Найти тему

Любовь и отношения в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". Боялся ли Шурик Зину?

На канале "Зина Корзина" однажды вышла статья "О какой Зиночке тайком мечтал Шурик?". Там высказана мысль, что жена Шурика Зина (в фильме #иван васильевич меняет профессию ) недаром представлена в двух вариантах. И будто бы цветная Зина воплощает подсознательные желания Шурика - якобы на самом деле он хотел видеть свою жену такой.

кадры из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
кадры из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Но что, если все совсем наоборот, и Шурику приснился "демонический" вариант жены? Изобретатель машины времени вовсе не хотел видеть такой свою подругу жизни, и цветная Зина - воплощение его кошмаров. Приведу аргументы в пользу данной версии.

Но сначала давайте вспомним отличия между двумя Зинами.

В черно-белых эпизодах (в начале и конце фильма) Зина скромная - в клетчатом платьице, очках, симпатичная, но не столь эффектная, как в цветном варианте.

"Более того, она заботливая и верная. То есть – антипод Зиночки, уезжавшей с Якиным на курорт. И никакого Якина у них на киностудии вовсе нет".

По мнению Зины Корзины, Шурик увидел то, что ему лично хотелось пережить. Он хотел, чтобы машина времени заработала - и она заработала. Хотел статьи участником опасных приключений - и стал.

И "шикарная стерва Зина" в цветной части фильма - тоже подсознательное желание Шурика.

"Это покажется дикостью, но есть мужчины, которым подсознательно нравятся такие фифы-гадюки. С ними жизнь – как на вулкане. Всегда – страсти и ужасы".

Однако данная гипотеза разбиваются о факты. А именно: Шурик спокойно отпускает цветную Зину, когда слышит её признание о романе с режиссером Якиным.

- Однако, я поражаюсь твоему спокойствию. И знаешь, Шурик, как-то вот тянет устроить скандал.
- Не надо.
- Ты думаешь?
- Уверен. 
кадры из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
кадры из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Мечтай Шурик о жене - "шикарной стерве", разве он стал бы так легко отпускать её? Разве не попробовал бы удержать, бороться за сохранение отношений?

Но он отпускает и страдает, испытывает явный дискомфорт. Поэтому очевидно, что жена-изменница для Шурика - это кошмарный образ, а не объект мечтаний.

В неприятных, негативных сновидениях мы нередко видим то, чего боимся, о чём не хотим думать.

А о "шикарной стерве" в качестве жены мог бы мечтать человек с совсем другим характером. Не шизоидный, замкнутый Шурик, погружённый в научные изыскания и мечтающий "пронзить время" - а раскрепощенный, весёлый удалец вроде Жоржа Милославского. 

Вот герою Леонида Куравлёва цветная Зина явно бы понравилась. Жаль, что в комедии Гайдая эти персонажи нигде не пересеклись. Но легко представить, что они быстро нашли бы общий язык. Ведь цветную Зину как раз привлекают яркие, активные весельчаки, тем более при деньгах.

кадры из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
кадры из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

А Милославский, как мы знаем благодаря эпизодам в царском дворце, как раз любит веселье, и обожает красивых активных женщин. Вероятно, их возможные отношения не продлились долго, однако при первой же встрече они наверняка бы приковали внимание друг друга. Зину всё же интересуют длительные и стабильные отношения, а на такой вариант Милославский с его криминальным образом жизни вряд ли бы согласился.

кадры из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
кадры из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

В упомянутой статье Зина-Корзина пишет:

"На сознательном уровне такие Шурики ищут спокойных и неприметных женщин, умеющих «создавать уют», а на глубинном уровне их волнуют совсем другие – наглые, крашеные, меняющие кавалеров".

Но не подкрепляет эти тезисы достаточно весомыми доводами, а лишь приглашает читателей задуматься над этой забавной, но (увы?) необоснованной версией.

Не верится, что "Шурики" (то есть интроверты) мечтают о том, чтобы их жены были лёгкого поведения. Но легко представить, что они боятся этого и воображают осуществление своих страхов в кошмарных сновидениях.

Есть ещё один аргумент в пользу того, что цветная Зина- это не мечта, а наоборот - жуткий и нежеланный образ для Шурика. Вспомним финал фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Когда чёрно-белая Зина отрицает свою измену и даже существование режиссера Якина, как реагируют на это Шурик что он говорит? "Ура". Не "эх, как жаль" или "ну вот, я надеялся", а именно "ура" - то есть он радуется тому, что цветная стерва Зина - только иллюзия.

- Никакого режиссера Якина у нас нет.
- Правда?
- Ну, честное слово.
- Ура.  
кадры из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
кадры из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Единственным (хотя и довольно шатким) обоснованием того, что идея Зины-Корзины верна и Шурик всё-таки мечтал о легкомысленной жене, мог бы стать мазохизм инженера Тимофеева. Но разве в #комедии гайдая есть хоть какие-нибудь намеки на это?

Увы, их нет. Среди самых ярких черт характера Шурика - это альтруизм и милосердие. Он пытается вернуть обратно в своё время управдома Буншу и вора Милославского, пытается помочь царю Ивану Васильевичу. А еще прощает Якина и цветную Зину.

— А боярыня твоя где? В церкви, что ли?
— Боярыня моя со своим любовником Якиным на Кавказ сегодня убежала.
— Врёшь!
— Ей-богу!
— Ловят? Как поймают, Якина на кол посадить — это первое дело, а уж опосля!..
— Зачем, Иван Васильевич? Зачем? Они любят друг друга, ну и пусть будут счастливы.
— Добрый ты человек...
кадры из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
кадры из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Нет никаких свидетельств тому, что Шурик упивается своими страданиями, выставляет их на публику и т.д.

Он - не мазохист, а обычный человек со своими страхами и сомнениями. Поэтому странно приписывать ему подсознательные желания о превращении скромной жены в ветреницу.

Впрочем, на просторах интернета встречаются и ещё более оригинальные трактовки известных фильмов. Например, некоторые зрители убеждены, что бандиты из "Черной кошки" в сериале "Место встречи изменить нельзя" не продавали украденные продукты, а воровали их для себя.

Другие считают, что бандой Бывалого в комедиях Гайдая на самом деле управлял Трус. А кто-то считает, что судьбу режиссера Якина из "Ивана Васильевича" можно проследить и в других фильмах Гайдая.

Статья Зины-Корзины:

https://zen.yandex.ru/media/zina_korzina/o-kakoi-zinochke-taikom-mechtal-shurik-6057042f7aafb75683c29e54