Как-то не особо удобно жонглировать тремя баллами - 3, 4 и 5. Какие-то минусы и плюсы приходится выдумывать. Было бы хотя бы 5 баллов - от кола до пятерки, было бы удобнее.
Совершенно не удивлюсь, если вдруг однажды отменят двойку, как нечто рудиментное:
- Зачем нам двойки, если у нас образование одно из лучших в мире? (про достижения недавно рассказывал министр)
- Двойками можно искалечить жизнь ребенка.
- Двойка порождает комплексы.
- Двойка это значит, что услуга не оказана в полном объеме.
Короче, выбирайте любую причину. Или можно что-то свое придумать. Совершенно необязательно обосновывать.
Если кто-то считает, что три балла для оценивания вполне достаточно, то приведу пример на пальцах.
К примеру, возьмем автомобили:
1 группа - это ценовая категория от 300 тысяч до 2 миллионов рублей
2 группа - от 2 миллионов до 6 миллионов рублей
3 группа - свыше 6 миллионов до примерно 30 миллионов.
Даже если вы ни разу не ездили на авто, то вы всё равно скажете, что нельзя сравнивать автомобили за 300 тысяч и за 2 миллиона. Также нельзя сравнивать качество и комфорт автомобилей за 2 и 6 миллионов.
Вот и оценки то же самое.
Вроде бы 2 ученика. У обоих тройки. Одному тройку поставили просто так - его тащат до 9 класса. Другой работал, но до четверки немного не дотянул. Можно было бы ему и четыре поставить. Но у нас есть третий ученик, которому поставили четыре, так он реально работал, но до пятерки не дотянул. Не будем их уравновешивать.
Для ОГЭ, ЕГЭ и ВПРов придумали систему баллов, которую зачем-то опять переводят в трехбалльную систему (хотя, нет, в четырехбалльную, там двойки можно ставить).
Такая стандартная фраза учителя после ВПР:
- А тебе, Магда, не хватило всего 1 балла, чтобы дотянуть до четверки. А вот Арвидасу повезло - он наугад обвел ответы и ему хватило баллов, чтобы поставить тройку.
Оба решили на тройки.
Или вот такая ситуация тоже часто бывает:
- Я тебе ставлю за урок четыре с минусом, - говорит учитель
- А можно я в дневник не буду минус ставить?
- Можно.
Домой ученик принес четверку.
- Мамо! Отрезай мне пирога, у меня четверка по геометрии.
А что такое четыре? Это немного не хватило до пяти. Хотя, фактически, это было три.
Этакий эффект Шредингера.
***
В 90-е годы по телевизору была передача "Утренняя звезда". Там дети пели, а им ставили оценки - 4 и 5.
- И Анжелика получает 4 4 4 5 5
Анжелика ревет.
- Чего ты ревешь? - кричит в телевизор благодарный зритель. - Тебе же четверок наставили. Не двоек же.
А цифра "4" там была плохой оценкой.
***
Реформировать оценочную систему в школе не будут. Во-первых, сразу начнут задавать вопросы по типу "Других проблем что ли в образовании нет?". А во-вторых, такая система всех устраивает.
Можно вообще перевести на двухбалльную систему - отлично и хорошо. Ставить в дневниках О и Х.
***
В детских рассказах Зощенко фигурирует единица, которую учитель запросто ставил, когда ученик был не готов к уроку.
Может быть кто помнит - когда единица исчезла из употребления, а самое главное - почему?