Главное событие выходных — самолёт Ryanair из Афин в Вильнюс принудительно посадили в Минске из-за «угрозы теракта». После посадки (для которой привлекли даже истребитель) белорусские силовики задержали двух пассажиров рейса — бывшего главреда NEXTA Романа Протасевича и его девушку. Ещё четверо при непонятных обстоятельствах остались в Беларуси. Это не понравилось ни властям европейских стран, ни руководителям европейских авиакомпаний. Рассказываем, какие меры они приняли, и как они отразятся на нас (путешественниках).
Что уже есть
Европейские авиакомпании уже избегают полётов в воздушном пространстве Беларуси. Так, рейс Austrian Airlines из Вены в Москву частично прошёл по территории Украины, а Wizz Air отправила самолёт из Таллина в Киев через Польшу.
Полёты авиакомпаний через Украину и Польшу не должны отразиться на ценах на билеты — самолёт делает совсем небольшой крюк.
Свои меры ввела Литва. В стране вообще запретили лететь через Беларусь всем самолётам, следующим в Вильнюс, Каунас и Палангу. Запрет вступит в силу в ночь на 25 мая.
Что может быть
Дополнительные ограничения зависят только от новых идей европейских чиновников. В ЕС уже предложили ограничить любое сообщение между Беларусью и Европой — даже наземное.
Тем временем Международная организация гражданской авиации (ICAO) получила запрос о приостановке полетов белорусской авиакомпании «Белавиа» в европейские аэропорты. Предположительно, запрет коснётся только рейсов из Минска в страны ЕС. Чартеры «Белавиа» в Анталью, Хургаду и Шарм-эль-Шейх вряд ли что-то затронет: те отдыхающие, кому запрещено выезжать из России, могут выдохнуть. То же самое относится к рейсам в Киев, но для россиян уже открылись более безопасные хабы типа Риги.
Если запрет всё-таки введут, Минск перестанет быть хабом для полётов из Европы в Россию. А при полёте из Лондона в Москву точно придётся проходить карантин: при транзите в Минске (и при дальнейшей поездке на поезде) его можно было избежать.