На землях Анатолии евреи жили испокон веков еще до прихода тюрок. В османский период их статус зависел от султанской прихоти.
Так Мехмед II, завоевав Константинополь и желая сделать из него столицу, переселил в него евреев из других областей империи. Они составляли более 10% всего населения города.
Его преемник Баязит II, узнав о решении Испании изгнать евреев, направил к ее берегам свой флот, чтобы эвакуировать их под свою защиту. Он разрешил им селиться в любом месте и пользоваться такими же правами, что и другие подданные империи. В этот период евреи занимали важные государственные посты, занимались коммерцией, а врачи были сплошь иудеями. Вместе с тем, они, как и все иноверцы, должны были платить подушный налог и имели другие ограничения, которые умело обходили.
В период правления Мурада III отношение к евреям ухудшилось. Султан приказал, чтобы все немусульмане вели себя смиренно и ввел для них дополнительные ограничения.
В начале XX века евреев в Османской империи насчитывалось порядка 200 тысяч человек. Их число резко сократилось после ее проигрыша в первой мировой войне, раздела территории и образования Турецкой Республики. В 20-е годы миграция в Палестину была минимальной. После прихода Гитлера к власти в Германии Турция стала для еврейских беженцев своего рода местом, где они спасались от Холокоста. Среди них было немало высококлассных специалистов, инженеров, деятелей науки и искусства.
Тем не менее, в годы войны турецкие власти ввели повышенный налог на имущество евреев и греков. Им пришлось платить в несколько раз больше, чем мусульманам. Тысячи еврейских предпринимателей и торговцев обанкротились. Их имущество изымалось в пользу государства, а мужчин отправляли в трудовые лагеря на принудительные работы. Аресты и конфискация прекратились, как только фашистская Германия потерпела поражение под Сталинградом.
В 1949 году Турция признала Государство Израиль. Началась активная иммиграция ее еврейского населения в эту страну. Через несколько лет выехало примерно 40%. Главным фактором миграции был экономический. Уезжали в основном люди небогатые. Они сохранили турецкую культуру и связь со своей бывшей родиной.
В последующие годы в Турции сохранялся бытовой антисемитизм и случались антисемитские выступления. Особенно во время арабо-израильских вооруженных конфликтов. К концу 90-х годов евреев в стране насчитывалось около 20 тысяч человек. Из них большая часть проживала в Стамбуле, Измире и Анкаре.
После прихода к власти партии Эрдогана антисемитизм в Турции заметно возрос. Еврейская община страны стала ощущать угрозу со стороны экстремистов. В ноябре 2003 года возле синагоги в Стамбуле произошел взрыв заминированного автомобиля. Были погибшие и раненые.
В этой связи все больше турецких евреев выражают желание иммигрировать в Израиль, переместив туда свой бизнес. Тем не менее, Анкара и Тель-Авив продолжают тесное сотрудничество в военной и экономической областях.