Найти тему
Гафуров Фергат

Когда есть дураки и дилетанты, пятая колонна уже не страшна

В интернет-сообществе пытаются представить репрессии 1937-го года борьбой с пятой колонной, а так называемые шарашки. где трудились ученные и конструктора, чуть ли не высшей формой организации научного труда. Возможно все и было бы так, но исполнительская способность и компетентность тех кто пришел на место репрессированных, оказалась мягко скажем не на высоте. И появляется мысль, а не победила ли в стране та самая пятая колонна. с которой по мысли сегодняшних историков, боролась существующая надстройка. Катастрофическое начало ВОВ дает тому немало материала для размышления. И только благодаря величайшему подвигу и самоотдаче страна победила в той кровопролитной войне, не благодаря , а вопреки всему тому что творило руководство страны.Но Победа ковалась не только на фронте. но и в тылу, и ковалась она задолго до войны.

Октябрьская Революция ознаменовалась подъемом небывалого энтузиазма в самых широких слоях населения. Новые возможности и новые стремления порождали и новые мечты и открытия. порой самые невероятные. Недаром самым популярным человеком, 20-30-х годов прошлого столетия в СССР, был Циолковский, простой учитель физики, теоретик космонавтики. Возникали невероятные теории и эксперименты, и порой случались открытия, от которых человечество отмахнувшись и успешно забыв приходило к данному открытию, в муках и страданиях через несколько десятков лет. Например, изобретатель прямоточных реактивных двигателей Меркулов. не имея под рукой самолета, испытывал свои детища запуская двухступенчатую самодельную ракету, где первой ступенью служил жидкостно-реактивный двигатель. И человечество не обратив на данное изобретение внимание прошло мимо и пришло к нему уже на заре освоения космонавтики.

И вот тут и стоит сказать о том, что сама обязанность государственных мужей находить такие бриллианты в горе строительного мусора и шлама, а найдя использовать его по назначению , а не забивать бриллиантами гвозди. что и происходило порой в предвоенные или военные годы. Изобретатель турбореактивного двигателя Архип Люлька, два военных года ремонтировал танки на Кировском заводе. Когда у немцев появились первые реактивные самолеты вспомнили о нем и вывезли из блокадного Ленинграда, закопанные во время эвакуации чертежи и разработки... был даже изобретен совместно с Гудковым реактивный самолет, а далее чиновники от авиации посчитали что они не готовы принять данный проект... Или вот иной пример. Болховитинов перед самой войной создает ракетный перехватчик. Уже после начала войны, прорывается к Сталину и добивается воплощения своего изобретения. Проходят успешные испытания, подается заказ на строительство 30 перехватчиков. Но тут происходит катастрофа- летчик-испытатель погибает. ЦАГИ проводит продувку. устанавливает причины и пути ее исправления. Но чиновникам от авиации сам факт катастрофы стал достаточным поводом , чтобы закрыть проект. А ведь мы уже при взятии Киева, осенью 1943-го года, могли иметь полк реактивных перехватчиков. который мог навести смятение в ряды немецких летчиков-бомбардиров. Да погиб летчик, потеряна машина БИ-2. Но в то трудное время ежедневно погибали сотни тысяч человек и терялись сотни самолетов....

И сваливать только на войну все что происходило тогда в области новых открытий не стоит. Перед самой войной происходило то же самое и даже в больших масштабах. Ощущение такое, что вместе с репрессиями пропала и искорка божья, а стали преобладать сиюминутные личные амбиции, кумовство и карьеризм. Снимается с производства гранатомет Таубина и заменяется неудачным 55 мм минометом. а через тридцать лет весь мир, в том числе и СССР. охотится за изобретением американский конструкторов, автоматическим гранатометом. Увидев первый советский сверхзвуковой реактивный пассажирский самолет ТУ-144 со стреловидным крылом, летчик-испытатель Николай Рыбко вспоминает, что испытывал самолет конструктора Москалькова, с аналогичным типом крыла. И после удачных испытаний летательный аппарат и вся документация по нему были уничтожены. А в это же время наши конструкторы реактивных двигателей изобретали "велосипед", чтобы испытать свои двигатели.
Великие конструкторы Королев и Глушко арестованные и переправленные в шарашку, занимались делами далекими от своих гениальных открытий.

Но это касалось не только тех изобретений, которые выходили далеко за понимание чиновников того времени, но и изобретений которые ничем не отличались от концепции строительства техники того времени, просто увиденное под другим углом. Тот же Болховитинов предлагает ближний бомбардировщик и разведчик "С" 2М-103"Спарка" с соосным расположением двигателей и вращающимися в разные стороны лопастями. Это позволяло увеличить аэродинамические возможности самолета и увеличить суммарно мощность двигательной установки, что в условиях дефицита современных двигателей было государственно важно. Но проект долго мутузили и в конце концов он был закрыт. Да возможно сама конструкция самолета была не совсем удачной, но соосное расположение двигателей, при наличии недостаточно мощных, надежных двигателей, мог устранить дефицит силовых установок. Такая же участь постигла легкий истребитель САМ-13 Москалькова. с одновременной установкой двигателей впереди и сзади самолета, мощностью всего 250 л.с каждый ( смешные на тот момент мощности), в три раза легче того же ЯК-1 и с расчетной скоростью превышающей скорость самых передовых советских истребителей. Деревянный самолет, который могла изготовить бригада высококвалифицированных плотников в обычной мебельной мастерской. Претензии были к слабому вооружению самолета-четыре пулемета с винтовочным патроном. Но скоро начнется война и Советский Союз будет покупать, за золото, английские "Харрикейны", не приспособленные к условиям суровой русской зимы и на которых будут стоять двенадцать пулеметов винтовочного калибра, совершенно безопасные для немецких бомбардировщиков. Советским специалистам пришлось заняться перевооружением английского чуда техники, установив в том числе и направляющие для реактивных снарядов. Вот эти самые снаряды и могли послужить дополнительным вооружением истребителя САМ-13. Но как говорится, не шмогла я не шмогла, принять изобретение конкурента

Но дело не только в отклонении тех или иных разработок, но и в нерациональном использовании существующих мощностей. Фактически вся истребительная и бомбардировочная авиация предвоенного времени проектировалась под перспективные двигатели водяного охлаждения М-105, и в это же время идет проволочка с принятием на вооружение истребителя Поликарпова И-180, с двигателем воздушного охлаждения так и не был налажен массовый выпуск, а ближний бомбардировщик СУ-2, с аналогичным двигателем, был заменен на конвейере на истребитель Лавочкина с дефицитными опять таки двигателем водяного охлаждения. Ну был нужен завод для производства истребителей, переделали бы под него другой, также как в свое время переделали под выпуск СУ-2 Таганрогский автомобильный завод, не считаясь с огромным дефицитом автомобилей. В результате всех этих гениальных решений Пермский завод авиадвигателей занимался изготовлением запчастей для сельскохозяйственных машин. И только под угрозой остановки производства ЛАГГ, Лавочкин перевел свой самолет на двигатели воздушного охлаждения, это спасло завод от переориентации на другой вид двигателей, что заняло бы уйму времени.

Сегодня бытует мнение, что Советский Союз не был готов технологически шагнуть в реактивную эру, что в корне неверно. Данные разработки и были прекрасны тем, что позволяли создавать новые технологии с нуля. не догоняя в общей гонке своих конкурентов, что чаще всего происходило в традиционных областях вооружения и техники. Но имея, в середине 30-х годов прошлого столетия , огромный задел во многих новых областях науки и техники(радиолокация, реактивные технологии, радио, робототехника) мы разбазарили свой потенциал по некомпетентности одних и из-за карьеризма и зависти других.