Найти тему
Стоп-кадры 338

Легенды мира: Феи и истории горькой любви из Пакистана

Оглавление

В серии статей #легенды мира я рассказываю по три предания или мифа из культурного наследия народов, проживающих на территории современных стран. Границы государств - очень условное деление в масштабе всей истории. И тем интереснее находить нечто знакомое или совершенно непонятное в картине мира, казалось бы, ничем не связанных с нами людей.

Сегодня предлагаю дать слово Пакистану - многонациональной, молодой стране с историей в несколько тысяч лет.

Кроме большого разнообразия собственных народов и их отличительных культур, Пакистан несет в себе элементы ведического, персидского, индо-греческого, исламского и британского наследия. Но даже такое далекое от нас сочетание гораздо ближе, чем мы думаем. К примеру, до установления британского контроля на современной пакистанской территории местные дети изучали в школе хорошо известные и нам сказки "Тысячи и одной ночи" и "Синдбада-морехода". Попробуем узнать, какие истории еще могут захватить наше внимание?

Сохни и Махивал

В фольклоре народов Пакистана сложно найти легенду, которая бы не касалась несчастной любви, невольного брака или смерти возлюбленных. Схожие по сюжету истории происходят в разных городах, в них меняются детали и имена главных персонажей. Но легенда о Сохни и Махивале остается почти неизменной у разных народов страны. Слишком уж яркие у нее акценты, чтобы можно было заменить их на другие. Судите сами.

Sohni Mahiwal.  Источник: Punjabi Lok Virsa Blog
Sohni Mahiwal. Источник: Punjabi Lok Virsa Blog

В одной деревне на берегу реки Ченаб жил гончар, о мастерстве которого говорили далеко за пределами селения. Однажды в ту деревню прибыл богатый узбекский купец Иззат Байг из Бухары. Пока он выбирал товар, его взгляд упал на дочь гончара, которая в это время расписывала горшки.

Девушку звали Сохни, что на пенджаби значит "красивая". И действительно, это была самая красивая девушка, которую прежде встречал купец. День за днем он наведывался к гончару, и, даже когда другие купцы покинули селение, Иззат Байг остался в нем, продолжая навещать мастерскую и покупая новый товар.

Каким бы богатым ни был купец, без работы он быстро обнищал, а потому устроился погонщиком буйволов, и люди начали называть его Махивал, "человек-буйвол".

Видя преданность и непреходящую любовь купца, девушка полюбила его в ответ. Однако встречи их могли быть только тайными, ведь Сохни уже много лет была обещана сыну другого гончара. После свадьбы, Сохни переехала в дом мужа, а Махивал, не желая сдаваться, отрекся от родины и купил маленькую хижину напротив дома своей возлюбленной на другом берегу реки.

Много дней и вечеров смотрели влюбленные в сторону домов друг друга, пока однажды не умеющая плавать Сохни не нашла решение. Когда мужа не было дома, она взяла глиняный горшок и, держась за него, поплыла через бурную реку. Махивал заметил это и тоже бросился в воду. Так среди шумных потоков и сильных течений встречались они на мгновения друг с другом несколько дней подряд.

В ту пору своей жизни Махивал был очень беден, а потому, чтобы накормить Сохни, муж которой отправился продавать горшки и не оставил жене пищи, он отрезал и приготовил часть своего бедра, рану же замотал потуже, чтобы его возлюбленная ни о чем не догадалась.

Однако чужое счастье редко остается без внимания. Невестка Сохни заметила, что девушка уплывает каждую ночь в глубь реки, и решила ее проучить. Она подменила готовый глиняный горшок на необожженный сосуд. И когда Сохни в следующий раз отплыла от берега, она почувствовала, что ее опора расплывается в руках.

В страхе она начала звать Махивала. Тот тут же бросился на зов, доплыл до девушки, но из-за большой раны на ноге не смог справиться с течением и, обнимая в последний раз свою возлюбленную, утонул с нею в реке Ченаб.

Озера из слез

От любви в пакистанском фольклоре страдают не только люди, но и боги. А поскольку мощь их во много раз сильнее мощи человека, следы этих страданий не сходят с Земли тысячелетиями.

В районе Пенджаба есть храм Катас Радж, посвященный богу Шиве. Во дворе этого храма есть пруд с чистой водой необычного зеленого цвета. По легенде, когда умерла Сатти, жена Шивы, он выплакал два озера: одно в храме Катас Радж, а второе в индийском городе Аджреме. Индуисты верят, что искупавшись в этом озере, можно получить прощение грехов.

Храм Катас Радж. Источник: https://sworld.co.uk
Храм Катас Радж. Источник: https://sworld.co.uk

Другое "слезное" озеро Пакистана было открыто лишь в 1993 году. Оно носит название Ансу и по форме действительно напоминает слезу.

Озеро Ансу. Источник: https://steemit.com/beauti/@sardar-semi/ansu-lake-9d30f40f6e67d
Озеро Ансу. Источник: https://steemit.com/beauti/@sardar-semi/ansu-lake-9d30f40f6e67d

Хотя озеро обнаружили относительно недавно, пакистанцы сразу же "вспомнили", откуда оно появилось.

На некотором расстоянии от озера в форме слезы располагается Каганская долина с уже тысячелетия известным озером Сайфул Мулук. Название этого озера происходит от имени легендарного египетского принца Саифа-иль-Мулука.

По легенде принц на берегу озера влюбился в девушку сказочной красоты, которая оказалась феей. Отец принца запретил сыну любые отношения с божественным существом, и на этом роль принца заканчивается. Но не заканчивается история феи.

Она полюбила человека в ответ, чем очень расстроила своего божественного воздыхателя Деуо Суфайда ("белого гиганта"). Не видя иных способов покорить возлюбленную, Деуо преступает через свою любовь, пленит фею и силой пытается добиться ее расположения, но все равно получает отказ. Горе Деуо было настолько сильным, что его слезы слились в одну, образовав то самое таинственное озеро высоко в горах.

Еще живущие мифы современности

Историй не о любви в пакистанском фольклоре действительно мало. Даже если в очередном предании речь идет о мести и захвате власти, обязательно среди второстепенных персонажей найдется некто отвергнутый и обиженный (к примеру, легенда о слепом принце Кунале), а так хочется закончить на позитивной ноте. Поэтому предлагаю отойти от литературных традиций прошлого и сказать пару слов об очень даже современном мифе, связанном с самым необычным народом Пакистана - калашами.

Кроме того, что калаши - единственный не исповедующий ислам народ Пакистана, их нередко называют потомками Александра Македонского и описывают как голубоглазых блондинов. И хотя доступный сегодня генетический анализ говорит, что самой весомой в генофонде калашей является гаплогруппа L, свойственная негроидным народам Индостана, а депегментация могла стать результатом изолированности и близкородственных браков народа, правительство Македонии открыло в калашской долине свой культурный центр и развивающийся там туризм не собирается отказываться от такой манящей легковерных путешественников легенды.

Что же касается литературного наследия калашей, то найти красивое и цельное калашское предание мне не удалось. Письменность для их языка была создана искусственно лингвистами лишь в ХХ веке, поэтому гостей из-за рубежа сегодня развлекают не легендами, а яркими костюмами, песнями и старыми кладбищами, где по недалекой от зороастризма традиции тела не закапывали в землю, а оставляли на поверхности. Возможно, со временем придумают и годную для туристов, выстроенную мифологию.

Но лично мне особенно понравилась калашская идея о том, что женщины лишь наполовину люди, а на вторую половину - феи. Смотрю и думаю: а ведь и правда, что-то есть )) Как Вы считаете?

Калашские девушки в традиционных платьях. Источник: https://pamirtimes.net/2016/05/23/kalash-the-chilam-joshi-festival/
Калашские девушки в традиционных платьях. Источник: https://pamirtimes.net/2016/05/23/kalash-the-chilam-joshi-festival/

Спасибо за внимание! Другие статьи из серии #легенды мира

До новых знакомств!