Рассказываю о паре однодневных маршрутов, которые ведут в западном направлении от Москвы. Публикую двумя частями (часть 1 – в сторону Рузы, часть 2 – к Верее), так что наберитесь терпения. Если световой день позволяет, можно объехать всё сразу. Есть ли в этом смысл, решайте сами; для кого-то цель такой поездки – увидеть как можно больше, а кто-то просто хочет провести время вне города и по дороге туда и обратно поглазеть на красивости-интересности…
Все остановки на маршрутах – церкви. Старые и современные, полузаброшенные и реставрируемые, уникальные или типичные для своего времени. За каждой стоит какая-то история; одни не специалисту покажутся обычными и не заслуживающими пристального внимания, другие заставят удивиться…
Перечислять объекты буду в том порядке, в котором мы их увидели (оба раза ездили не из Москвы, а из Наро-Фоминска). Итак, начали.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Колюбакино. Возведена в 1652 году; перестроена в 1833-1835. Храм закрыт в 1937 году, возвращён общине в 1990 году.
Село Колюбакино было вотчиной князя Ивана Пронского Турунтая (Пронские – русский и литовский княжеский род из Рюриковичей, угасший в XVII в.). Князь служил Василию III и Ивану Грозному, во время нашествия крымского хана Сахиб Гирея (июль 1541) командовал передовым полком. В 1543 году оказался в немилости и был сослан в имение под Ржевом как приверженец Андрея Шуйского. Его простили, но, убоявшись переменчивого нрава Грозного, Пронский бежал в Польшу с Михаилом Глинским. Царь снова его простил, пожаловал в бояре, назначил воеводой и отправил воевать с Девлет II Гиреем (1552). В том же году Иван Пронский отличился во время штурма осаждённой Казани, опять командуя передовым полком. Год спустя князь присягнул – не добровольно, по принуждению – на верность царевичу Дмитрию. Царь о неискренности Пронского знал, но продолжал держать его при дворе на почётных должностях. Государева терпения хватило надолго, и всё же в 1569 по его приказу князь Иван Иванович Пронский был убит...
Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник», что в Лызлово, построена в 2002-2008 годах и, как утверждают многие источники – повторяя друг друга – является «точной копией храма Покрова-на-Нерли». Пришлось заехать в Лызлово и лично убедиться, что о полном сходстве говорить не приходится, и дело не в ракурсе съёмки. Зачем вводить людей в заблуждение? Причины могут быть разными; мои предположения – в материале «Лызлово vs. Боголюбово: борьба за историческую правду или “удобная” трактовка?…»
Храм иконы Божией матери «Знамение». 1690 год.
Село Аннино принадлежало боярину Илье Милославскому, русскому дипломату, посланнику в Константинополе и Голландии, происходившему из незнатного рода: предком боярина был литовец, прибывший в Москву со свитой Софии Витовтовны, невесты великого князя Василия Дмитриевича. А вот дочь Ильи Даниловича, Мария Милославская, стала царицей, выйдя замуж за Алексея Михайловича Тишайшего. К слову, род Милославских пользовался дурной репутацией в народе, а царь своего тестя не уважал и называл его по имени, Ильёй.
Шатровая церковь в Аннино построена при новом владельце, Матвее Богдановиче Милославском – царице Марии он приходился двоюродным братом. Формы и декор здания – своеобразный протест Милославского против стиля «нарышкинское барокко», который в то время насаждался повсеместно. Матвей Богданович придерживался строгих патриархальных взглядов и барочную пышность и витиеватость нарочито игнорировал. Колокольня и трапезная пристроены к церкви позднее, в XVIII и начале XX вв. соответственно.
Сохранился двухэтажный каменный усадебный дом, построенный в 1770-х годах. Он числится за детским оздоровительным учреждением, территория закрыта и охраняется.
Церковь Николая Чудотворца в селе Никольское (бывшее Никольское-Гагарино, усадьба директора Императорских театров князя Сергея Сергеевича Гагарина) построена в 1774-1776 годах. Автор проекта – выдающийся русский архитектор Иван Егорович Старов, один из основоположников русского классицизма. В числе его работ – Троицкий собор в Александро-Невской лавре, Таврический дворец, дворцовый ансамбль в Богородицке (усадьба Бобринских), церковь Сурб-Хач в Ростове-на-Дону, Потёмкинский дворец в Екатеринославе (Днепропетровске) и др. Проект включал также каменный усадебный дом, флигели, конный двор и въездные ворота.
Необычна отдельно стоящая башнеобразная цилиндрическая трёхъярусная колокольня – в храмовом строительстве того времени она была исключительным явлением. Как и многие другие, колокольня Никольской церкви была взорвана в годы Великой Отечественной войны; воссоздана совсем недавно. Во 2-ой половине XIX века к храму была пристроена усыпальница князей Гагариных (захоронения не сохранились). Утрачен и современный церкви иконостас, также созданный по проекту Старова. В бывшей усадьбе располагается детская психоневрологическая больница; территория недоступна для свободного посещения.
Ещё одна церковь, освящённая во имя иконы Божией матери «Знамение», стоит в деревне Комлево. Она намного моложе аннинской – храм построили в 1802 году на средства графа Григория Никитича Орлова. Ещё 15 лет назад он пребывал в полуразрушенном состоянии, но, к счастью, великолепное здание в классическом стиле восстановили. Внутри даже сохранились оригинальные росписи: фигуры Апостолов в простенках ротонды и розетки в распалубках окон.
Знаменский храм стоит на высоком холме, с которого открывается красивейший вид на реку Рузу. Церковь является подворьем монастыря Вознесенской Давидовой пустыни; средства на ремонт и реставрацию выделило Министерство культуры РФ.
А вот Трёхсвятительскую церковь (1747-1780) в селе Волынщино-Полуектово (когда-то им владел внук воеводы Боброка боярин Полуэкт Волынский, павший в бою с татарами в 1436 г.) мы не увидели. Как и усадьбу, принадлежавшую князю Василию Михайловичу Долгорукову-Крымскому. Свой титул он получил за взятие Крыма в русско-турецкую войну 1768-1774 гг. и, помимо Волынщина, полученного в качестве приданого за своей женой, наследницей рода Волынских, владел ещё тремя усадьбами: подмосковными – Знаменским-Губайловым (ныне территория Красногорска) и Васильевским (Мамонова дача) на Воробьёвых горах (сейчас её занимает Институт химической физики) – и городской, в Охотном Ряду (в 1784 году здание было куплено Благородным дворянским собранием, а в наши дни известно как Дом Союзов).
Храм Трёх святителей является усыпальницей самого князя и его жены, Настасьи Васильевны Волынской; что стало с захоронением, неизвестно – источники расходятся во мнениях; внутреннее убранство церкви утрачено полностью.
Попасть в храм можно, но только когда там идёт служба и только если вы приехали на машине – пройти пешком не получится. Звучит странно, но объяснение простое: территория и хорошо сохранившиеся постройки усадьбы используются как база Федерации тяжелой атлетики РФ, попасть туда, что называется, с улицы нельзя. Для тех, кто идёт в церковь, делают исключение, но в условиях карантина пеший проход запрещён, можно только въехать и выехать. Краеведческий музей Рузы время от времени организует экскурсии по усадьбе, но – опять же, в связи с карантином – их проведение было приостановлено и пока не возобновлялось.
Всем, кто спит и видит, как бы куда-нибудь проникнуть, влезть и побегать от охранников, испытывать судьбу не советую – не тот случай.
Церковь Рождества Христова в Мытниках возведена в 1740 году по проекту архитектора, академика архитектуры Императорской Академии художеств Петра Карловича Козиха, на средства тогдашнего владельца села полковника Алексея Гавриловича Жеребцова. Храм был закрыт в 1934 году, во время Великой Отечественной войны оказался в зоне боевых действий и сильно пострадал. Отреставрирован в 2017-2019 гг.
Продолжение следует…
* Пожалуйста, указывайте источник, если хотите поделиться этим текстом и фотографиями.