На канале "Зина Корзина" однажды вышла статья "О какой Зиночке тайком мечтал Шурик?". Там высказана мысль, что жена Шурика Зина (в фильме #иван васильевич меняет профессию ) недаром представлена в двух вариантах. И будто бы цветная Зина воплощает подсознательные желания Шурика - якобы на самом деле он хотел видеть свою жену такой.
Но что, если все совсем наоборот, и Шурику приснился "демонический" вариант жены? Изобретатель машины времени вовсе не хотел видеть такой свою подругу жизни, и цветная Зина - воплощение его кошмаров. Приведу аргументы в пользу данной версии.
Но сначала давайте вспомним отличия между двумя Зинами.
В черно-белых эпизодах (в начале и конце фильма) Зина скромная - в клетчатом платьице, очках, симпатичная, но не столь эффектная, как в цветном варианте.
"Более того, она заботливая и верная. То есть – антипод Зиночки, уезжавшей с Якиным на курорт. И никакого Якина у них на киностудии вовсе нет".
По мнению Зины Корзины, Шурик увидел то, что ему лично хотелось пережить. Он хотел, чтобы машина времени заработала - и она заработала. Хотел статьи участником опасных приключений - и стал.
И "шикарная стерва Зина" в цветной части фильма - тоже подсознательное желание Шурика.
"Это покажется дикостью, но есть мужчины, которым подсознательно нравятся такие фифы-гадюки. С ними жизнь – как на вулкане. Всегда – страсти и ужасы".
Однако данная гипотеза разбиваются о факты. А именно: Шурик спокойно отпускает цветную Зину, когда слышит её признание о романе с режиссером Якиным.
- Однако, я поражаюсь твоему спокойствию. И знаешь, Шурик, как-то вот тянет устроить скандал.
- Не надо.
- Ты думаешь?
- Уверен.
Мечтай Шурик о жене - "шикарной стерве", разве он стал бы так легко отпускать её? Разве не попробовал бы удержать, бороться за сохранение отношений?
Но он отпускает и страдает, испытывает явный дискомфорт. Поэтому очевидно, что жена-изменница для Шурика - это кошмарный образ, а не объект мечтаний.
В неприятных, негативных сновидениях мы нередко видим то, чего боимся, о чём не хотим думать.
А о "шикарной стерве" в качестве жены мог бы мечтать человек с совсем другим характером. Не шизоидный, замкнутый Шурик, погружённый в научные изыскания и мечтающий "пронзить время" - а раскрепощенный, весёлый удалец вроде Жоржа Милославского.
Вот герою Леонида Куравлёва цветная Зина явно бы понравилась. Жаль, что в комедии Гайдая эти персонажи нигде не пересеклись. Но легко представить, что они быстро нашли бы общий язык. Ведь цветную Зину как раз привлекают яркие, активные весельчаки, тем более при деньгах.
А Милославский, как мы знаем благодаря эпизодам в царском дворце, как раз любит веселье, и обожает красивых активных женщин. Вероятно, их возможные отношения не продлились долго, однако при первой же встрече они наверняка бы приковали внимание друг друга. Зину всё же интересуют длительные и стабильные отношения, а на такой вариант Милославский с его криминальным образом жизни вряд ли бы согласился.
В упомянутой статье Зина-Корзина пишет:
"На сознательном уровне такие Шурики ищут спокойных и неприметных женщин, умеющих «создавать уют», а на глубинном уровне их волнуют совсем другие – наглые, крашеные, меняющие кавалеров".
Но не подкрепляет эти тезисы достаточно весомыми доводами, а лишь приглашает читателей задуматься над этой забавной, но (увы?) необоснованной версией.
Не верится, что "Шурики" (то есть интроверты) мечтают о том, чтобы их жены были лёгкого поведения. Но легко представить, что они боятся этого и воображают осуществление своих страхов в кошмарных сновидениях.
Есть ещё один аргумент в пользу того, что цветная Зина- это не мечта, а наоборот - жуткий и нежеланный образ для Шурика. Вспомним финал фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Когда чёрно-белая Зина отрицает свою измену и даже существование режиссера Якина, как реагируют на это Шурик что он говорит? "Ура". Не "эх, как жаль" или "ну вот, я надеялся", а именно "ура" - то есть он радуется тому, что цветная стерва Зина - только иллюзия.
- Никакого режиссера Якина у нас нет.
- Правда?
- Ну, честное слово.
- Ура.
Единственным (хотя и довольно шатким) обоснованием того, что идея Зины-Корзины верна и Шурик всё-таки мечтал о легкомысленной жене, мог бы стать мазохизм инженера Тимофеева. Но разве в #комедии гайдая есть хоть какие-нибудь намеки на это?
Увы, их нет. Среди самых ярких черт характера Шурика - это альтруизм и милосердие. Он пытается вернуть обратно в своё время управдома Буншу и вора Милославского, пытается помочь царю Ивану Васильевичу. А еще прощает Якина и цветную Зину.
— А боярыня твоя где? В церкви, что ли?
— Боярыня моя со своим любовником Якиным на Кавказ сегодня убежала.
— Врёшь!
— Ей-богу!
— Ловят? Как поймают, Якина на кол посадить — это первое дело, а уж опосля!..
— Зачем, Иван Васильевич? Зачем? Они любят друг друга, ну и пусть будут счастливы.
— Добрый ты человек...
Нет никаких свидетельств тому, что Шурик упивается своими страданиями, выставляет их на публику и т.д.
Он - не мазохист, а обычный человек со своими страхами и сомнениями. Поэтому странно приписывать ему подсознательные желания о превращении скромной жены в ветреницу.
Впрочем, на просторах интернета встречаются и ещё более оригинальные трактовки известных фильмов. Например, некоторые зрители убеждены, что бандиты из "Черной кошки" в сериале "Место встречи изменить нельзя" не продавали украденные продукты, а воровали их для себя.
Другие считают, что бандой Бывалого в комедиях Гайдая на самом деле управлял Трус. А кто-то считает, что судьбу режиссера Якина из "Ивана Васильевича" можно проследить и в других фильмах Гайдая.
Статья Зины-Корзины: