В России заговорили о создании трудовых лагерей
Российских заключенных могут привлекать к работе на крупных строительных объектах. Об этом заявил директор Федеральной службы исполнения наказаний Александр Калашников. Таким образом чиновники пытаются решить проблему дефицита кадров, который возник из-за ограничений для мигрантов во время пандемии коронавируса. О том, ждет ли Россию новый ГУЛАГ и как будет работать такая система – в материале УралПолит.Ru.
Глава ФСИН Александр Калашников, выступая с идеей создания трудовых лагерей, сразу опроверг любые сравнения с ГУЛАГом.
«Это будет не ГУЛАГ, это будут абсолютно новые, достойные условия», – уточнил он.
Министр юстиции России Константин Чуйченко через несколько дней после заявления ФСИН поддержал идею использования труда заключенных вместо трудовых мигрантов на крупных стройках. Он отметил, что те, кто имеет право на такой вид отбывания наказания, часто владеют квалификацией для работы на стройке.
Что такое трудовые лагеря?
В январе прошлого года вступили в силу поправки в уголовно-процессуальный кодекс России. С этого момент можно создавать участки исправительных центров и колоний-поселений на территории различных предприятий. Раньше их можно было открыть только на территории исправительных учреждений. Скорее всего, под «трудовыми лагерями» и подразумевают исправительные центры и колонии-поселения.
Исправительные центры – это реализация идеи «колонии-поселения», но в городской черте, чтобы заключенных можно было привлекать к работам и специальностям, характерных для города. Это не закрытая территория, но за осужденными есть надзор. Такие центры также могут находиться на территории колонии, но они изолированы от нее. Осужденные, находясь в таких исправительных центрах, с разрешения администрации могут ходить в магазин, посещать врача, лечиться не в тюремных больницах.
Осужденный за свой труд должен получать зарплату, из которой от 5 до 20% удерживается в пользу государства. Также из зарплаты удерживается плата за общежитие и коммунальные услуги.
Положение, в котором находятся осужденные в исправительных центрах, похоже на положение осужденных в колонии-поселении, однако в колониях-поселениях они не могут передвигаться без конвоя, иметь сотовый телефон и деньги.
Предполагается, что принудительные работы осужденный будет отрабатывать в том же регионе, где он жил до осуждения.
Где находятся исправительные центры и сколько там осужденных?
Если говорить про первые исправительные центры, то они появились в 2017 году в Ставропольском и Приморских краях, а также в Тюменской и Тамбовской областях. Следуя информации, опубликованной на сайте ФСИН, всего в России 108 центров: 26 исправительных центров для принудительных работ и 82 изолированных участках при обычной колонии, которые функционируют как исправительные центры. Еще на территории РФ функционируют 106 колоний-поселений.
Учреждения для отбывания принудительных работ действуют в 76 регионах РФ. Известно, что на данный момент наказание отбывают около 7 тыс. осужденных.
В конце марта 2021 года министерство юстиции заявило, что за счет исправительных центров планирует значительно сократить количество заключенных к 2030 году. По словам главы ведомства Константина Чуйченко, их количество может снизиться до 250–300 тыс. человек. По данным ФСИН на 1 февраля, в колониях содержится 376 тыс. осужденных.
Предполагается, что добиться настолько внушительного сокращения – почти в два раза – удастся за счет перевода значительной части осужденных в исправительные центры.
«К 2024 году в исправительных центрах и изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, необходимо кратно увеличить количество мест для осужденных к принудительным работам, а к 2030 году – полностью обеспечить имеющиеся потребности», – заявил Чуйченко.
По словам министра, сейчас около 188 тыс. заключенных имеют право на замену лишения свободы принудительными работами в исправительных центрах.
По словам Калашникова, ФСИН рассматривает возможность создания исправительного центра в Сибири, который будет заниматься восстановлением леса, пострадавшего от пожаров.
«Надеемся создать исправительный центр, исправительные участки, которые с помощью новых технологий позволили бы выращивать саженцы и высаживать их во всех регионах Сибири», – сказал глава ФСИН.
Кого отправят в «исправительные центры»?
Как правило, наказание в виде принудительных работ получают осужденные за преступления небольшой или средней тяжести. Такое наказание может быть назначено и осужденному за тяжкое преступление, если он ранее не был судим. Кроме того, ряд заключенных, уже отбывших часть срока, могут попросить о замене лишения свободы на принудительные работы.
Еще в 2018 году был принят закон, который предусматривает возможность замены наказания в виде лишения свободы на принудительные работы для осужденных, отбывших не менее трети срока или не менее половины срока и получивших положительную характеристику от руководства колонии.
Трудовые лагеря = ГУЛАГ?
Введение принудительных работ рассматривалось как шаг в направлении гуманизации системы ФСИН. Принудительные работы должны были стать альтернативой заключению.
В 2017 году прежний министр юстиции Александр Коновалов отмечал, что создание исправительных центров поможет «минимизировать негативные последствия, связанные с полной изоляцией от общества».
Власти и представители ФСИН неоднократно говорили, что считают сравнения системы исправительных центров с ГУЛАГом некорректными. Они указывают на то, что положение осужденного на принудительные работы и получающего за свой труд зарплату нельзя сравнивать с фактически рабским трудом заключенного в ГУЛАГе.
Во ФСИН настаивают, что исправительные центры нужны для того, чтобы осужденные за нетяжкие преступления не подвергались влиянию криминальной среды.
А для тех заключенных, которым заменили лишение свободы на принудительные работы, исправительный центр – «социальный лифт», утверждает начальник управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, Елена Коробкова. Работа в исправительном центре позволяет им адаптироваться в обществе и восстановить социальные и родственные связи, уверена она.
Однако правозащитники указывают на то, что исправительные центры в ряде случаев превращаются в те же колонии с не менее строгим режимом.
Основная проблема, по мнению правозащитников, заключается в том, что решение многих вопросов, связанных с режимом, отдается на усмотрение администрации учреждения. И нередко осужденные оказываются совершенно незащищенными от произвола руководства центра, которое, как правило, имеет весьма специфический опыт работы в системе ФСИН, отмечал в интервью «МБХ медиа» председатель «Комитета за гражданские права» Андрей Бабушкин.
Кроме того, правозащитники отмечают, что осужденные нередко получают очень низкую зарплату – зачастую в разы меньше той, которую получают трудовые мигранты за ту же работу.
Эксперт Фонда защиты прав заключенных Олег Дубровкин отмечает, что принудительные работы уже существуют в нескольких регионах России. Но они не регулируются Трудовым кодексом, вызывают немало нареканий со стороны правозащитников.
«Вызывает также большие сомнения, чем будут заниматься люди, которых осудят и дадут принудительные работы. Допустим, это будет Сибирь. Что они могут делать Сибири? Насколько я знаю из источников, это будет что-то связанное с посадкой леса, выращивать и сажать в последующем леса», – считает Дубровкин.
С Дубровкиным полностью согласен юрист Алексей Федяров, который также занимается защитой прав российских заключенных.
«У меня есть простой вопрос господину Калашникову, главе ФСИН. Господин Калашников, вот сейчас есть все условия для того, чтобы в уже существующих центрах исправительных работ организовать достойно труд заключенных. Почему этого сейчас не делается? Почему в колониях, в огромном количестве которых есть промышленные зоны, труд заключенных достойно не используется?» – спрашивает эксперт.
Экономист Евгений Гонтмахер подчеркивает, что использование принудительного труда не очень выгодно компаниям, с которыми, как думает ФСИН, могут заключаться договоры о привлечении к работе осужденных. Главное препятствие, по его словам, – создание инфраструктуры для содержания таких осужденных на предприятиях. Она очень дорого стоит и для предпринимателей, и для ФСИН.
Напомним, что лагеря системы ГУЛАГа существовали в СССР до конца 50-х годов. По разным оценкам, через них прошли до 18 млн заключенных, около миллиона в лагерях погибли. Известно, что люди умирали от физического истощения, а сотрудники ГУЛАГа обращались с заключенными жестоко.