Есть такое хобби – пазлы собирать. Полезный, как оказалось, навык. Ведь прикладывая один фрагмент к другому, состыкуя их и получая маленькую смысловую часть чего-то большего, мы учимся от частного идти к общему.
Как у небезызвестного Шерлока Холмса, только там был дедуктивный метод, а мы познаем индуктивный. Вот так, с помощью простой мозаики мы без пяти минут великие мыслители.
Шесть историй - разные времена, события, люди, моральные ценности и нравы - тесно переплетаются между собой, образуя единую картину. Каждая из сюжетных линий – соло в оркестре общего смысла, играя свою партию, она образуют единую мелодию – секстет «Облачный Атлас».
Один сюжет проникает в другой, испещряет его как корни дерева почву, пронизывая и переплетаясь так, что в постапокалиптическом будущем мы находим отголоски Нео-Сеула двадцать второго века, в двадцатом веке легкой мелодией проскальзывает девятнадцатый и так далее вершиться цепочка причинно-следственных событий, связывающих воедино переплетением времен и общей идеей этот сюжетный клубок.
Напрячь мозги придется, поэтому, любителям необремененного глубокой мыслью кино, созданного с целью расслабиться и занять голову жеванием попкорна или поглощением начос, советую заставить свои серые клеточки поработать (предшествующее рассуждение о пазлах мой вам намек) иначе смысла идти на фильм не вижу.
Картина заставляет подумать, осмыслить происходящее на экране, истины не преподнесены на блюдечке с пояснительными записками а-ля«это плохо!» или «так не делай», «а вот тут молодец!».
Шаг за шагом режиссер дает нам подсказки, и, от полного неведения и недоумения от сменяющих друг друга сюжетных линий, он ведет нас к пониманию картины. Очень помогают в этом плане фразы героев, некоторые особо значимые повторяются не единожды из уст разных персонажей в разные эпохи.
Такие непреложные истины, которые были, есть и будут всегда, хотим мы этого или нет. «В один присест сильный слабого съест» - эта фраза повторяется дважды: в момент, когда Захри прячется за деревом и наблюдает, как каннибалы поедают его соплеменников; именно эта фраза, сказанная дьяволом, останавливает его прийти на помощь.
Ее же говорит друг мистера Юинга – доктор Генри Гус, который преднамеренно заразил его смертельной болезнью, позарившись на сундук золота. Мне кажется, что она – это перефразированный дарвиновский закон о том, что выживает сильнейший.
Сказать, что фильм «Облачный атлас» затрагивает актуальные или извечные проблемы – это ничего не сказать, картина скорее поднимает общечеловеческие темы и доносит до нас свою жизненную философию.
Философию того, что каждый наш поступок, будь он плохой или хороший,ведет за собой череду событий, которые меняют ход пусть не всегда истории, но жизни (и не только твоей), влияют на наше будущее.
И даже незначительная рукопись или старые любовные письма двух молодых людей могут всколыхнуть в другом человеке нечто такое, что он сам и не ожидал, подтолкнут к решительным действиям.
Одна вскользь услышанная фраза, одна случайная (а может и нет) встреча влечет за собой последствия, меняет наше восприятие и личность.
«Мы не хозяева своей жизни. От рождения до смерти мы связаны с другими. И каждый наш поступок рождает наше будущее».
Так, встреча адвоката Юинга с беглым рабом Джо на корабле, перевернула его представление о существовавшем тогда в Америке строе и изменило его отношение к подневольным.
Адвокат решил бороться за их права, зная, что может быть он ничего и не добьется, что это будет всего лишь жалкая капля в океане. Но что есть океан, если не множество капель?
Главное – это вера и надежда. И даже если последняя не больше блохи – «от блох не так просто избавиться». «Из утробы или из капсулы ты рожден не важно. Мы все чистокровные!»
Еще одна довольно сильная история о фабрикате Сонми - 451, созданной для обслуживания чистокровных людей и живущей в системе.
Нео-Сеул построен на развалинах затонувшего Сеула, он строго иерархичен и заключен в единую систему, где каждый должен знать свое место, отведенное ему по рождению (напоминает рабовладельческий строй в Америке или касты в Индии).
В основе всего сущего - система». «Любые границы условны и созданы, чтобы их преступать. Условности преодолимы» - вот философия Сонми и тех, по чьим стопам она пошла.
Веря в правду и надеясь на лучшее будущее, если не для себя, то, по крайней мере, для предшествующего поколения, она сознательно идет на смерть, зная, что эта жертва не напрасна, если даже в одном человеке она смогла зародить сомнение в существующем порядке.
Картина учит нас тому, что жизнь простирается гораздо дальше физического тела, что важно то, что человек оставит после себя, какую мысль он принесет в этот мир, ведь любой поступок, как камень, брошенный в воду, разводами пройдется по ее глади.
«Я верю, что смерть – это всего лишь врата. Когда они закрываются, открываются другие».
Облачный атлас вобрал в себя все: там есть и любовь во всех ее ипостасях, готовность всюду следовать за дорогим тебе человеком, и предательство; забавные моменты, заставляющие улыбаться от умиления; игра судьбы и счастливый случай; глубокий смысл и интересный сюжет.
Отдельно стоит упомянуть актерский состав, он великолепен. Мастерство перевоплощения поражает, да и гримеры потрудились на славу. Примечательно, что одни и те же актеры играют несколько ролей в каждой из историй, и это не спроста.
Пусть облик человека, его внешность и поколение, к которому он принадлежит разные, личина и сущность у него одна.
Оценка 10 из 10.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
Пишите в комментариях, рецензию на какой фильм, вы хотели бы увидеть следующей.