Приветствую читателей канала!
Я продолжаю делиться с вами подборками замечательных советских фильмов о деревне. Ссылки на предыдущие части оставлю в конце статьи.
Сельский врач
СССР. 1951
Добрый послевоенный фильм. О мире. О созидании. О людях. О заботе о каждом человеке-пациенте, без ранговых различий. О строительстве лучшей жизни. Главная героиня Татьяна Казакова после окончания института по направлению приезжает работать в сельскую больницу (удивительно, но когда-то в селах были больницы и расширялись, а сейчас и медпункты упраздняют и села исчезают). Не все было просто первое время, не сразу сложились взаимоотношения с заведующим, старым доктором. Но постепенно все образуется.
"Первые 10 лет ты работаешь на авторитет, а потом уже он работает на тебя"
- слова заведующего больницей, опытного врача.
Старый добрый фильм о буднях врачей сельской больницы, об их трудностях и успехах.
"А между тем - их жизнь (людей) доверило нам государство.И в этом, собственно, весь смысл нашей профессии."
Чужая родня
СССР. 1955
Снят по повести В.Тендрякова "Не ко двору". В главных ролях замечательные Нонна Мордюкова и Николай Рыбников.
Удивительно, но фильм актуален и сейчас. У молодоженов Федора и Стеши разные взгляды на жизнь. Федор - настоящий комсомолец, радеющий за родной колхоз - пытался, но не смог ужиться с родителями жены, которые все копили и копят добро в сундуках и полны ненависти к коллективному хозяйству. Стеша как меж двух огней мечется между родителями и мужем. А ведь ситуация жизненная, верно?
"Полон, полон сундук. Много накоплено в доме добра. А где же ваше счастье, Алевтина Ивановна и Силантий Петрович?"
- цитата из фильма.
К счастью, главный герой принял самое верное в данном случае решение: увез жену и ребенка из дома родителей. А в современном мире - в такой ситуации что происходит чаще всего? Развод.
Мораль картины такова - жить надо отдельно от родителей.
Председатель
СССР. 1964
Я впервые посмотрела этот фильм, состоящий из двух серий. Картина о непростом послевоенном времени, о становлении колхозного хозяйства после военное разрухи. Главный герой Егор Трубников (в исполнении Михаила Ульянова) возвращается в родную деревню. И добровольно решил стать председателем разоренного колхоза, чтобы во чтобы то ни стало поднять его и дать людям понять, что жизнь лучше может быть и в деревне. Тяжело пришлось и ему, и людям строить новую жизнь. Но это строительство велось для детей, внуков, будущих поколений, для народа. В этом была идеология страны. Все сообща, вместе. Каждый вносил свою лепту в общее дело.
Фильм впечатлил. Именно тем, что не парадно-героически показали становление, а через боль, трудности, несправедливость. И еще один герой фильма меня зацепил - брат председателя Семен (в исполнении И.Лапикова), тем что упорно, несмотря на улучшение колхозной жизни в деревне, он был несогласный с этим. Настолько, что ставил серьезные палки в колеса в виде доносов и других вредностей.
Бабье царство
СССР. 1968
Фильм про тяжелую женскую долю во время оккупации фашистами деревни и в послевоенные годы. Мужчины отступали, оставляли территорию, и женщины выживали как могли, сохраняли детей, себя, и можно ли судить их за то, как они выжили? А пришедшие с войны мужчины, ударившиеся в бесконечное празднование победы? Как это? Когда рядом их женщины продолжали работать, не покладая рук...
"Что вам на долю выпало,то и во сне не приснится. Но на войне один раз убивали, а нас каждый день убивали"
- слова главной героини в конце фильма, потерявшей мужа на войне и сына, погибшего от рук оккупантов.
Как же тяжело приходилось людям. Фильм дает представление о том, как это было.
Встречи на рассвете
СССР. 1969
Фильм снят по повести Анатолия Кузнецова "У себя дома".
Просто очень хороший, спокойный, добрый фильм о людях, о деревне. Девушка Галя возвращается в родное село, где родилась и прожила с мамой свое детство. И настойчиво попросилась работать на ферму дояркой. Несмотря на то, что ферма находилась в упадочном состоянии. И после увольнения заведующей, у которой на бумаге было гладко, а на деле бардак, Галя с другими доярками решили навести там порядок.
Казалось бы, простой, незатейливый сюжет, а не отпускает. И смотришь как Галя заслуживает уважение на трудовом поприще, переживаешь за ее первую любовь, которой не случилось перерасти в отношения. "Не нужен ты мне такой, не нужен!" - ее слова Косте, который опомнился будто и осознал свою любовь, но с чувствами опоздал, слишком он ее обидел. И такая милая и трогательная, словно хрупкая тростиночка, но с твердым стержнем внутри получилась Галя у актрисы Тамары Дегтяревой, чуть позже сыгравшей Агату в фильме Вечный зов. И какой характер сыграл молодой совсем Юрий Назаров. Хочется верить, что испытав настоящую любовь, он все же повернет на нужную дорожку.
Приезжая
СССР. 1977
Фильм светлый, мудрый, о любви, нравственности, о людях. Замечательно показана обстановка в домах, русская деревенская природа.
Молодая учительница Мария с маленькой дочерью приехала в деревню работать в школе. И горячо влюбился в нее, подвозивший их со станции, первый парень деревни Федор. ("Присох" - как он говорит отцу). Только вот она раз обожглась и теперь ей непросто поверить вновь. И в деревне развели сплетни, интриги. Даже мать с сестрой главного героя перепугались, что выбрал деву с ребенком, когда вокруг молодиц много. Но к финалу отец Федора все расставил по своим местам. А какие задушевные разговоры у отца с сыном, заслушаешься.
С тобой и без тебя
СССР. 1973
По мотивам повести Михаила Жестева "Степанида Базырина".
Лиричный фильм о любви в период коллективизации. Хотя фильм красиво снят, он и про любовь и про деревню, и про непростые 20-е годы прошлого столетия, но сразу скажу, в фильме мне будто чего-то не хватило. Реалистичности тех лет, правдоподобности что ли?
Зажиточный хуторянин-единоличник Федор, влюбившись без памяти в чужую невесту, похищает ее и увозит к себе на хутор. Стеша из бедной семьи, была влюблена в другого. Но потихоньку, маленькими шагами Федор завоевывает ее любовь, все для нее, лишь бы она улыбалась, и она оттаивает. (Хотя у меня было ощущение, что она смирилась с тем, что есть. И на моментах когда бывший жених несколько раз пытался поговорить с ней, приходили в голову слова Татьяны из Евгения Онегина: "Но я другому отдана и буду век ему верна"). Видно было, как она тоскует там, как ее тянет к людям в колхоз, где все совместно и дружно. А Федор единоличник, цепляется за свой хутор и работать на других и делиться не желает. Не выдержав тоски, Стеша уходит к людям. И Федор после мучительных раздумий, идет к ней. Финал остается открытым. Как сложится их жизнь? Хочется верить, что все будет хорошо.
Здесь вы сможете найти предыдущие две части:
Старые добрые фильмы о деревне
Старые добрые фильмы о деревне - часть 2
Надеюсь, подборки фильмов будут полезны. Делитесь своим мнением и рекомендациями.