновской атмосферы.)

Лед Зеппелин
Лед Зеппелин

Хотя члены Zep обычно старались высказываться по репертуару группы и принимать совместное решение, это не всегда срабатывало. Например, никто, кроме Планта, не рассматривал возможность возрождения “Down By The Seaside" для их следующего альбома Physical Graffiti в 1975 году. Таким образом, “D'Yer Mak'er” сохранил свое место в Домах Святого большинством голосов при одном против.

Альбом вышел, как и их IV альбом, снова без упоминания названия группы или названии альбома. Но внутри Цеппелины припасли сюрприз для поклонников. Вместе с названием альбома и перечислением всех участников записи отдельно по каждой песне (то есть, кто из участников группы что играл), поклонники получили тексты всех восьми треков, напечатанных черным цветом на белом внутреннем конверте. Все, начиная с “Oh oh oh oh oh oh / You don't have to go” (“D'Yer Mak'er“) и заканчивая сильной работой Планта над “Over the Hills and Far Away”, оказалось там.

Led Zeppelin вышел на рынок грамзаписи своим размашистым дизайном обложек альбомов. От взрывного образа на дебюте Zep в 69 году до номинированной на “Грэмми” обложки "Коричневого бомбардировщика" Led Zeppelin II группа позаботилась о том, чтобы искусство оформления альбомов соответствовало силе и стилю их музыки.

-5

Но после сильных художественных выступлений на Led Zeppelin III (1970) и безымянном четвертом альбоме 71-го года, Zep решил попробовать что-то новое для Houses of the Holy. Группа наняла Hipgnosis, фирму, стоящую за обложками альбомов Pink Floyd с конца 60-х годов.

Торгерсон основал компанию Hipgnosis вместе с Обри Пауэллом, и они оба пользовались большим успехом до встречи с Zeppelin. Их работы включали флойдовский A Saucerful of Secrets (1968), а также Electric Warrior (1971) группы T. Rex.

Первая встреча Zeppelin с Hipgnosis прошла не очень хорошо, а точнее закончилась катастрофой для последнего. Когда Сторм Торгерсон появился со своим первым вариантом обложки для Домов Святого, Джимми Пейдж и его товарищи по группе были потрясены. И они быстро вышвырнули Торгерсона из комнаты.

Led Zeppelin оказались не готовы к предложенной идее Торгерсона. “Этот парень Сторм пришел с фотографией ядовито зеленого теннисного корта с теннисной же ракеткой на траве ”, - вспоминал Пейдж в интервью 1993 года.

“Я сказал: "Какое, черт возьми, это имеет отношение к чему-либо на альбоме?" И [Торгерсон] сказал: "Ракетка — разве ты не понимаешь?’ Я сказал: "Вы хотите сказать, что наша музыка - это теннисная ракетка? Убирайся отсюда! Больше мы его не видели. В итоге мы имели дело с одним из его художников [смеется].”

Построенные декорации для фотосъемок в Ирландии.
Построенные декорации для фотосъемок в Ирландии.

После того, как Zeppelin "расправился" с Торгерсоном, его партнер Обри Пауэлл взял на себя руководство. Он предложил участникам группы идею, основанную на романе Артура Кларка "Конец детства" 1953 года. У Пауэлла было две идеи, и одна из них заключалась в том, чтобы сфотографировать детей на дамбе в Ирландии.

Несмотря на то, что с момента встречи прошло два десятилетия, Пейдж все еще был поражен тем, что сказал Торгерсон. “Это было такое оскорбление — ракетка", - сказал Пейдж в 93-м. - Это было смело! Вообразите, на первой встрече с клиентом предложить такой вариант!”

Обложка альбома
Обложка альбома

Пауэлл предупредил группу (а именно продюсера Питера Гранта), что такая съемка будет очень дорогой. “Питер Грант сказал: ‘Деньги? Нас, черт возьми, не волнуют деньги. Просто сделай так, как мы хотим", - вспоминал позже Пауэлл.

Поскольку день, когда Пауэлл сфотографировал детей, был серым и дождливым, это повлияло на то, какой вышла обложка. “Изначально я хотел, чтобы дети были золотыми и серебряными", - сказал Пауэлл. “Поскольку я снимал в черно-белом [...], дети получились очень светлыми. Поэтому, когда мы вручную подкрасили их, художник-аэрограф случайно придал им какой-то фиолетовый оттенок.”

Лед Зеппелин
Лед Зеппелин

Сначала Пауэлл испугался, что они все испортили. Но потом быстро понял, что у него получилось что-то особенное. “Я сказал:” Подождите минутку — это имеет какой-то потусторонний смысл", - сказал он Питеру Гранту. “И мы оставили все, как было”. После такого неудачного начала их отношений, Hipgnosis все-таки завершили обложку для "Домов святого". И она стала еще одной номинированной на "Грэмми" обложкой Zep.

====================

Ну вот пожалуй и все особенности этого альбома. Спасибо , что дочитали до конца. Надеюсь, что-то новое почерпнули.

Роберт Плант о песнях Лед Зеппелин

Плант о воссоединении ЛЗ