Читаю последние новости о воровстве из государственного бюджета. И это только новости последней недели.
В Роскосмосе "отмыли" на поставках для МКС из ОАЭ 1 миллиард, сотрудники МВД в Пскове присвоили имущество на сумму в 4,5 миллиона, в Волгограде бывший председатель комитета природных ресурсов Виталий Сазонов обвиняется в хищении 12 миллионов рублей из бюджета при расчистке свалок в Среднеахтубинском районе, на стройобъектах для МинОбороны украли 5 миллиардов...
А копни где-нибудь, куда деньги государство недавно переводило, так уж точно еще пара миллиардов всплывет.
Меня поражает то, что воровство из государственного кармана приняло характеристики, которые в юридической науке принято называть организованной преступностью. Ведь своровать в одиночку такие суммы – просто невозможно. Здесь нужны хорошие связи, в том числе и с сотрудниками правоохранительных органов, и с представителями власти, и с сотрудниками банков. И проворачивать нужно все тихо, под маской благонадежных работников фирм.
Что особенно поражает – отсутствие у ворующих людей страха. Откуда такая абсолютная уверенность в своей безнаказанности? Ведь это не шоколадку в магазине своровать. Знают же, на что идут. И ладно бы кто-то один с такими антиморальными принципами был, так это же целая группа, синдикат, в котором все связаны и каждый друг друга покрывает.
Мне сложно представить, что некто директор Вася Иванов, увидевший перевод денег на счет фирмы в размере 1 миллиард, теряет вдруг голову от увиденной суммы. И начинает украдкой всех подговаривать, как бы эти деньги тихонечко стащить. Найдутся ведь честные люди, которые и побоятся ввязываться в это дело и откажутся.
Выходит, что изначально на определенных должностях работают люди, не имеющие принципов. Или подбираются на должности по определенным качествам. Лишь в этом случае система хищений будет работать безотказно и не даст сбоев.
Вот никакого другого объяснения воровству на ум не приходит, как "коррупционный вирус". Поражающий "непривитых".
Генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов считает, что «вирус коррупции» постоянно мутирует, и даже если правоохранительная система пытается делать какие-то «инъекции», они не работают. А всё потому, что не осуществляется контроль за незаконным обогащением. Даже если чиновники декларируют те или иные богатства, ни одна комиссия не приходит и не спрашивает, откуда у него всё это.
Вот есть же международная конвенция по контролю за доходами. Почему мы ее не реализовываем? Мало того, что не реализовываем, мы еще отказались принимать 20 статью Конвенции ООН о коррупции.
Статья предлагает признать умышленное незаконное обогащение уголовным преступлением.
Политолог Гергий Бовт, считает, что технически ФНС достаточно хорошо оснащена и может отслеживать почти все покупки и денежные переводы в РФ. ФНС имеет всю информацию о собственности и зарубежных счетах граждан, поэтому обнаружить превышение трат над доходами не будет сложно. Поэтому, когда российские власти посчитают, что высшие чиновники «обелились», контроль за расходами будет введен, считает политолог.
А пока....