Найти в Дзене
Хохлов Сабатовский

Как подобрать музыку к своему видео?

Оглавление

Классный саундтрек — то, что делает фильм запоминающимся. Классный саундтрек позволяет усиливать эмоции в сцене.

Классный саундтрек трудно найти, легко потерять и невозможно забыть.

Вспомни культовую сцену в фильме «Интерстеллар», когда Купер возвращается на космический корабль «Эндюранс» с океанской планеты и обнаруживает, что прошло 23 года.

С годами накопленных сообщений, Купер буквально наблюдает, как его дети растут на глазах.

В этой сентиментальной сцене интенсивность происходящих событий передана через трек STAY композитора Ханса Циммера

Сегодня невозможно представить себе этот эмоциональный удар сцены без STAY, задающего определённый тон.

Хочешь также? Давай разбираться, как подобрать саундтрек к фильму.

Что такое музыка и с чем её едят?

Самое простое и универсальное определение музыки — звук во времени.

Под это определение подходит любое музыкальное произведение, которое вы когда-либо слышали – будь то японский сити-поп или пение уличного музыканта под расстроенную гитару.

Все музыкальные произведения являются комбинациями трёх ключевых характеристик: ритма, мелодии и гармонии.

  • Ритм — периодические, структурированные всплески громкости, вызываемые любым инструментом.

Самыми популярными ритмическими инструментами являются, конечно же, ударные и перкуссия. Но ритмическую роль может играть каждый элемент трека. Ритм это то, что заставляет нас танцевать и шевелиться.

  • Мелодия это постепенное движение голоса или инструмента вверх и вниз по звукам различной высоты.

Мелодия, в зависимости от выделенной ей автором роли, может быть солирующим элементом композиции или второстепенным – например, подчёркивающим какой-то момент. Мелодия это то, что мы напеваем.

  • Гармонией мы будем называть созвучие двух и более нот.

С её помощью строится эмоциональный посыл композиции, передаются её настроение и эмоции. Гармония усиливает чувственный окрас и придаёт композиции масштабности в целом.

Баланс этих трёх китов зачастую определяет жанр композиции.

Например, в техно важнее всего ритмическая составляющая — большинство элементов трека выполняют ярко выраженную ритмическую роль, а мелодические и гармонические составляющие практически отсутствуют.

С другой стороны, можно привести в пример эмбиент музыку — в ней доминирует, прежде всего, гармония и часто отсутствует ритм, как таковой.

Как слушатели воспринимают музыку в видео?

Добавляя музыку в фильм, ты получаешь мощный инструмент воздействия на эмоции зрителя.

Музыка способна как усилить эмоциональный эффект от просмотра, так и перевернуть восприятие с ног на голову, придав ему совершенно другой смысл.

Есть несколько ощущений, передача которых через музыку воспринимается более-менее универсально.

Давай рассмотрим их, отмечая жанры и музыкальные характеристики, которые хорошо справляются с задачей:

  • Спокойствие — музыка, которая практически не содержит в себе диссонанса.

Возьми расслабленный, даже немного ленивый ритм, приятную уху гармонию и устойчивые ноты, и у тебя появится практически безотказное средство для расслабления зрителя.

Для умиротворения хорошо подходят эмбиент, даунтемпо, медленный джаз и классика — музыка с небольшим акцентом на ритм, сдобренная хорошей мелодией и гармонией.

  • Напряжение в музыке часто достигается за счёт диссонанса, эдакой «неправильности».

Эти приёмы чаще вызывают у зрителя чувство волнения. Музыка, которая переходит с мелодичности на стук, скрежет и другие менее музыкальные звуки, нацелена именно на вывод слушателя из его зоны комфорта, погружение его в напряженную атмосферу.

Для создания напряженности хорошо подходят минималистичные треки – они содержат в себе большое количество свободного пространства, что стимулирует воображение зрителя – только не за счёт избытка информации, а наоборот – за счёт её отсутствия.

  • Драйвовая, энергичная, ритмичная и шумная музыка, обычно сопровождает сцены погонь, битв и схваток.

Используй её, чтобы придать ролику динамичности и поделиться со зрителем энергией.

Для таких задач очень хорошо подходит современная танцевальная электроника. Здесь правит ритм, а все остальное отходит слегка на второй план.

Избегай откровенно клубного саунда — он на то и клубный, потому что лучше всего работает в ночном клубе, а не в фильме.

  • Ожидание. Когда саундтрек сам содержит в себе неопределённость, а музыкальные фразы построены так, что кажутся вопросом, на который не следует ответа, публика начинает подсознательно чего-то ожидать.

Как и напряжение, ожидание движется в сторону неизвестного. Правильно подобранной мелодией или звуками мы можем плавно и аккуратно подвести зрителя к кульминации или важному сюжетному моменту.

Здесь важен не столько определённый баланс трёх основных составляющих, сколько сама композиция.

Сцены ожидания часто сопровождаются монотонной и репетативной музыкой с нарастающей громкостью или экспрессией, подводящей зрителя к требуемой кульминации на экране.

  • Страх. Тут давай вспомним сцену в душе из фильма Хичкока «Психо».

Несмотря на отсутствие насилия в кадре, с помощью гениального музыкального сопровождения Бернарда Херрмана, каждый просмотр этой сцены сопровождается ощущениями ужаса и страха.

И в самом саундтреке нет ничего сверхсложного – репетативный диссонирующий звук струнных великолепно работает на создание нужной атмосферы.

Всё гениальное — просто. Этот же приём чуть позже использовали и при сьёмках «Челюстей» с аналогичными результатами.

А как на производстве?

Полезно определиться с музыкой как можно раньше — до финальных версий монтажа. Ты всегда будешь на шаг впереди и сможешь связать музыку и видео теснее, если примешь решение в начале процесса.

Некоторые продюсеры предпочитают сделать очень грубую нарезку, чтобы сначала попробовать разные треки и выбрать оптимальный из них.

Далее нарезка точнее подгоняется под музыку – это полезный подход, но, опять же — его нужно применять в самом начале пост-продакшена.

Не бойся ломать стереотипы — «неправильная музыка» вполне может стать изюминкой твоего продукта. Мирная, успокаивающая музыка во время кровавой сцены может сделать ее еще более драматичной и нереально ужасной.

В зависимости от сцены, иногда можно обнаружить, что музыка и вовсе не нужна. Во многих случаях, музыка может играть более мощную роль, если она используется не постоянно, а акцентами на какой-то точке или кульминации видео. Если музыка навязывается, зритель может утомиться.

Треки с вокалом следует использовать разумно — вокальная партия на заднем плане диалога или интервью может отвлечь или оттолкнуть зрителя.

Если ты выбрал вокальный трек, подумай — поддерживает ли лирика происходящее? Хорошие инструментальные треки могут передавать те же эмоции, но намного безопаснее с точки зрения эстетики и продакшена.

Не забудь обратить внимание на громкость! Ты можешь так увлечься музыкой, что забудешь о том, что в фильме еще есть прямая речь или диалоги, а зрители хотят услышать именно их.

Музыка должна аккомпанировать видео, усиливать его эффект, а не подавлять.

Больше постов и новостей о сфере кинопроизводства ты найдёшь у нас в телеграм-канале