Найти тему
Владимир Гаранкин

ДЖОН УЭТТОН – ЧЕТВЕРТАЯ БАС-ГИТАРА URIAH HEEP. Часть 3. 1975–1976

Середина семидесятых – славное время! Фото из открытых источников в Интернете
Середина семидесятых – славное время! Фото из открытых источников в Интернете

Джон Уэттон пришел в URIAH HEEP не в самое удачное время. Похоже, что группе уже трудно было оставаться на той вершине, которую она покорила. Отношения внутри коллектива оставляли желать лучшего. Набирало силу противостояние музыкантов и Джерри Брона, у которого отказывали внутренние тормоза. Это я о словах Брона, который как-то заявил о том, что «URIAH HEEP – это я». Опять же стоит учитывать и тот факт, что Уэттон пришел на место Гэри Тэйна, заменить которого (и это не только мое мнение) было невозможно.

Как часто бывает в таких ситуациях, все решил случай. Мик Бокс и Ли Керслэйк жили в том же самом отеле на Collins Avenue в Майами, штат Флорида, где остановились музыканты ROXY MUSIC, которые были там на гастролях. Уэттон был знаком с Боксом, а с Керслэйком неоднократно пересекался в Борнсмуте в годы своей юности. Очевидно, за совместным ужином, который сопровождала обычная беседа, музыканты URIAH HEEP пришли к определенным выводам. Это выяснилось после возвращения ROXY MUSIC в Англию, когда Уэттону сделали предложение войти в состав URIAH HEEP. Для Джона, по большому счету не игравшему такую музыку, предложение не показалось необычным. Мир тесен: он был в курсе того, что Керслэйк и Хенсли играли вместе в группе THE GODS еще с одним человеком, которого Уэттон хорошо знал, – Грегом Лэйком. В тот же день в разговоре с Дэвидом Байроном Уэттон упомянул о том, что хотел бы заниматься написанием песен и быть вокалистом в группе. Байрон отреагировал одобрительно, правда, с одной оговоркой: «Только не в URIAH HEEP». Впрочем, это не помешало тому, что в марте 1975 года Уэттон все-таки оказался в URIAH HEEP, а с Байроном у него установились очень теплые отношения.

По воспоминаниям Уэттона, он не стремился заменить в URIAH HEEP Гэри Тэйна. Гэри был великим бас-гитаристом, приход которого вместе с Ли Керслэйком способствовал расцвету группы. У Джона был свой стиль игры, менять который он не собирался. Уэттон поставил перед собой задачу стать органичной частью URIAH HEEP.

После KING CRIMSON, где было много импровизации и действительно сложной музыки, URIAH HEEP стали для музыканта своего рода передышкой и возможностью играть очень качественную музыку в составе великой группы. И материальный фактор не стал определяющим в решении Уэттона присоединиться к URIAH HEEP. В ROXY MUSIC он получал бы точно не меньше, просто Джон не хотел оставаться у Брайана Ферри.

Уэттон чувствовал себя уютно в URIAH HEEP при всем том, что конкуренция за лидерство между Хенсли и Байроном была очевидной. Порой Джону казалось, что в группе смотрят на него как на мессию, способную вернуть URIAH HEEP на утраченную высоту, что, по мнению бас-гитариста, было изначально несправедливо по отношению к нему в силу ряда объективных причин.

Альбом Return to Fantasy. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом Return to Fantasy. Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома Return to Fantasy. Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома Return to Fantasy. Фото из открытых источников в Интернете

Первым студийным альбомом, записанным с Уэттоном, стал Return to Fantasy. Чуть раньше он отметился игрой на меллотроне на композиции Love Song из сольного альбома Дэвида Байрона Take No Prisoners.

Джон пришел в группу в то время, когда бОльшая часть работы над альбомом была завершена, но справедливости ради надо отметить, что он принял участие в написании двух песен, вошедших в альбом под названиями Shady Lady и Devil’s Daughter. И как тут не сказать о той самой ложке дегтя. Сославшись на контрактные проволочки, кое-кто из руководства группы предложил Уэттону заключить джентльменское соглашение о выплате гонорара и не оформлять все это в письменном виде. В итоге слова остались словами, и Уэттон не получил ни пенни за участие в написании песен. Также его имя не упомянуто на альбоме в числе авторов.

Джон Уэттон и Дэвид Байрон рассказывают о прошлом и настоящем URIAH HEEP. Фото из открытых источников в Интернете
Джон Уэттон и Дэвид Байрон рассказывают о прошлом и настоящем URIAH HEEP. Фото из открытых источников в Интернете

Return to Fantasy вышел в Европе 13 июня 1975 года на родном для группы лейбле Bronze Records.

В поддержку альбома, который оказался более чем удачным в коммерческом плане, последовали плотные гастроли: Скандинавия, Европа, Великобритания, США, Канада. О том, что происходило с участниками группы во время этого мирового турне, я уже писал в статье о Дэвиде Байроне, поэтому повторяться не буду. Наверное, Джон Уэттон также не забыл события тех дней, когда в августе 1976 года давал интервью некоему Джону Ингэму, которое вышло под заголовком: «Первые полгода все было супер, но, к сожалению, разрушительный процесс в URIAH HEEP уже начался».

Впрочем, группа все еще была способна на то, чтобы зажечь по полной. В феврале URIAH HEEP выступали в 4500-местном Jaap Eden Hall в Амстердаме. По мнению многих, кто пришел в тот вечер на концерт, группа была просто великолепна. И коллективно, и индивидуально.

Джон Уэттон и Кен Хенсли. Фото из открытых источников в Интернете
Джон Уэттон и Кен Хенсли. Фото из открытых источников в Интернете

В декабре 1975 года URIAH HEEP приступили к записи своего девятого студийного альбома, который получил название High and Mighty. Для Дэвида Байрона и Джона Уэттона он оказался последним в составе группы.

Внутреннее напряжение внутри коллектива не могло не сказаться на работе над альбомом. Кен Хенсли, после долгих раздумий решивший все же остаться в группе, практически вытащил его на себе с посильной помощью Джона Уэттона, в соавторстве с которым были написаны две прекрасные баллады – Weep in Silence и Footprints in the Snow. На композиции One Way or Another, открывающей альбом, он также выступил как ведущий вокалист.

Дэвид Байрон в силу объективных и субъективных причин участия в творческом подготовительном процессе не принимал, что, впрочем, не помешало ему очень тепло отозваться об альбоме. Это мнение разделяет и Хенсли, сравнивая работу над альбомом группы с соло-проектом. Джерри Брон в это время переключился на абсолютно не связанную с музыкой деятельность, так что продюсированием High and Mighty впервые за все время существования группы занимались сами музыканты.

Альбом High and Mighty. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом High and Mighty. Фото из открытых источников в Интернете
Вкладыш в альбом High and Mighty. Фото из открытых источников в Интернете
Вкладыш в альбом High and Mighty. Фото из открытых источников в Интернете

В коммерческом плане альбом ждал провал. Он так и не вышел в США, а сам Брон по понятным причинам еще до выхода High and Mighty заклеймил его худшей студийной работой группы. Между музыкантами, которые на этот раз выступили единым фронтом, и Броном разразился нешуточный скандал, но до разрыва отношений дело все-таки не дошло. Хенсли согласен с тем, что альбом не написан в лучших традициях группы, но по-любому он не заслуживает того уничижения, которое устроил ему Брон.

Есть еще один момент, о котором знают немногие. Во время записи альбома Байрон заболел ветрянкой, и отсутствовал в студии около шести недель. Именно этот факт объясняет запись One Way or Another c Уэттоном. Сам Джон подчеркивал, что не стремился к этому. Так сложились обстоятельства. С ним записали пробный вариант, который в итоге всех устроил. Переписывать вокал с Байроном после его возвращения не стали. Кстати, на этой композиции Байрон сыграл на органе, о чем опять же знают немногие.

О качестве материала на альбоме спорят до сих пор. На мой взгляд, это – хорошая студийная работа, за которую не может быть стыдно даже при самом строгом подходе. Давая свою оценку альбому, Джон считает High and Mighty отличным материалом, работой над которым он гордится.

Если говорить строго о музыке, Джон Уэттон благодарен судьбе, которая свела его с такими музыкантами. Все остальное – сильнейший дух соперничества, зависть, человеческие пороки – он оставляет по ту сторону творчества.

В представлении не нуждаются. Фото из открытых источников в Интернете
В представлении не нуждаются. Фото из открытых источников в Интернете

О том, что Джон Уэттон повторил судьбу Гэри Тэйна, когда его ударило током во время концерта в Сент-Поле, штат Миннесота, я тоже уже упоминал. К счастью, последствия оказались не столь трагичными.

Дни Дэвида Байрона в составе группы между тем были сочтены. В июле 1976 год в своем официальном заявлении Брон сообщил о том, что Дэвид Байрон уволен из URIAH HEEP.

Для многих поклонников группы уход Байрона стал настоящей трагедией. Как будто вместе с ним ушла та самая магия, которая привораживала тысячи людей со всего мира. Многие, в том числе Брон, Хенсли и Бокс, понимали, что они начали опасную игру, которую могут проиграть, но, по их мнению, другого выхода не было. Хенсли говорил о том, что заменить Байрона просто невозможно, повторив тем самым сказанное в адрес Тэйна. Кен вспомнил интервью с Байроном, где тот говорил, что ничего не чувствует, исполняя песни, написанные Хенсли. Он просто их поет. Хенсли усомнился в искренности этих слов, как, впрочем, и я. Если вы слышали, КАК Байрон поет эти песни, то поймете, что он просто лукавит.

Мик Бокс также был потрясен известием об увольнении Байрона. По его словам, Дэвид просто не оставил им иного выбора.

На удивление, сам Байрон спокойно отнесся к такому решению. Он вспоминает, что трижды был готов уйти из группы, но его уговаривали остаться, а вот теперь эти самые люди приняли такое решение за него.

Сейчас мы можем только гадать, что подтолкнуло Уэттона уйти из URIAH HEEP пару недель спустя после увольнения Байрона. В равной степени это относится и к его возможной дальнейшей судьбе в группе, ведь с уходом ведущего вокалиста Джон мог претендовать на его место. Лично мне такая перспектива представляется маловероятной: URIAH HEEP вряд ли стали квартетом, значит, по-любому Брон стал бы искать вокалиста.

Разочарование в URIAH HEEP. Фото из открытых источников в Интернете
Разочарование в URIAH HEEP. Фото из открытых источников в Интернете

В одном из своих интервью Уэттон говорит о том, что голос Байрона стал не так хорош, каким он был три-четыре года назад. Сам Байрон это чувствовал. Ему требовалась передышка, чтобы восстановиться. Три месяца, а лучше все шесть без гастролей. Но URIAH HEEP не могли (или не хотели?) себе такого позволить. В группе стали косо посматривать в его сторону (для этого были и дополнительные причины), считая, что он стал тянуть их вниз. Дэвид по-человечески переживал за это, но он ничего не мог сделать. Уэттон добавляет, что говорит эти слова от чистого сердца и надеется на понимание самого Дэвида (на момент интервью Байрон был еще жив), с которым они были близки.

Спустя много лет, в 2002 году, Уэттон записал вместе с Хенсли концертный альбом More Than Conquerors, в который вошли песни с последнего на тот момент сольного альбома Кена под названием Running Blind и композиции из репертуара URIAH HEEP периода Джона Уэттона и более раннего времени. Сам Уэттон с большим уважением отзывался и о Хенсли, и о Боксе, но все же самые теплые отношения, похоже, у него сохранились с Байроном.

Они время от времени контактировали (при этом странным выглядит тот факт, что Уэттон не знал ничего о работе Байрона над записью альбома On the Rocks). Где-то за год до своей смерти Дэвид прислал Джону в подарок щенка немецкой овчарки, а потом Байрон предложил вернуть меллотрон, который он купил у Уэттона много лет назад. И наконец Джон Уэттон был одним из немногих представителей музыкальной индустрии, кто присутствовал на похоронах Дэвида в 1985 году. Дэвид Байрон, в отличие от Джона Уэттона, все же проиграл свою битву с алкоголизмом.

Если же возвращаться к сотрудничеству Джона Уэттона с URIAH HEEP, я до сих пор не могу понять, почему музыкант упорно обходит его стороной в своих интервью.

Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

#Джон Уэттон # Uriah Heep # рок-музыка # музыканты # рассказы #