Найти в Дзене

Почему мы начали пользоваться косметикой?

Shutterstock.com
Shutterstock.com

Вот вопрос как для пользователей макияжа, так и для тех, кто не пользуется им: вы поверите, что философы когда-то определяли тенденции макияжа?

А как насчет поэтов?

Чтобы понять происхождение макияжа, мы должны вернуться во времени примерно на 6000 лет. Мы впервые знакомимся с косметикой в Древнем Египте, где макияж служил показателем богатства, который, как считалось, обращался к богам. Сложная подводка для глаз, характерная для египетского искусства, появилась у мужчин и женщин еще в 4000 году до нашей эры. Коль, румяна, белые порошки для осветления тона кожи и малахитовые тени для век (зеленый цвет которых олицетворял богов Хоруса и Ре ) были популярны.

Макияж также упоминается в Библии, как в еврейских писаниях, так и в христианском Ветхом и Новом Завете. Книга Иеремии, в которой подробно описывается служение титульного пророка примерно с 627 г. до н.э. по 586 г. до н.э., выступает против использования косметики, тем самым препятствуя тщеславию: «И ты, одинокая, что ты имеешь в виду, что ты одеваешься в малиновое платье, что одеваешь себя? с украшениями из золота, что вы увеличиваете глаза краской? Напрасно ты красишься. Ваши любовники презирают вас; они ищут твоей жизни ». В книге 4 Царств злая царица Иезавель иллюстрирует связь между косметикой и злом, описывая ее как «накрасившую свои глаза и украсившую голову» перед своей смертью по велению воина Ииуя. (хотя использование макияжа Иезавели не было толчком для ее убийства).

Также древние римляне презирали косметику, хотя и не по религиозным причинам. Мужчины и женщины использовали гигиенические продукты, такие как мыло для ванн, дезодоранты и увлажняющие кремы, и женщин поощряли улучшать свой естественный внешний вид, удаляя волосы на теле, но продукты для макияжа, такие как румяна, ассоциировались с секс-работниками и, следовательно, считались признаком бесстыдство. Высмеивание пользователей макияжа - обычная тема в римских стихах и комиксах (хотя театральные исполнители составляли один из немногих классов людей, которые, как ожидается, использовали косметику), а предостережения против макияжа появляются в личных сочинениях римских врачей и философов. Элегический поэт Секст Проперций, например, писали, что «внешность, дарованная им природой, всегда очень кстати». А философ Сенека Младший в письме к своей матери похвалил тот факт, что она «никогда не оскверняла лицо красками или косметикой».

Этот римский взгляд на косметику частично уходит корнями в стоицизм., философия, которая выдвинула на первый план моральное добро и человеческий разум. Стоики считали красоту неразрывно связанной с добром. В то время как привлекательная физическая форма могла быть желательной, настоящая «красота» вместо этого ассоциировалась с нравственными поступками. Украшение тела косметикой подразумевает тщеславие или эгоизм, что для стоиков нежелательно. Хотя стоицизм не ограничивался Древним Римом - он также был распространен среди древнегреческих мыслителей, некоторые из которых разделяли те же идеи о макияже, - в Риме он повлиял на господствующее мнение о косметике. Не каждый римлянин был стойким к макияжу; некоторые люди продолжали красить щеки, белить лица и морщить глаза. Но идеал стоиков склонялся к тому, что мы сегодня можем назвать «макияж без макияжа» - использование средств по уходу за кожей и других туалетных принадлежностей для улучшения естественного внешнего вида, а не украсить его.

Так продолжалась модель принятия и отказа от макияжа в западном мире. Косметика была настолько популярна в Византийской империи, что ее жители снискали международную славу тщеславия. Эпоха Возрождения охватила все формы физической красоты, которой люди стремились достичь, особенно с помощью краски для волос и осветлителей кожи (которые, содержащие порошкообразный свинец и другие вредные продукты, часто оказывались токсичными). Другое массовое движение против косметики появилось в середине 19 века, когда британская королева Виктория объявила макияж вульгарным, и косметика снова вышла из моды. Хотя многие женщины не отказались от макияжа полностью, многие теперь наносили его втайне: кто мог сказать, что их щеки не были румяными от природы?

Лишь примерно в 1920-х годах заметная косметика, такая как красная помада и темная подводка для глаз, снова вошла в мейнстрим (по крайней мере, в англо-американском мире; не все слушали королеву Викторию и вообще избегали макияжа). Когда индустрия красоты получила финансовую опору, часто в форме продажи отдельных женщин другим женщинам, несогласные обнаружили, что они больше не могут конкурировать. Косметика, которая теперь «производилась» и рекламировалась, снова стала признаком богатства и статуса, а подчеркивание физических особенностей, даже для сексуальной привлекательности, больше не считалось таким эгоистичным или порочным. В конце концов, рекламодатели убедили женщин придерживаться противоположной точки зрения: косметика - необходимость.