Телевидение в привычной форме умирает и уходит в прошлое. Ему на смену приходит интернет. Голливуд всерьез сосредоточился на стримингах, а зрители все чаще (не в последнюю очередь благодаря пандемии) предпочитают домашние кинотеатры привычным.
Продюсер и основатель веб-кинотеатра CHILL Антон Калинкин был одним из первых, кто обратил внимание на веб-сериалы до того, как российские онлайн-кинотеатры начали производить свой контент. На правах человека, который тонко чувствует, куда дует ветер перемен, Калинкин рассказал нам, как изменилась индустрия сериалов, а также о том, как мы будем смотреть их в будущем.
О себе
Началось все в 1990-м году. Я вернулся из армии в 89-м, надо было чем-то заниматься, а поскольку до армии я имел отношение ко всяким театральным штукам, то вошел в историю с рекламой и телевидением.
Почему я четыре года назад начал думать про веб-сериалы? Из страха. Это основная движущая сила. Страх и еще понимание, что если не экспериментировать и не рисковать, то скучно и неинтересно будет жить в будущем.
Уже тогда было ощущение, что телевизионный рынок сжимается. Сейчас понятно, что так и происходит, но четыре года назад были только первые ощущения тревоги.
Креатива и желания что-то создавать на рынке было огромное количество, а телик как средство доставки контента устарел. Сейчас мы видим, что телевидение продолжает устаревать и форматно, и содержательно. Интернет стал основной историей.
Но, кстати, как способ доставки продукта до зрителя телевизор может еще увидеть смерть некоторых онлайн-кинотеатров. На мой взгляд, основными поставщиками контента к потребителю станут не они и не новые медиа.
Об индустрии
Четыре года назад в интернете не было такого контента, который можно считать художественным продуктом. На тот момент это были в основном блогеры и их видосики. Все изменилось после «Домашнего ареста». Он показал, что можно в немножко другом сценарном подходе и более смело сделать продукт для интернета.
Но заниматься большими сериалами — это опять вступать в конкурентную историю, которой и так все занимаются. Тем более, что сериалы, которые выходили на платформах пару лет назад, были по сути теми же самыми телевизионными проектами. Играть на той же поляне просто не хотелось, поэтому мне надо было найти другой формат, который максимально дистанцировал от того, что и так все делали.
Мы обратили внимание, что в мире уже не первый год проходят фестивали веб-сериалов. И решили попробовать интегрировать их в наш рынок. Началось все с фестиваля Realist, потом появилась платформа CHILL.
Что такое веб-сериалы
Веб-сериалы — это такое недорогое и абсолютное творческое самовыражение. Жанровое, яркое, короткое и не ставящее перед собой задачу победоносного продвижения платформы.
Их смотрение отличается от смотрения обычных сериалов. В веб-проектах каждые 5-6 секунд должно происходить какое-то действие. Если вы отвлеклись на минуту от большого 50-минутного сериала и вернулись, то находитесь в сюжете, но если вы отвлеклись на минуту от трехминутной серии, то уже выпадаете из него.
То что не работает для больших сериалов, может прекрасно работать для веб-проектов. Представим, вы едете в метро две-три станции, пошатывается вагон, светит дневной свет, вокруг много людей, у вас один наушник от гаджета. И если вы в этот момент спокойно смотрите 8-минутную серию и вас ничего не отвлекает, то это веб-сериал. Любой другой продукт в такой обстановке смотреть невозможно.
О платформе CHILL, фестивале «Короче» и рынке веб-сериалов
В первый же год фестиваля веб-сериалов Realist родилась идея создать свою платформу. Собственно, мы и фестиваль начали выстраивать как фильтр поиска контента. Нам было интересно, много ли вообще такого контента в мире и стоит ли под это делать свою платформу. На тот момент в России никто массово веб-сериалы не закупал. Сейчас желающих много.
Мы сразу поняли, что объем есть. В стартовый год фестиваля пришло более 300 заявок. На следующий год мы получили больше трех тысяч заявок. Стало понятно, что рынок есть и он будет развиваться и дальше.
В этом году к нам снова пришло порядка трех тысяч заявок из 83 стран. Среди лидеров Иран. Мы никогда не думали, что в Иране есть веб-сериалы, но пришло с десяток приличных проектов оттуда. Потом Турция. Америка где-то на седьмом месте.
На CHILL собрано сейчас более 300 проектов, и у нас в переговорах больше 600 сериалов, которые мы по 200-300 в год будем добавлять по мере их производства. 90% сериалов, которые представлены у нас — это эксклюзив для России и СНГ.
Весь мир активно занимается производством веб-сериалов. Их очень много в развивающихся странах. Например, в Австралии, Бразилии и Канаде финансирование веб-сериалов идет на госуровне. Они не финансируют кино, потому что понимают, какая большая там конкуренция, а в вебовскую историю очень много инвестируют.
Мы специально взяли на CHILL большой пакет корейских сериалов, так называемых дорам, потому что у такого продукта устойчивая аудитория в нашей стране. Хотелось показать, что в Корее тоже снимают веб-сериалы, тем самым еще и образовывая зрителей. У нас сейчас готовятся большие аргентинские и бразильские пакеты.
Теперь CHILL стал абсолютно бесплатным для пользователя. Мы переходим на рекламную модель, но рекламу можно отключить просто зарегистрировавшись на платформе. Почему мы это делаем? CHILL сделан не для заработка. Это некое консолидирующее пространство, где можно показать то, что больше никто не показывает. Среди наших оригинальных проектов «Выйти нельзя остаться» Ян Гэ, «Представители», «Систер», «Мизантроп» и «Мастер-классы. Жизнь как в сказке».
Пока у нас нет такой большой аудитории, но мы понимаем, что со временем ее наберем. И ей будет действительно интересно, что там появляется. Потому что это аудитория, которая действительно понимает, зачем она пришла на CHILL. Она смотрит веб-сериалы и короткий формат. Поэтому мы идем очень точечно и не делаем больших рекламных кампаний.
Еще мы теперь проводим фестиваль короткометражек «Короче». Это один из лучших фестивалей в стране. В нем есть живая и молодая энергия, индустриальность, перспективы. И он даст доступ к короткометражному контенту, который мы будем открывать на CHILL. Сам фестиваль будет по-прежнему проводиться в Калининграде, но пришло время его чуть-чуть осовременить с точки зрения каких-то организационных подходов.
О целях
Мы хотим стать той партнерской структурой, которая поможет молодым кинематографистам не попасть в рабство к большим лидерам нашего кино, которые выжмут из них все соки. Мы хотим, чтобы они выступали на равных.
Дебютантам мало доверяют. Но с нашим кураторством и помощью эта волна кинематографистов не сразу, но может стать самостоятельной и будет снимать, что чувствует и видит.
В сентябре мы запускаем образовательную историю. Не то что мы собираемся учить снимать кино. Мы хотим образовывать, как продвигать. Аудитория есть, но мало кто знает, как производить новый контент.
Мы хотим, чтобы молодые кинематографисты из веба переходили в осознанную киношную историю. В вебе провал невозможен. Ты там обезличен. Для потребителей в интернете не важна персонализация. А в коротком метре важно ее заявлять. Так что зона экспериментов огромная.
Свою концепцию мы уже представили министру культуры Ольге Любимовой. Министерство сказало, что с удовольствием будет помогать нам в этом.
Будущее за простыми любителями
Успешными веб-сериалами я считаю «Миллионер из Балашихи», «Район тьмы», тот же «Непосредственно Каха!» был веб-сериалом. Фильм «Батя» появился из идеи веб-сериала. Еще «Выйти нельзя остаться» Ян Гэ и «Закон и беспорядок». «Внутри Лапенко» — тоже успешный веб-сериал.
И скетчи Лапенко, и до него скетчи Горбачевой — это потребительский контент, то есть его сами для себя производили потребители интернета. В музыке уже предсказывали, что потребительский контент заставит обратить на себя внимание мэтров. И вот уже Тимати и Басков записываются с Моргенштерном и Даней Милохиным.
Уверен, в аудиовизуальном контенте произойдет то же самое. Оно заставит больших коллаборироваться с маленькими. Потребительский сериальный контент перейдет в разряд более качественного. В ближайшее время люди начнут делать то, что им кажется правильным. Это взорвет рынок.
Смотрите веб-сериалы со всего мира на CHILL.