Около 1500 тысячи красивых невест свезли со всего государства на смотрины к великому князю, будущему царю Василию III. Знатные и не очень девушки, дочери бояр, мечтали стать будущими Московскими великими княгинями.
Из всех невест Василий III обратил внимание на самую красивую девушку — Соломонию Сабурову. По словам её современников, девушка была необычайно красива. Правда, под конец жизни осталась одна и несчастна.
Особое внимание при отборе невесты обращали на родственников мужского пола. У Соломонии было 4 дяди, 4 брата и даже её дед был 6-м мальчиком в семье. Так делали вывод, что у Соломонии хорошая наследственность, а значит она может подарить мужу много мальчиков.
Помимо красоты, Соломония была наделена скромностью, преданностью, благочестием и любви к рукоделию. Ожидалось, что боярская семья Сабуровых станет надёжной опорой для Василия III.
О великой княгини Соломонии в летописях содержится мало сведений. В её ведении были золотошвейные мастерские, в которых изготавливали одежду для великокняжеского рода. Передал ли в её распоряжение Василий III какие-то наделы — неизвестно.
Наследника ожидали в скором времени после бракосочетания. Однако прошло уже 5 лет, а великокняжеская семья так и оставалась бездетной. В 1510 году Василий и Соломония предприняли первую богомольную поездку «чадородия ради». Всё было безуспешно. Василий III с помощью добрых деяний пытался вымолить у Господа наследника. Он занимался постройкой и реконструкцией церквей, икон, но и эти благочестивые поступки не помогли паре завести малыша.
В 1523 году Василий принял тяжёлое решение о разводе. После очередной богомольной поездки Василий захотел расстаться с неплодной женой. По церковным законам отсутствие детей не могло стать причиной развода, потому Василий просил совета у бояр. Те посоветовали оставить Соломонию и жениться вновь.
«В лето 1525, ноября, постриже князь Василий Иванович великую княгиню Соломонию по совету еа, тягости ради и болезни бездетства, а жил с нею 20 лет, а дети не бывали» - летописи тех времён.
Уж для чего Василий III хотел так унизить жену неизвестно, но в 1525 году он создал «дело о неплодии Великой княгини». В дело вошли даже «обыски о колдовстве», в которых сообщалось, что к Соломонии приходила знахарка Степанида и сказала, что детей у великой княгини не будет.
А чтобы муж не ушёл от бездетной жены, то следовало делать специальные «заговоры». Так же, Соломония, якобы, просила разыскать монахиню, которая наговаривала на мёд или масло для появления детей. В то время любое знахарство осуждалось, как колдовство. Именно поэтому для Соломинии было обидно слышать от мужа такую клевету. Она ведь тоже очень хотела детей!
Соломония в монастырь уходить не хотела. Она плакала и умоляла мужа не ссылать её. Потому постриг приняла фактически насильно. Изначально Василий III хотел сослать жену в Новодевичий монастырь.
Более того, ещё при строительстве Новодевичьего монастыря именно в него Василий думал переселить неугодную жену. По одним данным, из-за непослушания, Василий III сослал на пять лет жену в Каргополь, а по другим — в суздальский Покровский монастырь.
В отместку, Соломония стала распространять слухи, что уже в монастыре произвела на свет сына. Василий III хоть и не поверил сплетням, но комиссию на всякий случай отправил, во главе с дьяками Меньшим Путятиным и Третьяком Раковым. Соломония даже не стала с ними разговаривать.
Уже в довоенное время археологи проводили исследование Покровского монастыря. В монастыре нашли гробницы и одежду мальчика лет пять. Вероятно, это погребение было сделано специально для имитации кончины сына Соломонии.
Соломония Сабурова стала последней Великой Московской княгиней. Всех следующих жён московских правителей фактически было принято называть царицами. Позднее Соломония стала старицей Софией. Она вела уединенный образ жизни и пережила своего бывшего мужа и его вторую жену.
Источники: "От Великой княгини до Императрицы. Женщины царствующего дома" Молева Нина Михайловна; "Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века" Морозова Людмила Евгеньевна; "Русские исторические женщины" Мордовцев Даниил Лукич; "Сила слабых - Женщины в истории России (XI-XIX вв.)" Кайдаш-Лакшина Светлана Николаевна. К сожалению, многие источники расходятся даже касаемо добровольного пострига Соломонии. Историки опираются на летописи и очерки современников, вроде посла Священной Римской империи Герберштейна.