В Санкт-Петербурге заканчиваются места в ковидных госпиталях. Однако заявленные концерты группы "КИНО" все-таки состоялись! Правда, организаторы поставили два выступления в один день. С разницей в пару часов. А некоторых купивших билет вообще перенесли на следующий день... Да, не спорю - у многих возникли проблемы с посещением концертов: то перенесли дату, то билет не читался на входе, то еще что-нибудь... Все это трепало нервы людям пришедшим на концерт. Однако вряд ли это кого-то отвлекло от главного, и все неприятности были забыты с первыми аккордами знакомых песен...
Главное столпотворение наблюдалось в танцевальном партере, где администрация Ледового, напуганная ковидом и штрафными санкциями, поставила стулья и запретила вставать. Охранники бегали по всему залу и усаживали даже тех счастливчиков, которые в своем ряду оказались в гордом одиночестве.
Концерты были на мой взгляд просто шикарными. Лично я совершенно не обратил внимания ни на маски, ни на злобу охраны, ни на все остальное мешавшее. Мне не мешало ничего. Я пришел наслаждаться выступлением любимой группы, и делал это на все сто. Три концерта в Москве, и три в Питере. Я это видел. Я пережил. Я счастлив.
Однако вот прошел день, прошел второй, и по сети поплыли самые разные мнения. Позволю себе привести парочку противоположных.
Сергей Вильянов:
Во-первых, в Петербурге не смогли найти звукорежиссера. Или на его месте сидел какой-то самозванец. Такого ужасного звука я не слышал очень давно. Достаточно сказать, что примерно в трети песен разобрать голос Цоя было невозможно. Также, по всем признакам, были проблемы с мониторами у музыкантов. Иначе объяснить тот факт, что Каспарян несколько раз сыграл вообще мимо музыки, я лично не могу. Во-вторых, несмотря на все рассказы организаторов, у них все же не оказалось исходников альбомов. Ладно «45», который записывался на коленке и очень давно. Ладно «Черный альбом», весь записанный на основе черновика голоса Виктора Робертовича, который и не предназначался для использования вовне. Там поверх наложен такой бешеный фильтр, что очистить запись от него – просто невозможно. Но «Это не любовь», «Звезда по имени Солнце», «Группа крови» – неужели и с ними все совсем плохо? В результате было полное ощущение, что слушаешь до боли знакомую студийную запись, только почему-то в большом зале.
В-третьих, объектом насмешек стал видеоряд концерта. Александр Цой рассказывал, что работа над ним началась еще за год до объявления о концертах. То есть, получается, трудился два с половиной года. На выходе же получилось нечто сырое и непонятное. Где-то пытались плясать от рисунков Цоя, где-то от городских пейзажей, где-то от мультипликации. Проблема во всех случаях была одна и та же: идея на несколько секунд, а ее растягивали на минуты. Мне понравилось графическое решение только одной композиции – «Перемен». Там голова Цоя, состоящая из текста песни (свежо, конечно) просто пропела все от начала до конца. Да, голова движениями и мимикой до боли напоминала плохого робота-полицейского из известного фильма. Но все же на это было интересно смотреть. А остальное… Судя не только по моему впечатлению, но и по отзывам в интернете, Александр Цой «не пробил». Рикошет на рикошете. Наверное, простая нарезка видео с участием самого Виктора Робертовича и то бы зашла лучше. Но с концерта мне захотелось уйти уже минут через сорок. Каменные лица музыкантов, словно ощущающих себя не в своей тарелке. Херовый звук. Несвязный видеоряд. И ощущение, что за хорошие деньги тебе включили альбомы, которые ты уже покупал на кассетах и компакт-дисках. Как известно, хороши все жанры, кроме скучного. Мне было очень скучно.
Андрей Мурашов:
С технической точки зрения это, очевидно, лучшее рок-шоу в нашей стране на сегодняшний день. На самом деле, это очень сложно – совместить, синхронизировать живые инструменты с записанным вокалом и видеорядом. Но у них это получилось. Концертная программа делилась на три блока. Первый – героический, выстроенный на песнях с трёх последних альбомов, с Игорем Тихомировым на басу. Второй – романтический, раннее творчество «Кино», той эпохи, когда на басу играл Александр Титов. И финал – песни, без которых концерт «КИНО» был бы просто невозможен.
Ольга Лехтонен:
Никто не хотел уходить из зала, все ловили каждый момент происходящего на сцене. Те же, кто все-таки вышел, отмечали только одно — какой-то невероятный эффект присутствия. Один пожилой человек плакал навзрыд, другой — спешил выговориться и подходил к каждому со словами о том, что «Цой жив — это не пустые слова», что «все его песни до одной абсолютно современны, они про каждого из нас, в любое время и при любых обстоятельствах». А в программе прозвучали почти все основные хиты коллектива — «Бездельник», «Последний герой», «Видели ночь», «Перемен», «Генерал», «Дальше будем действовать мы».. Возвращение в зал на медленной песне подарило еще один невероятный эффект. Музыканты рубили мощнейший и энергичный рок, они гнали в зал сильнейшую ударную волну, отвечая за то, чтобы публика в зале подключилась к музыке на сто процентов. А поверх этой невероятной мощи безмятежно парил голос Виктора Цоя. Ему уже не надо было никуда спешить. Он пел, смотрел на собравшихся и очень радовался. Это точно... Вообще если уж умирать от эпидемии, то после этого концерта.
В состоянии полного счастья. КИНО - волшебны, прекрасны и невероятны. На "Перемен" все встали. Послав нахер карательный отряд надсмотрщиков. И уже не садились до конца. Последние 4 песни. И они не посмели вякнуть... Я так счастлива, что даже не могу описать. Цой всегда и навсегда. Свобода, любовь, добро. Теперь ждать октября. Концерт в Нижнем...
Вполне разумеется, что приведенные мной мнения могут совпадать или наоборот не совпадать с Вашим. Например, Алексей Рыбин, экс-участник "КИНО", который тоже был на одном из концертов, отозвался о нем очень хорошо. Да, он ни разу не появился в видеоряде во время исполнения песен из альбома «45». Но не доверять его вкусу – невозможно.
Обозреватель «Фонтанки» — музыкальный продюсер Денис Рубин сказал: Цой реально жив и это не пустые слова. Он прав. Авторы проекта смогли создать настолько целостное и эмоциональное действие, которое стопроцентно «било» в цель и не оставило равнодушным ни одного человека в зале. Я лично видел плакавших от счастья взрослых людей, далеких от фанатской сентиментальности. Концерты группы «КИНО» оказались именно концертами группы «КИНО». Не трибьютом Виктору Цою, не оплакиванием пополам с обожанием, в котором все вертится только вокруг одной культовой фигуры. А полноценными концертами, в котором каждый участник ансамбля важен и незаменим. Честь им и хвала за это. Это - незабываемо.