Найти в Дзене
Новый драматический театр

Дмитрий Светус: "Это новый опыт, и это классно!"

Оглавление

Роль Уличного музыканта в спектакле "Чужие подъезды" по произведению Дины Рубиной стала новым этапом творческой биографии актёра Нового драматического театра Дмитрия Светуса. Никогда ещё ему, драматическому артисту, не приходилось быть вокалистом в музыкальном спектакле. Мы попросили его рассказать о том, с какими трудностями пришлось столкнуться на репетициях, и с каким настроением он выходит на сцену сейчас, уже после премьеры, вместе с профессиональными музыкантами группы "Прайд".

На репетиции спектакля "Чужие подъезды"
На репетиции спектакля "Чужие подъезды"

Я подключился к репетициям "Чужих подъездов" практически на финальной стадии, когда спектакль в целом уже был создан. Ребята уже играли драматические фрагменты, и всё было на рельсах. Не хватало только музыки и песен. И когда Вячеслав Васильевич [Долгачёв] объявил, что я буду петь... (Пауза) Первой реакцией был испуг: "Что-о? Во что превратится спектакль, если я там начну петь?! Я же не певец, а драматический артист, сыграть что-то могу, но ПЕТЬ!.." Но режиссёр успокоил меня: "Дима, не волнуйтесь. Сделаем из вас рокера. Всё будет нормально..."

Признаться, я поначалу в эту затею верил слабо. Конечно, я что-то пел на капустниках под гитару, но то — капустник, а не профессиональное искусство. У нас есть детские спектакли, но там музыка транслируется фонограммой, а здесь придётся работать с живыми серьёзными музыкантами. Один окончил Консерваторию [барабанщик Игорь Бурлаков], другой музыкальное училище [гитарист Николай Архиереев], где они, и где я со своим вокалом? Но Вячеслав Васильевич сказал: "Запоёте!" (Смеётся) И вот, запел...

Группа "Прайд" на репетиции
Группа "Прайд" на репетиции

Переживал, волновался, но в конце концов подумал: "Чёрт побери, это же новый опыт! И это классно! Когда ещё представится такая возможность — выйти на сцену с живыми, настоящими, профессиональными музыкантами?" Господи, да это мечта любого подростка моего поколения! Все тогда мечтали сколотить рок-банду, ездить по стране, прославиться... Огромное спасибо Ларисе Казаковой, которая учла мои скромные голосовые данные и много репетировала со мной; Алексею Спирину, написавшему тексты. И, конечно, музыкантам группы "Прайд". Я ездил к ним на базу, они так терпеливо занимались со мной. Сразу им сказал: "Ребята, я постараюсь вам ничего не испортить!" Они: "Ты главное спой, а мы тебя поддержим, подхватим!"

"Всё это рок-н-ролл..."

Конечно, академического пения от меня никто и не ждал, но хотелось соответствовать, показать достойный актёрский вокал, подать каждую песню. Пришлось освежить в памяти рок-н-ролльную молодость... (Смеётся) Когда мы играли на гитарах во дворах, да в тех же чужих подъездах! Пригодились даже те четыре аккорда, которые тогда затвердил. Ну и вспомнить то, чему когда-то учился в музыкальной школе, а потом благополучно забыл. Оттрубил по настоянию родителей восемь лет по классу фортепиано. Ох... пацаны гоняют в футбол, а ты сидишь за инструментом! Ужас... После получения диплома пришёл домой, показал его папе с мамой, да и положил его в стол. Как потом жалел! Как бы пригодилось теперь умение играть! Увы, без практики всё забылось... но учёба помогла в развитии музыкального слуха, постановке голоса, формировании вкуса.

Ориентирами в работе над спектаклем были русские рокеры моей юности: Гарик Сукачев, Владимир Шахрин, Юрий Шевчук, Сергей Чиграков, Вячеслав Бутусов. Очень было лестно, когда потом подходили люди после спектакля и говорили: "О, здорово! Ты в каждой песне был разный!" И даже узнавали группы, которыми я вдохновлялся — смотрел концерты, наблюдал за поведением солистов... Нет, всё-таки здорово, что эта роль, не свойственная мне как актёру драматическому, появилась в моём репертуаре.

Дмитрий Светус
Дмитрий Светус

От третьего лица

До начала работы я Дину Рубину, к стыду своему, не читал. Как-то не было возможности познакомиться с этим автором, её прозой. Актёр, конечно, должен ориентироваться в современной литературе, но у меня в данном случае, к сожалению, не сложилось, и я сразу начал с инсценировки. Прочитал и подумал: "Оп... и как это сделать?!" Всё-таки повествование от третьего лица — это очень тяжело для актёра. Нужно особым образом расставлять акценты, чтобы зритель не терял внимание. А тут — от третьего лица большая часть текста, диалогов не так много.

Правда, у меня был уже опыт игры "в третьем лице" — "Время рожать" в 2003 году. Тот спектакль, как говорил Вячеслав Васильевич, был "Синей птицей" Нового драматического театра... Он был поставлен по произведениям лучших молодых авторов XXI века. Из сборника было взято несколько произведений, и скомпилировано в одно целое. Всё получилось, событие прогремело на всю Москву. С нами, молодыми актёрами, только ещё выпустившимися из театральных вузов, Вячеслав Васильевич сделал такой... неформатный спектакль. Давно это было... Тогда такие вещи были в новинку. Так вот, возвращаясь к нынешней премьере. Я стал думать: "Как, КАК?.. " Честь и хвала Борису Шильманскому, который, на мой взгляд, великолепно справился с поставленной задачей. Это здорово: два с лишним часа держать внимание зала! Он же практически не сходит со сцены, нет паузы, чтобы вздохнуть, стакан воды выпить... я считаю, это дорогого стоит!

Что касается моего персонажа, то он, конечно, не только и не просто певец. Это и некий сторонний наблюдатель, и вместе с тем он отражает, "зеркалит" происходящее с главным героем на каждом отрезке его сценического существования. Его песни рифмуются с душевным состоянием Ильи, а может быть, и не только его... Поведение героев, их мотивы, эмоции — всё находит музыкальный эквивалент. То, что невозможно сыграть впрямую, можно показать через песню, опосредованно. Получается такое сращивание жанров, для меня как для артиста — новое, непривычное, но невероятно увлекательное.

О чём же спектакль?

Открою вам маленькую тайну. Я до сих пор спектакля не видел. Ни разу. Только слышу, как работают мои партнёры. Дело в том, что режиссёр посадил меня спиной к публике, так как мне нужно было закрыть собой барабан, отбрасывающий яркий отблеск в зрительный зал. Образовывался очень неприятный световой прострел, который пришлось вот так убрать — чисто технический момент. Единственная сцена, где я разворачиваюсь — "Муж Наташи и Илья", где герой сочиняет сказку о Рыцарях и Колбаснике Эндрю. Мне она безумно нравится!.. Как работают Николай Разуменко, Борис Шильманский... Шикарно. Надеюсь, это найдёт отклик в душе каждого зрителя.

История, которую мы играем... Она, по сути, очень простая: о кризисе среднего возраста. О том, как легко можно потерять всё — возможности, перспективы, связи с собственной семьёй, с друзьями, любовью. Потерять себя. Как вернуться к самому себе? А вот это уже другая история... которую Дина Рубина ещё не написала. Да, он сочинил сказку. Но что потом? Вопрос, на который каждый зритель ответит сам.

Увидеть Дмитрия Светуса в спектакле "Чужие подъезды" можно на сцене Нового драматического театра (Москва, ул. Проходчиков, д. 2), заказ билетов + 7 (499) 182-03-47
КУПИТЬ БИЛЕТЫ