"Позволить детям в школе не учиться." - Звучит чудовищно, да? И сразу вспоминаются крики, что образование хотят сделать не для всех. Лишь для избранных. А остальных в обслуживающий персонал нужд этих самых избранных.
Но я сейчас не об этом. И отчасти об этом. О том, что, возможно, образование действительно нужно не всем. И даже полное школьное.
А сподвигла меня поднять эту тему недавняя стрельба в Казани. Та самая, в которой бывший учащийся школы пришел и пострелял в учеников и учителей.
видео с Яндекс Дзен
И это уже не первый эпизод агрессии учеников против одноклассников и учителей.
В случае выше предполагают действие секты в этой школе. А в остальных случаях? Тоже секта? А как объяснить все те случаи издевательств над учителями на камеру? И без камеры? Откровенные издевательства. А порой транслируемая ненависть вообще к школе и всем учителям? Не только от учеников, но и от их родителей?
В одном из обсуждений здесь на Дзен учителем было выдвинуто обвинение, что это мы, родители, настраиваем детей против учителей и школы. Мне сложно реагировать на такое обвинение, поскольку сама я всегда с уважением относилась к ее учителям (в начальной школе она у меня была в двух разных классах и у нее получилось два учителя). Должна сказать, что уважение заслужено. И она тоже любила учителей и уважала.
Но исключить случаи, когда дома создается негативная атмосфера в вопросе школы и всего, что с ней связано не могу.
Вот случай из жизни: в этом году в класс пришла новая девочка. Два года она училась в другой школе и оказалась сильной в математике. Поначалу все было замечательно, учительница радовалась глядя на нее. Но уже к зимним каникулам учеба пошла вниз, а весной и того хуже. На слова учителя, что надо стараться, она ответила:
"А зачем мне школа? Я что в институты поступать буду? У нас на них денег нет!"
Разве это слова ребенка? Она в третьем классе уже сама осмыслила жизнь и решила, что поступать не будет? Не думаю. Я думаю, это слова родителей. Уже с начальной школы они дают такой настрой ребенку: учиться бессмысленно.
Зато у нее канал в "Тик-токе" на который она и тратит свое время. Не знаю, что туда загружает, но, видимо ЭТО мама поддерживает.
Это лишь один случай. А сколько их таких по России? Когда и родители и дети считают, что учиться не надо. Родители срывают свое недовольство и усталость на теме "школа", дети в школе высказывают свое презрение самому заведению, учебе и т.д. Сколько их?
Намного меньше, чем понимающих необходимость образования. Но они есть. Так может не мучить? Дать право не учиться. Класса так после 6?
Не учиться, а сразу идти работать!
В 13 - 15 лет - уже не дети. Не вполне взрослые, да. Но и не дети. Подростки. Которые должны осознавать ответственность за свои действия. За принятые решения. Но не осознают.
Современная система образования убрала эту часть формирования личности из процесса обучения - воспитание ответственности. А без нее ребенок не станет взрослым.
(И сейчас мы наблюдаем эпоху безответственности.)
Нужно предоставить подросткам возможность нести ответственность за свои действия.
И я не написала ничего нового. Все это уже у нас было.
В советские времена какое-то время обязательным образованием были 4 класса. Начальная школа. Потом можно было дальше пойти учиться или же идти работать.
А еще исключали из школы за абсолютную неуспеваемость и хулиганство.
Можно было поработать, понять, что всё -таки хочешь учиться и вернуться к обучению. На тот момент вариантов было несколько. Сейчас их еще больше.
Поработав на непрестижной (некрутой, немодной, неклассной и т.д.) работе месяц-другой, заметит, что он тут машет метлой и моет туалеты, а вон тот непонятный хмырь, не умнее его, но он - начальник, потому что с образованием. А он такой крутой - моет машины - и большее ему не светит, потому что нет образования.
Подросток может сам быстро вернуться за свою парту. Но уже осознанно. Понимая зачем ему это нужно и чего он хочет от школы. И, возможно, в жизни. Это уже совершенно другой подход к учебе.
Главное, оставить возможность учиться и через пару месяцев, и через пару лет, и параллельно. Сейчас, при наличии разных форм школьного образования: очное, очно-заочное, заочное, дистанционное - вполне реально.
Я допускаю и такой вариант: подросток уже зарабатывает в интернете на создании всяких ботов, оформлении групп, дизайне и прочее - больше родителей, и ПОКА не понимает, зачем ему общее образование. Возможно, поймет позже и доучится. А возможно то образование, которое дает школа, ему уже действительно не нужно.
Конечно будут и такие, которые бросят любое обучение на этом этапе. Но в этом случая - какая разница: бросят они учиться после 9 или в 7 классе?
Лучше ли для подростков, когда с ними нянчатся до самого выпуска средней школы, пропихивая из класса в класс даже при их неуспеваемости, не освоении программы?
Или все же стоит дать им выбор? Позволить сделать ошибку и предоставить возможность эту ошибку исправить? Это добавит осознанности в дальнейшие решения и действия "уже не детей".
То, что я написала, многим покажется чудовищным, неправильным. Кто-то обвинит меня, что я хочу оставить детей без образования.
Но мне бы хотелось, что б значимость образования осознали раньше, чем закончится и детство и время, в наибольшей степени отведенное нашим распорядком жизни на учебу. Что б у нас перестали растись великовозрастные недоросли, когда и в 30 лет они еще не могут определиться, чего хочет, да и вообще слишком молоды, чтобы чем то себя обременять.
Хочу напомнить, что в послевоенные годы страну поднимали в основном старики, женщины, искалеченные мужчины и подростки! Подростки выполняли огромный объем работ. Заботились о матерях и младших сестрах, братьях. Иногда, даже об отцах, искалеченных войной. Им хватало на это и ответственности, и разумности. Тогда.
А сейчас мы имеем восемнадцатилетних невзрослых взрослых. Не готовых отвечать даже за себя.
Пишите ваше мнение! Оно очень интересно и важно.
А также ставьте лайк, репост и подписывайтесь на статью.
Спасибо!