Пиксельное мышление как характерная черта младолиберастов: трагикомедия в небе Белоруссии позволила лучше представить, что творится в головах молодых борцов с диктатурой.
Мир таков, каково мышление. Не идеалы и не цели, а мышление тех, кто к ним стремится.
Алексей Иванов. Блуда и МУДО.
Почему Роман Протасевич, один из видных деятелей белорусской цветной революции, сам себя загнал в такую нехитрую ловушку и сел на рейс, который стал для него «полосатым»? Очевидно, имела место спецоперация белорусского КГБ, но, как правило, в противоборстве со спецслужбами провал случается тогда, когда происходит нечто неожиданное, возможность чего объект спецоперации не мог себе представить. Вспоминаются последние слова Дмитрия Холодова, взорванного портфелем с якобы находившимся там компроматом: «Этого не должно было быть».
Так почему же Роман Протасевич добровольно сел в самолет ирландской авиакомпании Ryanair, летевший по маршруту Афины – Вильнюс через территорию Белоруссии? Быть может, он не считал угрозу ареста серьезной? Это не так. Он знал, что за ним охотятся. Он сообщил перед вылетом, что в Афинах неизвестный пытался сфотографировать его документы. Об этом же свидетельствует и его поведение после того, как стало понятно, что самолет развернулся на Минск. Протасевич волновался, просил не сажать самолет в столице Белоруссии, утверждал, что там его ждет смертная казнь. То есть серьезность угрозы он хорошо осознавал.
Напомним, что Протасевич был главным редактором сетевого ресурса NEXTA, который занимался не просто журналистикой, а координировал через соцсети действия революционных масс в противоборстве с полицией. Понятно, что такого человека Лукашенко очень хотел видеть на скамье подсудимых. Пойти на все ради поимки Протасевича, быть может, лидер Белоруссии и не был готов, но раз уж тот сам пожаловал в гости, то не воспользоваться такой любезностью было бы глупо.
Быть может, Протасевич рассчитывал, что Лукашенко побоится жесткой реакции со стороны Запада? Таких иллюзий у него быть не могло после того, что произошло в Москве с Навальным. Тот тоже сел в самолет и, вероятно, надеялся, что Запад его защитит. Не защитил. Да и какой еще реакцией может напугать Запад Лукашенко после того, как Белоруссию лишили чемпионата мира по хоккею! И вот уже Великобритания предлагает в связи с этим инцидентом ввести дополнительные санкции против… «Северного потока-2». Потому что в Лондоне прекрасно понимают, что Лукашенко пугать больше нечем.
Ближе к истине предположение, что Протасевич, как и многие его сверстники, хорошо разбирается в политике, но плохо знает, как устроен реальный мир, включая его географию. Если бы он знал географию хотя бы на уровне глобуса, то такого казуса с ним могло и не приключиться. Но Протасевич действительно мог не знать, что Земля круглая и что кратчайший маршрут между Афинами и Вильнюсом пролегает вовсе не через Брюссель. Но рассуждал он, видимо, так: «Здесь, в Афинах, Запад – и там, в Вильнюсе, тоже Запад. Как же я могу оказаться в Белоруссии?»
На самом деле ситуация, скорее всего, еще хуже, чем незнание Протасевичем географии. Пролет над Белоруссией при вылете из Афин в Вильнюс, вероятнее всего, вообще не укладывался в его голове. Подобный сценарий не предусмотрен логикой, по которой работают мозги Протасевичей. Это вовсе не значит, что это умственно отсталые люди. Они могут отлично разбираться, например, в программировании или информационных технологиях, но возможность вылететь из Афин в Вильнюс, а приземлиться в Минске просто не приходит им в голову.
Это любопытное психологическое явление прекрасно описал в своей книге «Блуда и МУДО» писатель Алексей Иванов: «Логика-то у Аленушки была железной, даже железобетонной, но вот картинка получалась неверной… Аленушка сложила ее, как мозаику, из очень конкретных кусочков… Каждый фрагмент этой мозаики имел один единственный цвет, то есть один единственный простейший смысл. Все это напоминало Моржову… напоминало картинку из пикселей. Это было пиксельное мышление. Моржов знал выражение «клиповое мышление». Выражение было неверным. Мышление – это логика, процесс. А процесс не может существовать разрозненными вспышками, как железная дорога не может существовать только в виде мостов через реки. Клиповым может быть лишь видение мира, а не мышление. Мышление – пиксельное: механическое сложение картины мира из кусочков элементарного смысла… Нет стимула думать, искать связь между элементами мозаики… И без того из минимума пикселей получалась более-менее понятная картинка… Ведь картинку, как в абстракционизме, можно сложить из любого количества пикселей, лишь бы их было больше одного».
Вот таким, пиксельным мышлением, скорее всего, и руководствовался Роман Протасевич, поднимаясь на борт самолета. Мир перед ним рисовался в виде вполне понятной абстракции. На Западе демократия, в Белоруссии диктатура, и на этой картинке есть два пикселя – Афины и Вильнюс. Ты сел в Афинах, значит выйдешь в Вильнюсе, потому что купил туда билет. И все. Ну а про то, что Земля круглая, – это пусть в академии белорусского КГБ учат.
Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям; это агропромышленный комплекс «Тюринский» площадью 19 800 га в Тульской области, который по производительности труда сопоставим с немецкими фермерскими хозяйствами.