Найти в Дзене
Владимир Гаранкин

ДЖОН УЭТТОН – ЧЕТВЕРТАЯ БАС-ГИТАРА URIAH HEEP. Часть 2. 1970–1975

Джон Уэттон в начале семидесятых. Фото из открытых источников в Интернете
Джон Уэттон в начале семидесятых. Фото из открытых источников в Интернете

В том же 1970 году Джон Уэттон оказался в Калифорнии. Им двигало желание окунуться в атмосферу, о которой он много слышал, и увидеться с людьми, которых много слушал. Первой в этом списке была Джони Митчелл.

В этой связи стоит сказать, что в итоге в Калифорнии Уэттон провел бОльшую часть своей жизни, объясняя это тем, что там он обрел душевное равновесие и спокойствие.

Джон окончательно вернется в Лондон незадолго до своей смерти.

Вспоминая США, Уэттон говорит, что, когда ты обсуждаешь свои дела в Штатах и выступаешь с предложением или просишь о поддержке, тебя охотно выслушают или постараются помочь. В Англии все это происходит с точностью до наоборот. Так или иначе, это то, что уяснил сам музыкант, сравнив две страны.

FAMILYy в 1971 году. Слева направо: Джон Уэттон (бас-гитара, вокал, клавишные), Джон "Чарли" Уитни (гитара, мандолина), Роджер Чепмэн (ведущий вокал, гитара), Роб Таунсенд (ударные),  Джон "Поли" Палмер (клавишные, вибрафон, флейта). Фото из открытых источников в Интернете
FAMILYy в 1971 году. Слева направо: Джон Уэттон (бас-гитара, вокал, клавишные), Джон "Чарли" Уитни (гитара, мандолина), Роджер Чепмэн (ведущий вокал, гитара), Роб Таунсенд (ударные), Джон "Поли" Палмер (клавишные, вибрафон, флейта). Фото из открытых источников в Интернете

Своей второй серьезной группой Джон считает FAMILY. Он получил приглашение на прослушивание как раз после возвращения в Англию из Калифорнии, которое успешно прошел, и присоединился к «СЕМЬЕ». При этом его не смутило даже то, что для прослушивания ему пришлось купить скрипку и потренироваться в игре на ней. «Ничего страшного. Те же четыре струны», – отшучивался он.

Fearless – первый альбом, который Джон Уэттон записал в составе FAMILY (1971). Фото из открытых источников в Интернете
Fearless – первый альбом, который Джон Уэттон записал в составе FAMILY (1971). Фото из открытых источников в Интернете

Первое выступление музыканта с FAMILY состоялось 20 августа 1971 года на фестивале джаза и поп-музыки в Бильзене, Бельгия.

С группой Уэттон записал два альбома (Fearless в 1971 году и Bandstand в 1972 году).

FAMILY играли музыку в стиле прогрессив и психоделия, что в целом было близко Уэттону, но можно предположить, что сам факт нахождения в составе группы не совсем устраивал Джона, так как он не принимал участия в написании песен. Не радовало его и то, что музыканты так и не смогли покорить американский рынок.

Bandstand – второй альбом, который Джон Уэттон записал в составе FAMILY (1972). Фото из открытых источников в Интернете
Bandstand – второй альбом, который Джон Уэттон записал в составе FAMILY (1972). Фото из открытых источников в Интернете

KING CRIMSON вместе с UK и ASIA (лично я добавил бы сюда и сольные работы Уэттона) музыкант считает теми самыми тремя китами, на котором построено его творчество. По словам самого Уэттона, если бы группа KING CRIMSON просуществовала 20 лет, он бы с удовольствием играл в ней все эти годы.

Если обратиться к истории, то между первым и вторым предложениями Уэттону присоединиться к KING CRIMSON от лидера группы Роберта Фриппа прошло полгода. Первое пришлось на то промежуточное время, когда коллектив был на перепутье и фактически назывался THE ISLANDS, а сам Фрипп обдумывал новый формат. Он оказался в одиночестве в своем противостоянии остальным участникам группы и рассчитывал на Уэттона как на союзника в обозначившимся столкновении музыкальных интересов с Мелом Коллинзом, Йеном Уоллесом и Базом Баррелом. Все взвесив и сославшись на обстоятельства, Джон отклонил первое предложение, но судьба распорядилась таким образом, что вскоре он оказался все же в одной команде с Робертом Фриппом, ударником Биллом Бруфордом, скрипачом Дэвидом Кроссом и перкуссионистом Джейми Мьюиром. Фрипп созрел для кардинальных преобразований, обрисовал контуры, и его новое предложение полностью устроило Уэттона.

KING CRIMSON (слева направо): Джейми Мьюир, Билл Бруфорд, Роберт Фрипп, Дэвид Кросс, Джон Уэттон. Фото из открытых источников в Интернете
KING CRIMSON (слева направо): Джейми Мьюир, Билл Бруфорд, Роберт Фрипп, Дэвид Кросс, Джон Уэттон. Фото из открытых источников в Интернете

С KING CRIMSON Джон Уэттон записал три альбома: Larks’ Tongues in Aspic (1973 год), Starless and Bible Black (1974 год) и Red (1974 год). Сам музыкант считает Red, одноименные альбомы UK и Asia, а также сольный альбом Voice Mail (в Европе и Северной Америке он вышел позже под названием Battle Lines) своими лучшими работами в музыке.

Larks Tongues in Aspic – пятый студийный альбом KING CRIMSON и первый, записанный с Джоном Уэттоном. Фото из открытых источников в Интернете
Larks Tongues in Aspic – пятый студийный альбом KING CRIMSON и первый, записанный с Джоном Уэттоном. Фото из открытых источников в Интернете

В KING CRIMSON Джон Уэттон расширил свой музыкальный диапазон: он был ведущим вокалистом, играл на бас-гитаре и принимал самое активное участие в написании песен.

За время пребывания в рядах группы (с 1972 по 1974 год) он вырос как вокалист, а более свободная атмосфера способствовала его развитию как импровизатора. В группе была химия, и это чувствовалось с первых звуков. Слаженность ритм-секции была доведена до совершенства. Многие корифеи из мира музыки считают Уэттона одним из сильнейших бас-гитаристов того времени, если говорить о разноплановости и иметь в виду джаз, фолк, фанк, фьюжин, прогрессив и рок. Он чувствовал музыку, и это в полной мере находило отражение в его игре.

Starless and Bible Black – второй альбом, записанный Джоном Уэттоном в составе KING CRIMSON (1974). Фото из открытых источников в Интернете
Starless and Bible Black – второй альбом, записанный Джоном Уэттоном в составе KING CRIMSON (1974). Фото из открытых источников в Интернете

Группа много гастролировала, причем размер площадок не имел большого значения. Сам Уэттон не мог определиться с тем, где ему было приятнее и интереснее работать: в студии или на сцене. Ему нравилось и то, и другое.

С особой теплотой Джон вспоминает концерт в Центральном парке Нью-Йорка 1 июля 1974 года. Энергетика была запредельная. Тогда он еще не знал о том, что это выступление KING CRIMSON окажется последним для группы. Музыканты запишут диск Red, но гастролей в его поддержку не будет: Роберт Фрипп примет решение распустить группу.

Red оказался третьим и последним альбомом Джона Уэттона в составе KING CRIMSON. Фото из открытых источников в Интернете
Red оказался третьим и последним альбомом Джона Уэттона в составе KING CRIMSON. Фото из открытых источников в Интернете
Первое издание альбома Red, который Уэттон считает одним из лучших в своей музыкальной карьере. Фото из открытых источников в Интернете
Первое издание альбома Red, который Уэттон считает одним из лучших в своей музыкальной карьере. Фото из открытых источников в Интернете

Свое пребывание в рядах ROXY MUSIC в 1974–1975 годах Уэттон называет случайностью и недоразумением. Волею судьбы KING CRIMSON и ROXY MUSIC сотрудничали с одним и тем же лейблом – E.G. Records, и поэтому музыканты были знакомы.

Оставшись без басиста, Брайан Ферри попросил Уэттона помочь ему с выбором нового музыканта и присоединиться к прослушиванию. Так получилось, что Джон забраковал всех кандидатов и в итоге сам оказался в составе ROXY MUSIC. Группе предстояло турне, и он согласился заполнить вакансию, пока Ферри не найдет другого бас-гитариста. Несколько композиций с его участием на концертах вошли в альбом Viva! Roxy Music, который увидел свет в 1976 году.

ROXY MUSIC в 1974 году. Верхний ряд: Эдди Джобсон (клавишные, синтезаторы, электроскрипка), Брайан Ферри (вокал, клавишные), Фил Манзанера (соло-гитара); нижний ряд: Пол Томпсон (ударные), Энди Маккей (саксофон, гобой), Джон Уэттон (бас-гитара). Фото из открытых источников в Интернете
ROXY MUSIC в 1974 году. Верхний ряд: Эдди Джобсон (клавишные, синтезаторы, электроскрипка), Брайан Ферри (вокал, клавишные), Фил Манзанера (соло-гитара); нижний ряд: Пол Томпсон (ударные), Энди Маккей (саксофон, гобой), Джон Уэттон (бас-гитара). Фото из открытых источников в Интернете

В чем-то пребывание в составе ROXY MUSIC дало Уэттону новый опыт, хотя сам он неоднократно говорил о том, что ROXY MUSIC – не его группа, в которой он оказался исключительно по стечению обстоятельств.

Джон Калоднер, работавший в то время обозревателем Atlantic Records и лично знавший Уэттона, был куда более категоричен на этот счет, сказав, что Уэттон просто теряет свое время и растрачивает талант впустую.

Впереди Джона Уэттона ждала встреча с группой, о которой он в своих многочисленных интервью даже и не вспоминает.

Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

# Джон Уэттон # Uriah Heep # рок-музыка # музыканты # рассказы #