Найти тему
Financial Freedom

Как видеоигры повышают финансовую грамотность

Оглавление

Что-то плохое случается в мире из-за молодых людей, и сразу начинается волна воплей: "Это видеоигры делают детей жестокими". Мне самому ещё нет и 30 лет, поэтому я не согласен, что игры зло и портят людей.

Всю жизнь играю, и сейчас понимаю, что игры дали много знаний о работе экономики, сделали меня грамотнее в финансовом плане. Поэтому у меня пришла мысль на примере двух игрушек разобраться, как же можно легко и с большим интересном учиться тонкостям экономики и внутренней политики государства.

До начала можно отметить одну игру, о которой слышал каждый - Монополия. Она учит, как работает экономика, но все же намного проще видеоигр.

Серия Civilization

Civilization - серия пошаговых стратегий. Для тех, кто не знает. Конечно, цивилизация не самая глубокая игра в экономическом смысле. По сравнению со вторым примером цивилизация просто цветочки.

Я уж не буду расписывать, как играть в игру: не про то блог. Но давайте рассмотрим несколько сфер, где цивка может чему-то научить.

-2

Управление ресурсами

Как и в реальной жизни, каждое государство начинает с ограниченного количества ресурсов. Чтобы выжить в мире игры, нужно постоянно крутиться и затыкать дыры в экономике.

Чем грамотнее игрок будет распоряжаться имеющимся, тем сильнее будет его государство.

Каждый город имеет такое понятие, как довольство. Народ доволен - правитель сидит крепко на своем месте. Если же довольство падает, город может восстать и перейти в подданство противных соседей, которые постоянно хотят и так оттяпать территорию. Чтобы поднять этот параметр, нужно иметь много редких ресурсов: шелк, кофе, джинсы. Вот только джинсов мало, и нужно торговать с соседями.

Другой важный атрибут - пища, производство. Каждая клетка на поле дает какой-то бонус. Например, на холмах отлично добывается камень, из которого делают здания, а в полях растет пшеница.

Больше производство - быстрее строятся здания, например чудеса света: Александрийская библиотека, Петра, Сиднейская опера.

Больше пищи - быстрее растет население города. Следовательно больше клеток обрабатывается, что ведет к увеличению всего остального.

Вот во всем этом нужно учиться строить баланс. Быстрее растет население - нельзя построить даже сарай. Всех людей бросил на постройку пирамид - поля засохли и народ голодает.

Управление ресурсами - один из столпов финансовой грамотности. Каждый человек сколько-то зарабатывает и должен на это как-то жить и соблюдать баланс. Если все копить и тратить только на еду и экономить на всём, закиснешь и впадешь в депрессию. Если же разбрасываться деньгами, может оказаться, что холодильник опустел.

Вложение в науку и культуру

Этот пункт скорее относится к всему государству нежели к отдельному человеку.

В игре постоянно нужно изучать технологии и принимать социальные институты.

Чтобы быстрее изучить что-то, нужно строить библиотеки, университеты и лаборатории. Если же не вкладываться в науку, можно в один прекрасный день обнаружить, что твои лучники и копейщики ничего не могут поделать с танками соседнего государства.

Если строить театры, музеи - получаешь больше культуры. Много культуры - много туризма. Проспав однажды культурную революцию, можно обнаружить, что все граждане твоей цивилизации носят чужие синие джинсы, слушают чужую музыку и смотрят чужие фильмы.

Этот пункт, по моему мнению, аллюзия на современность. Вот цивилизация и показывает, что будет, если не вкладываться нормально в науку, образование и культуру. В какой-то момент просто мы очнемся и увидим, что все колонизируют Марс, а мы валяемся в луже.

Серия игр Victoria

Немного подзабытая серия игр. Последняя часть серии вышла в 2010 году.

Эта игра претендует на звание не просто глобальной стратегии, а целого экономического симулятора, ещё и достаточно точного исторически.

Играть можно за любое реально существовавшее государство 19 века. Как обычно, я обычно играю за Российскую империю. Патриотизм какой-никакой.

-3

Игра на примерах учит, как работает экономика. Конечно, не бывает ничего более точного, чем жизнь, но Виктория учит большому количеству понятий:

Налоги

Игрок управляет целым государством, а значит должен решить, кого обложить налогом. Можно брать побольше с бедных (Богатые наши друзья! Да!) или задавить буржуев непомерными сборами (Пролетарии всех стран соединяйтесь!).

От того, как игрок управляет налогами, зависит поступление в бюджет и настроения населения. Огромные налоги - народ бунтует, люди уезжают. Маленькие налоги - недостаточно денег для финансирования проектов. Вот игрок должен поймать тот самый баланс.

Кроме того, размер налогов напрямую зависит от развитости международной торговли.

-4

Торговля

Торговля - неотъемлемая часть экономики. В Виктории многое построено на этом.

В начале игры мало у кого есть товары с высокой добавленной стоимостью. Все в основном торгуют пшеницей, углем и прочими природными ресурсами.

Все меняется, когда начинается строительство фабрик и заводов. Производить и продавать автомобили и электронику не тоже самое, что добывать уголь.

Чем больше у игрока высокотехнологичных заводов, тем богаче население, тем больше это население платит налогов. (Вот бы кто-нибудь высокостоящий поиграл бы в эти игрушки :) )

Государственный долг

Вот к этому понятию игрок приходит, если он не смог наладить торговлю и собирать достаточно налогов. Если денег собирается мало, нужно брать в долг. Нужно же содержать армию, проводить социальную политику и тратиться на науку. Если накопить пару миллионов долгов в игровой валюте, наступает дефолт, и государство теряет престиж, и с ним никто не хочет больше торговать. Короче говоря, не допускайте дефолта.

-5

Распределение бюджетных трат

Опять же, даже если много зарабатываешь, можно уйти в долги. Многое зависит от трат.

-6

Большая армия - придется сокращать расходы на образование или социалку. Если не вкладываться в борьбу с коррупцией, доходы будут разворовываться, и развиваться будет очень сложно. Ещё одна аллюзия на современность, не так ли?

В целом игра еще глубже в плане экономики, но канал не про игры, знаете ли.

Заключение

Что ж, вот и подошла к концу статья.

На примерах можно увидеть, что стратегии учат: зачем государству нужно вкладываться в науку; что такое налоги, и почему нельзя их завышать; почему продавать лучше не сырье, а высокотехнологичные товары.

А какому аспекту экономики игры научили вас? Пишите в комментарии.

Почитайте мои предыдущие статьи:

Как бесплатно есть в ресторанах и кататься на такси. Работа тайным покупателем

Осторожно, мошенники! Рассказываю, как меня пытались развести на деньги