Как известно, российско-турецкие отношения по историческим причинам крайне неоднозначны, и, несмотря на взаимную поддержку в отдельных областях, для России Турция остаётся опасным геополитическим соперником.
Турция в честь 100-летнего юбилея со дня основания Республики планирует запустить судоходный канал «Стамбул», вызвавший огромный резонанс. Опасения, в первую очередь, связаны с тем, что с появлением нового морского прохода потеряет смысл доктрина Монтрё, регулирующая проход кораблей в черноморский бассейн через Мраморное море. Для Анкары «Стамбул» может стать инструментом геополитического давления на Россию, поскольку Турция — член НАТО. Соответственно, есть риск, что Турция сможет пропускать дополнительное число кораблей Альянса в Чёрное море, хотя Реджэп Эрдоган заявляет о сугубо коммерческом использовании проекта. Так что, по сути, дублёр канала Босфор станет лазейкой для Шестого флота ВМС США, и без того являющегося частым гостем у наших южных границ. Уж согласитесь, присутствие ещё по меньшей мере одного корабля, нашпигованного «Томагавками», у крымских берегов - не самое приятное зрелище...
Однако проблема ещё и в том, что в неоосманских амбициях Анкары Каспий играет ключевую роль — согласно плану «неосултана», через Каспийское море должны пойти транзитные грузопотоки, а по дну планируется провести трубопроводы. Для приближения к своей цели Турция, собственно, участвовала в Нагорном Карабахе — чтобы получить сухопутный транспортный коридор через Армению к Азербайджану, являющемуся идейным союзником Турции.
В этом отношении противовесом может послужить судоходный канал «Евразия», соединяющий Каспий и Азовско-Черноморский бассейн. Его протяжённость составит 780 км, а движение кораблей будет практически по прямой линии через Лагань, Маныч и Азов. Предполагается, что проход сможет пропускать больше кораблей, чем Волго-Донской канал, для прохождения которого тоннаж очень сильно ограничен в силу небольшой глубины канала. Ожидается, что «Евразия» сможет пропускать суда класса «река-море» с грузоподъёмностью свыше 10 тыс. тонн.
На данный момент в Республике Калмыкия строится порт Лагань, который играет роль опорного пункта в проекте «Евразия» и сможет принять на себя часть грузопотоков Международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад». Географическое положение хаба способствует тому, чтобы транспортный поток не иссякал в течение всего года.
По сути проект является реинкарнацией советского «Южного евразийского канала», который был разработан в 1937-1938 гг., но так и не реализован — сначала планам помешала Великая Отечественная война, а затем присоединились проблемы с ирригационной сетью. И хотя строительство транзитного потока связано с экологическими рисками, проект может пойти на пользу геополитическому положению России в Средней Азии и, частично, Передней Азии — регионах, рассматриваемых Турцией как сфера влияния в рамках пантюркского проекта.
Больше интересных материалов на сайте Еженедельника "Звезда"