В том же 1970 году Джон Уэттон оказался в Калифорнии. Им двигало желание окунуться в атмосферу, о которой он много слышал, и увидеться с людьми, которых много слушал. Первой в этом списке была Джони Митчелл.
В этой связи стоит сказать, что в итоге в Калифорнии Уэттон провел бОльшую часть своей жизни, объясняя это тем, что там он обрел душевное равновесие и спокойствие.
Джон окончательно вернется в Лондон незадолго до своей смерти.
Вспоминая США, Уэттон говорит, что, когда ты обсуждаешь свои дела в Штатах и выступаешь с предложением или просишь о поддержке, тебя охотно выслушают или постараются помочь. В Англии все это происходит с точностью до наоборот. Так или иначе, это то, что уяснил сам музыкант, сравнив две страны.
Своей второй серьезной группой Джон считает FAMILY. Он получил приглашение на прослушивание как раз после возвращения в Англию из Калифорнии, которое успешно прошел, и присоединился к «СЕМЬЕ». При этом его не смутило даже то, что для прослушивания ему пришлось купить скрипку и потренироваться в игре на ней. «Ничего страшного. Те же четыре струны», – отшучивался он.
Первое выступление музыканта с FAMILY состоялось 20 августа 1971 года на фестивале джаза и поп-музыки в Бильзене, Бельгия.
С группой Уэттон записал два альбома (Fearless в 1971 году и Bandstand в 1972 году).
FAMILY играли музыку в стиле прогрессив и психоделия, что в целом было близко Уэттону, но можно предположить, что сам факт нахождения в составе группы не совсем устраивал Джона, так как он не принимал участия в написании песен. Не радовало его и то, что музыканты так и не смогли покорить американский рынок.
KING CRIMSON вместе с UK и ASIA (лично я добавил бы сюда и сольные работы Уэттона) музыкант считает теми самыми тремя китами, на котором построено его творчество. По словам самого Уэттона, если бы группа KING CRIMSON просуществовала 20 лет, он бы с удовольствием играл в ней все эти годы.
Если обратиться к истории, то между первым и вторым предложениями Уэттону присоединиться к KING CRIMSON от лидера группы Роберта Фриппа прошло полгода. Первое пришлось на то промежуточное время, когда коллектив был на перепутье и фактически назывался THE ISLANDS, а сам Фрипп обдумывал новый формат. Он оказался в одиночестве в своем противостоянии остальным участникам группы и рассчитывал на Уэттона как на союзника в обозначившимся столкновении музыкальных интересов с Мелом Коллинзом, Йеном Уоллесом и Базом Баррелом. Все взвесив и сославшись на обстоятельства, Джон отклонил первое предложение, но судьба распорядилась таким образом, что вскоре он оказался все же в одной команде с Робертом Фриппом, ударником Биллом Бруфордом, скрипачом Дэвидом Кроссом и перкуссионистом Джейми Мьюиром. Фрипп созрел для кардинальных преобразований, обрисовал контуры, и его новое предложение полностью устроило Уэттона.
С KING CRIMSON Джон Уэттон записал три альбома: Larks’ Tongues in Aspic (1973 год), Starless and Bible Black (1974 год) и Red (1974 год). Сам музыкант считает Red, одноименные альбомы UK и Asia, а также сольный альбом Voice Mail (в Европе и Северной Америке он вышел позже под названием Battle Lines) своими лучшими работами в музыке.
В KING CRIMSON Джон Уэттон расширил свой музыкальный диапазон: он был ведущим вокалистом, играл на бас-гитаре и принимал самое активное участие в написании песен.
За время пребывания в рядах группы (с 1972 по 1974 год) он вырос как вокалист, а более свободная атмосфера способствовала его развитию как импровизатора. В группе была химия, и это чувствовалось с первых звуков. Слаженность ритм-секции была доведена до совершенства. Многие корифеи из мира музыки считают Уэттона одним из сильнейших бас-гитаристов того времени, если говорить о разноплановости и иметь в виду джаз, фолк, фанк, фьюжин, прогрессив и рок. Он чувствовал музыку, и это в полной мере находило отражение в его игре.
Группа много гастролировала, причем размер площадок не имел большого значения. Сам Уэттон не мог определиться с тем, где ему было приятнее и интереснее работать: в студии или на сцене. Ему нравилось и то, и другое.
С особой теплотой Джон вспоминает концерт в Центральном парке Нью-Йорка 1 июля 1974 года. Энергетика была запредельная. Тогда он еще не знал о том, что это выступление KING CRIMSON окажется последним для группы. Музыканты запишут диск Red, но гастролей в его поддержку не будет: Роберт Фрипп примет решение распустить группу.
Свое пребывание в рядах ROXY MUSIC в 1974–1975 годах Уэттон называет случайностью и недоразумением. Волею судьбы KING CRIMSON и ROXY MUSIC сотрудничали с одним и тем же лейблом – E.G. Records, и поэтому музыканты были знакомы.
Оставшись без басиста, Брайан Ферри попросил Уэттона помочь ему с выбором нового музыканта и присоединиться к прослушиванию. Так получилось, что Джон забраковал всех кандидатов и в итоге сам оказался в составе ROXY MUSIC. Группе предстояло турне, и он согласился заполнить вакансию, пока Ферри не найдет другого бас-гитариста. Несколько композиций с его участием на концертах вошли в альбом Viva! Roxy Music, который увидел свет в 1976 году.
В чем-то пребывание в составе ROXY MUSIC дало Уэттону новый опыт, хотя сам он неоднократно говорил о том, что ROXY MUSIC – не его группа, в которой он оказался исключительно по стечению обстоятельств.
Джон Калоднер, работавший в то время обозревателем Atlantic Records и лично знавший Уэттона, был куда более категоричен на этот счет, сказав, что Уэттон просто теряет свое время и растрачивает талант впустую.
Впереди Джона Уэттона ждала встреча с группой, о которой он в своих многочисленных интервью даже и не вспоминает.
Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
# Джон Уэттон # Uriah Heep # рок-музыка # музыканты # рассказы #