Точно установить дату основания Болхова ученым пока не удалось. Арехологических раскопок в городе почти не проводилось, а масштаб города не таков, чтобы придавать вопросу такое уж большое значение.
Значительную путаницу в данный вопрос вносит существование Болоховской земли, располагавшейся к западу от Киева (на территории современной Житомирской области), которую и отождествляли с вятичским Болховом. Но Татищев, работавший с утраченными позже летописными сводами, пишет: «Всеволод Юрьевич, как обещал Рюрику, собрав все свои войска, тако князей муромских и рязанских, а Давид из Смоленска, пошли к Чернигову. И вшед в области Черниговских, в Вятичи, городы Козельск и Болхов и другие, побрав сожгли и область их опустошили».
Признание древности вятичского Болхова вполне сочетается с существованием киевского Болоховского княжества, Мы знаем о большом количестве "перенесенных" названий: Переславль-Залесский, Переславль-Рязанский, Звенигород и многие другие.
Классик орловского краеведения Г.Пясецкий, считал, что "грубые и дикие Вятичи, занимаясь звероловством, жили вдали от прочих славянских племен и чуждались всякого общения с ними; они, скорее, готовы были соединиться с хищными своими соседями Печенегами, чем сойтись в одну славянскую семью под владычеством Русских князей". (надо заметить в скобках, что для верующих летописцев было ясно: коль народ не принимает христианских заповедей, то он «грубый и дикий». Однако в последующее время летописные сообщения были преувеличены, традиционно возвеличивая роль церкви в просвещении восточных славянских племен и народов).
В 1230-1240-е гг. страшное нашествие Батыя около Болхова навсегда осталось в памяти народа, "только предание о нем получило уже характер темной легенды о какой-то свинье, вышедшей некогда из Болхова и дошедшей до Карачева... Самая дорога эта с тех пор и доселе удерживает презрительное для татар (сперва язычников, а потом магометан) название - Свиной дороги. Смысл народного юмора понятен. Как свинья на своем пути избегает рек, так и татары держали свой путь по возвышенностям Свиной дороги, избегая рек и болот. Как это непривлекательное животное на своем пути не знает ничему цены и роет все, что ему попадает, так и безобразные татары безжалостно срывали все укрепления, жгли города, села и деревни. Путь свиньи в чужом огороде обозначается бессмысленным беспорядком; и путь татар по России ознаменован диким неистовством и всеми ужасами опустошений. Географические сведения древних болховичей на юг от их города простирались немного разве далее Карачева; потому-то, быть может, и сложилась легенда о путешествии свиньи от Болхова до Карачева. Когда же впоследствии по следам Батыя стали учащать к нам и Крымские татары, тогда число Свиных дорог увеличилось, и они в разных направлениях доходили уже до города Брянска».
Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях
Укрепляя южные рубежи, царь Иван IV повелел восстановить Болхов как пограничную крепость. В 1565 году маленький гарнизон продержался в осаде в деревянной крепостце против орды хана Девлет-Гирея. Воинских людей еще прислали, крепость перестроили. И вовремя. Ибо настало лихолетье. Смута.
Предыдущие статьи по теме: "Кого колонизировали ярославцы"? "Который из Романов основал Романов?", "Жителям правого берега нельзя делать то, что можно жителям левого берега", "Анклав ногайских степей в русской глубинке", "Литовский казачий атаман из ногайской орды", "Турнир между учителем и казаком", "Курган-майдан", "То ли победа, то ли поражение", "Война бессмысленная и беспощадная", "Орел - это луг, угол или развилка?", "Принять обоз за армию", "Свиная дорога"