18 мая во Франции состоялся однодневный саммит глав около 30 африканских государств, а также представителей европейских стран и международных организаций, включая Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк.
Напомним, что первоначально мероприятие планировалось провести еще летом 2020 года, но оно было перенесено на более поздний срок из-за пандемии коронавируса.
Основной темой саммита, который прошел в Париже, стали вопросы экономического сотрудничества, в том числе и финансирования Пятой республикой государств Черного континента. Помимо этого, президент Франции Эммануэль Макрон упомянул вопросы безопасности и миграции. Причем в контексте борьбы с терроризмом при помощи финансового стимулирования.
Французский лидер также отметил, что конференция подразумевает два основных направления работы. Во-первых, это срочные вопросы, касающиеся кампаний стран по вакцинации населения, а во-вторых – различные аспекты финансирования и иные «амбициозные» темы, в том числе и мобилизация инвестиций в частный сектор.
Добавим также, что еще до начала саммита Макрон начал активно продвигать идею «Нового курса» для Африки, включающую наращивание объемов помощи и инвестиций, чтобы регион смог решить часть своих структурных и давно наболевших проблем.
Эксперты британского аналитического центра Economist Intelligence Unit (EIU) считают, что, несмотря на глобальный замах организаторов, итоги саммита продемонстрировали, что в гораздо большей степени он был сосредоточен на решении неотложных краткосрочных вопросов. Так, по оценкам британцев, ключевым приоритетом для Черного континента является ускорение внедрения вакцины от пандемии. В середине мая 2021 года лишь 1,3% населения Африки получил, по крайней мере, хоть одну дозу вакцины против COVID-19. При этом в рамках саммита уже к концу года целевым показателем для вакцинации назывались ни много ни мало 40%.
На этом фоне Макрон призвал мировое сообщество активнее предоставлять африканским странам технологии, чтобы они могла начать производство вакцин на собственной территории. Ожидаемое заявление, учитывая, что у самой Франции на сегодняшний день так и нет собственного препарата от коронавируса, готового к применению.
Другим заявлением французского лидера стал призыв к МВФ выделить 650 миллиардов долларов специальных прав заимствования (СПЗ), из которых порядка 33 миллиардов долларов пойдут в Африку.
В целом для Макрона прошедший саммит стал очередной попыткой заявить о политических амбициях Франции в регионе. Причем не только во франкофонной зоне, где Париж традиционно пользуется серьезным влиянием, но и в странах, традиционно связанных с Британией. В этой связи эксперты EIU подчеркивают тот факт, что в мероприятии учувствовали такие крупные страны, как Нигерия, Египет и ЮАР.
При этом, как сообщает Reuters, еще до парижской встречи Франция выделила 1,5 млрд долларов для погашения внешнего долга Судана. Обсуждаются также возможности облегчения долговых обязательств и с другими странами Африки.
Макрон за несколько лет посетил целый ряд африканских государств, в том числе Гану, Нигерию, Кению, Эфиопию. «Коммерсантъ» в свою очередь сообщает, что в планах визит французского лидера в Анголу.
Впрочем, все это выглядит как-то хиловато.
Так, на саммите «Россия-Африка», который состоялся еще в октябре 2019 году в Сочи, приняли участие не около 30, а 54 страны, 45 из которых были представлены президентами, а также 109 министрами и двумя вице-президентами. При этом, несмотря на отсутствие обращений к МВФ и другим странам и организациям с просьбами о выделении средств, только по открытым данным, не представляющих коммерческой тайны, в Сочи было подписано 92 соглашения, контракта и меморандума на общую сумму в 13,6 млрд долларов.
Не стоит забывать и о том, что в той же Центральноафриканской республике российские военные представители, а также сотрудники ЧВК «Вагнер» занимаются охраной всего-навсего президента страны, а также помогают отбивать нападения боевиков, когда те планируют очередной государственный переворот.
Что важно, в данном случае были озвучены не призывы и намерения, хоть и записанные на бумаге, а сделаны конкретные шаги, подписаны договоры и инициированы проекты, реализация которых уже идет.
Но и российские действия в Африке выглядят куда менее ярко, чем работа на данном направлении Пекина.
Китай к 2025 году намерен инвестировать в Черный континент более 1 трлн долларов, в том числе и в рамках проекта «Один пояс – один путь», который затрагивает континент.
Отметим также и военное присутствие Пекина в регионе. Только в 2017 году в ДРК, Мали, Кот-д’Ивуаре, Южном Судане и других странах находился контингент из более 2,5 тысяч китайских военных.
В итоге можно констатировать, что попытка Франции возобновить активную политику в Африке наверняка встретит активное сопротивление не только со стороны России, но и Китая, а также США, которые тоже имеют собственные интересы в данном регионе мира.
При этом, отметим и прогнозы Economist Intelligence Unit о том, что Париж будет и впредь уделять особое внимание континенту. Однако в нынешних условиях прямые иностранные инвестиции в Африку вряд ли смогут резко возрасти.
В подтверждение данного прогноза говорит и факт ограниченности Пятой республики в ресурсах, а также мнение Министерства обороны Франции, которые в свое время констатировало, что, на фоне роста террористической и преступной активности в Африке, миссия ООН и провал французских военных в Мали доказал неспособность Парижа в одиночку решать подобные проблемы государств региона. При этом позже стало ясно, что Москва, впрочем, как и Пекин, напротив, с подобными задачами справляются куда эффективней.
Больше материалов на нашем сайте GEOFOR | Центр геополитических прогнозов , а также в телеграмме-канале .