Запуск транспортного хаба приурочен к вводу летнего расписания РЖД — это 29 мая 2021 года.
«Восточный» входит в состав ТПУ «Черкизово». Транспортно-пересадочный узел в свою очередь объединил станцию московского метрополитена «Черкизовская» (Сокольническая линия), станцию МЦК «Локомотив» (ее второй – северный – терминал сейчас строится), новый вокзал и остановки наземного транспорта. К 2025 году ТПУ «Черкизово» войдет в десятку крупнейших транспортных узлов в Москве с пассажиропотоком более 130 тыс. пассажиров, уверен руководитель Дептранса Максим Ликсутов.
«Восточный» — десятый железнодорожный вокзал в Москве. Но самое интересное, что это первый вокзал для поездов и ближнего, и дальнего следования, построенный в Москве за 100 лет. Все остальные – Ленинградский, Ярославский, Казанский, Курский, Павелецкий, Киевский, Белорусский, Савёловский и Рижский – были открыты в конце XIX-начале XX веков.
«Восточный» будет выполнять роль транзитного хаба для движения поездов на восток. Вокзал должен принять около 27 междугородних направлений, которые раньше прибывали на Курский вокзал (и отправлялись с него): это поезда, следующие до Иваново, Нижнего Новгорода, Анапы, Белгорода, Кисловодска, Махачкалы, Челябинска и других городов. Билеты на официальном сайте РЖД с отправлением с нового вокзала уже продаются.
Примерно 70% пассажиров «Восточного» будут пересаживаться на МЦК. При этом дорога от «Восточного» до Красной площади, делового центра «Москва-Сити» и других достопримечательностей столицы займет около получаса.
«Восточный» частично разгрузит Курский вокзал и участок Каланчевская-Курская, где в будущем будут ходить поезда МЦД-2 (Курско-Рижский) и МЦД-4 (Киевско-Горьковский, откроется в 2024 году). Станции метро «Курская» синей и кольцевой веток, а также «Чкаловская» салатовой ветки немного опустеют (примерно на 25 тыс. человек в сутки) – сейчас траффик пассажиров в часы пик там довольно напряженный. Кстати, после открытия «Восточного» начнется реконструкция Курского вокзала – она займет три года.
«Восточный» называют мини-вокзалом, но решайте сами, так это или нет. Его площадь составила более 9 тысяч квадратных метров. Вокзал имеет пассажирский терминал и две платформы.
В пассажирском терминале два выхода: один ведет к станции метро и МЦК, другой – к улице Амурская в районе Гольяново. Дойти до метро можно по сухому и теплому стеклянному переходу (всего 50 метров!) – это займет пару минут. Кстати, с перехода открывается панорамный вид на железную дорогу – обязательно оцените.
Терминал «Восточного» организован по европейскому стандарту. Здесь расположились: зал ожидания на 200 мест, бизнес-зал и зал приема делегаций, камеры хранения, билетные кассы и терминалы, комнаты матери и ребенка, фуд-корт. В залах ожидания будут работать USB-зарядки, а на всей территории вокзала действует сеть Wi-Fi. А еще на вокзале есть автоматы для аренды пауэр-банков.
Все сервисы расположены на расстоянии «вытянутой руки», а обслуживающая инфраструктура ненавязчива. К примеру, на Курском вокзале путь от билетных касс и/или камер хранения до платформ мог занимать до 7-10 минут (если вам была нужна платформа, путь к которой шел через подземный переход). Для маломобильных пассажиров (а также для пожилых и родителей с колясками) на новом вокзале есть 4 эскалатора и 3 лифта.