Найти тему
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Жирный гитарно-ударный дебютник: альбом «Placebo»

Давненько уже не обозревал какие-либо альбомы и дискографии. Пришла пора вернуться к этому делу и выбираю я сегодня для прослушивания обалденный релиз, который вскоре отметит своё 25-летие. Это дебютный альбом британской (хотя на самом деле международной) группы Placebo.

Placebo времён дебютного альбома. Слева – обложка и с ней связан занимательный случай. Дэвид Фокс, парень, который и изображён на фото, в 2012 году решил подать в суд на группу за то, что данная обложка «испортила ему всю жизнь». Чем закончилась история – неизвестно.
Placebo времён дебютного альбома. Слева – обложка и с ней связан занимательный случай. Дэвид Фокс, парень, который и изображён на фото, в 2012 году решил подать в суд на группу за то, что данная обложка «испортила ему всю жизнь». Чем закончилась история – неизвестно.

Любая статья о дебютах вполне закономерно начинается с истории создания группы. В случае с Placebo ещё и получится объяснить термин «международная группа». Уроженец Брюсселя Брайан Молко и швед Стефан Олсдал учились вместе в Американской школе в Люксембурге, но никогда не были друзьями, пересекаясь лишь изредка. И так бы ничего и не изменилось, если бы спустя несколько лет после этого, в 1994 году, они не встретились в Лондоне. Пообщались, нашли общий интерес к музыке и захотели создать группу.

Молко и Олсдал неплохо владели инструментами (электрической и бас-гитарами), но им определённо не хватало живого ударника. Брайан вспомнил о своём старом друге Стиве Хьюитте. Его пригласили для создания первых демо-записей, но дело не пошло – Хьюитт был связан контрактом с другим коллективом. В итоге слово взял Стефан, игравший ранее на родине в Швеции в любительской группе вместе с ударником Робертом Шульцбергом. Последний в итоге согласился стать третьим участником группы, сформировав первый постоянный состав Placebo.

Как водится, новоявленное трио набивало руку на концертных выступлениях в маленьких клубах весь 1995 год. Это могло продолжаться долго, но однажды им удалось свести знакомство с самим Дэвидом Боуи, который пригласил их разогревать свою публику на выступлениях тура «Outside» после отказа Моррисси. Музыканты подружились и впоследствии это самым положительным образом скажется на Placebo.

Запись альбома осуществилась за пару месяцев весной 1996 года под руководством продюсера Брэда Вуда (на его счету также прославленные дебютники Лиз Фэйр «Exile in Guyville» и группы Veruca Salt). Он стремился запечатлеть максимально гаражное звучание Placebo, какими они и были тогда. Именно поэтому дебютник ребят так сильно отличается от последующих альбомов – это сырой, по-настоящему панковый альбом, сделанный под влиянием творчества Sonic Youth и даже Depeche Mode. Стремление Placebo полностью отстраниться от модного в то время в Великобритании брит-попа нашло своё отражение в итоговом результате.

На «Placebo» вошло 10 треков (последний из которых содержал в себе скрытую запись, постоянный приём для первых трёх альбомов), его релиз состоялся 17 июля 1996 года. В поддержку пластинки ровно половина из песен вышла синглами.

Первый, он же и открывающий на всём альбоме – «Come Home», крышесносный гитарный боевик. На него же снят и первый видеоклип группы, в полной мере показывающий необычного и в чём то даже манерного вокалиста Брайана Молко.

«36 Degrees» – ещё одна яркая вещица. Ода нормальной температуре тела человека является одной из первых песен в жизни, сочинённых Брайаном. Её настроение неплохо описывает видео.

«Teenage Angst» – несмотря на относительно весёлую музыку, само название «Подростковая тоска» и посыл песни несёт беспокойство ребёнка касаемо быстро наступающего взросления и старости.

Чего стоит одна только строчка из припева: «С того момента, как я родился, я уже начал разлагаться».

Это последний видеоклип группы с Робертом Шульцбергом. Скандалы, которые часто возникали между ним и Молко привели к тому, что осенью 1996 года в разгар тура в поддержку альбома барабанщик покинул коллектив. Ему на замену группа, как и хотела изначально, смогла привлечь Стива Хьюитта.

Самый скандальный хит альбома – «Nancy Boy». Неожиданный успех этой песни в феврале 1997 года отобразился в появлении на четвёртой строчке британского чарта синглов.

Между тем, по текстовой составляющей она едва ли не самая спорная в творчестве ребят в принципе. В наши дни даже сам Брайан Молко затрудняется ответить на вопрос, о чём конкретно эта песня. По тексту как будто можно выцепить целый коктейль образов, которые характеризуют самого фронтмена Placebo.

От клипа к клипу лично я задавался вопросом – а так ли страшны были The Prodigy на самом деле? К слову их «Firestarter» и «Breathe» выходили примерно тогда же.

Пятый и последний сингл – «Bruise Pristine». Это первая официально выпущенная песня Placebo, её первый релиз на независимом лейбле состоялся ещё в 1995 году.

Если бы панк-рок в его первоначальной форме сохранился в 90-х, то он звучал бы в точности как эта песня. Мне так кажется.

Прелесть любого отличного альбома в том, что на синглах лучшие песни не заканчиваются, а зачастую синглы лучшими песнями и не являются. Этим можно охарактеризовать и «Placebo», на котором остались ещё пять заметных вещей.

Прежде всего выделяется мощнейшая «Bionic». Едва ли не самый грубый вокал Молко проступает именно тут, не менее забавный и смысл у песни (дескать, о интересном времяпрепровождении с самим собой), где регулярно повторяются одни и те же строчки:

Harder faster
Forever after

None of you can make the grade

Или же «Hang on to Your IQ» о герое, которого Брайан представляет как крайне жалкого человека (не исключено, что по своему тогдашнему образу), настолько стеснительного, что он способен полагаться лишь на свой интеллект, а не мыслить более приземлённо.

Есть ещё памятная для поклонников «I Know», практически индийская мантра. Её украшает духовой инструмент диджериду, который в популярной музыке можно было услышать разве что на песне «The Dreaming» великолепной Кейт Буш (поклонниками которой, к слову, являются участники Placebo).

А также «Lady of the Flowers», совершенно чудесная баллада, вдохновение для которой (судя по всему) черпалось у писателя Жана Жене и его «Богоматери цветов».

Завершающая часть пластинки и вовсе необычна. Сначала идёт сознательно отстранённая «Swallow», а по её завершении и нескольких минут тишины начинается длинный инструментал «H. K. Farewell». Всё. На цифровых релизах нашего времени, само собой, тишину убрали.

«Placebo» – действительно уникальный успешный альбом от группы, которая пришла из ниоткуда и твёрдо заняла свою нишу в альтернативном роке. Как уже было сказано ранее, после его выхода трио поторопилось изменить подход к будущим записям, оставив дебютник единственным в своём роде в их каталоге.

Также это связано определённо и с тем фактом, что после выхода альбома сменился барабанщик. К сожалению, карьера Роберта Шульцберга не задалась, а ведь его мощная игра добавляет релизу тонну баллов, тем более на фоне ещё совсем юного голоса Молко. При этом этот юный голос исследует уже достаточно взрослые темы, зацепившие большое количество тинейджеров в одной только Европе.

И лично мне, спустя много лет после первого знакомства, всё ещё очень нравится данная работа. Советую послушать этот альбом, а мнение оставить в комментариях. Больше такого релиза у Placebo точно никогда не будет. И дождаться бы нового альбома...

У меня появился Телеграм-канал, подписаться можно по активной ссылке.

Кризис третьего альбома? Placebo – «Black Market Music»

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, оцените его пальцем вверх, оставьте комментарий, а также подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые интересные публикации.

#музыка #placebo #зарубежная музыка #музыкальные альбомы #разбор альбомов от romanist music