Старые боги в обществе трансгуманизма
Объем: 350 страниц
Кадзуо Исигуро Автор титулованный, и его «Остаток дня» я считаю одной из лучших книг, которые я в принципе читала (а это довольно увесистый список). К моему великому сожалению, этот англо-японский букеро (и осокро) носец не пишет для меня сиквелы к истории дворецкого-самурая, а продолжает творить в стиле «Не оставляй меня» и «Погребенного великана», которые идейно также хороши, но в моем восприятии находятся на грани притчи, а то и целиком проваливаются в нее.
«Клара и Солнце» тоже по форме кажется слишком упрощенным повествованием, где мы смотрим на мир недалекого и несчастливого будущего глазами искусственного интеллекта, вчера сошедшего с конвейера. Клара создана, как игрушка, но ее использование выходит за рамки «зайки, брошенного хозяйкой». Она, как и человечество, проходит путь от слепого верования в высшее божество до идеи трансгуманизма – ставшего новой религией и для деятельных, и для отчаявшихся, где личность индивидуума сводится к колоссальному, но конечному числу характеристик и реакций, а значит, становится искусственно воспроизводимой. Само понятие «души» безвозвратно устарело и сдается в утиль вместе с отслужившими роботами.
В итоге книга снова выглядит, как путь японского самурая: безоглядная вера, беспрекословное подчинение, радостное самопожертвование, в общем, концентрированная идея служения высшей цели и своему господину. Есть ли у робота свободная воля? А душа? Вопрос, поставленный Исигуро, не в этом. На протяжении всей книги он отчаянно сомневается, есть ли душа и свободная воля у человека.
Кто наш создатель, и на кого нам молиться?
Проявление у робота религиозного экстаза прекрасно иллюстрирует путь, проделанный мистическим божеством в человеческих сообществах: от солнцепоклонничества до появления строго иерархичных культов единобожия, в общем-то, базирующихся на признании солнцеликого бога и воссоздании старых обрядов в новой парадигме. Так Клара от восхищения Светилом переходит к молитвам, ищет эзотерические закономерности в событиях окружающего мира, определяет демона в лице напугавшего ее быка, организовывает храм в соседском сарае, назначает дьяволом машину (то есть нечто себе подобное) и даже силиться ее уничтожить путем бессмысленного самопожертвования.
«Я чувствовала, знала, что Солнце, уходя на отдых, улыбается мне доброй улыбкой»
«…Солнце вполне могло сердиться на меня за неудачу в городе», - рассуждает Клара о своем шаровидном боге, одаривая светило присущими людям эмоциональными проявлениями. Но если робот наделяет чувствами звезду, не значит ли это, что она рисует ее портрет с себя и приписывает богу то, что ощущает сама.
Я считаю, что тема поклонения и служения в этом романе главная, просто это поклонение не носит строго религиозного характера. Клара – как новое существо – верит в силу Бога. Но кто будет богом, если мы точно знаем, что бога нет? Для мамы Джози Солнце – это всемогущее существо, снисходящее к молящимся и просящим, сосредоточено в лице Капальди, для Хелен в Вэнсе. И они бесконечно жертвуют, потому что без жертвы невозможна божественная милость.
«Крисси, вы не должны терять веру», - говорит Капальди.
Но самое забавное, что именно бессмысленные действия и абсурдные надежды в представлении Клары и дарят жизнь Джози, фактически отнимая «жизнь» у самой Клары. И в этом робот находит свое предназначение и удовлетворение, считая свою нелепую жертву оправданной. Очень по-человечески.
Кукла с человеческим лицом
Тема незаменимости личности, то есть фактически наличия души, некой субстанции невоспроизводимой и неповторимой при любом уровне развития технологии, выглядит довольно остро, как и предположение, что и у робота постепенно формируется человеческая душа. Но не теряют ли форсированные дети то, что обретает религиозный робот, и что важнее для человечества в целом: искусственная эволюция улучшения или «деградация» к утерянным общечеловеческим ценностям.
«Было что-то совсем особенное, но не внутри Джози. Оно было внутри тех, кто любил ее», - рассуждает Клара.
Книга может показаться излишне наивной из-за приема «незатуманенного взгляда», которым Клара впервые видит мир людей и ищет свое место в нем. Вместе с ней мы постепенно осознаем, что задача робота не только сопровождать, но и заменять. И что риск, конечно, дело благородное, но и заодно эгоистичное.
«Клара и Солнце» неплохой роман, который можно порекомендовать почитать и старшим школьникам, и их родителям. Как обычно Исигуро говорит с японским акцентом, что служит его визитной карточкой и в историях с английскими аристократами, и в ситуациях с агрессивными драконами, но книга, безусловно, претендует на космполитичность.
Идея всеобщей дискриминации и расизма, существующего и в среде роботов, подталкивает Читателя все же поискать у себя зачатки души, раз уж даже Клара - с наполовину растраченной на борьбу с демонами мозговой жидкостью — эту душу себя обнаружила.
Приятного чтения!
Литературный диалог: ВКонтакте, в Инстаграмм