Закупка - процесс по организации мероприятия для выбора поставщика.
Понятия «закупка» и «тендер» являются синонимами. Хотя слово «тендер» прочно закрепилось в сфере закупок, но оно не фигурирует в российском законодательстве. Слово «тендер» (от англ. tender) переводится как «предложение» и означает «предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене».
Закупочная деятельность позволяет приобретать товары, работы и услуги нужного качества в требующемся количестве в определенные даты и по оптимальной цене. Проведение закупок является важным процессом для любой компании, так как благодаря этому можно минимизировать затраты финансов и сил, и в срок получить всё то, в чем нуждалась организация.
Выбор формы и способа закупки зависит от цели закупки и законодательной базы. К примеру, 44-ФЗ обязывает госзаказчиков проводить аукционы только в электронной форме, а в корпоративных закупках коммерческие компании могут сами выбирать, как покупать товары и услуги.
Существуют две формы закупочных процедур: неэлектронные и электронные. Последние проходят на электронных торговых площадках (ЭТП) и являются более прозрачными, так как выдерживают все принципы, которыми должен руководствоваться заказчик: информационная открытость, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации.
Электронная закупка что это?
Электронная закупка – закупочная процедура, которая проводится на электронной торговой площадке. Все шаги участника и заказчика фиксируются в системе ЭТП — это снижает вероятность сговора или подлога.
Закупка в электронной форме может быть интегрирована в операционную систему управления предприятием. Это позволит контролировать закупку на всех этапах — от заявки до полного исполнения и расчетов с поставщиком.
Закупки, осуществляемые в электронной форме не привязаны к географии: участвовать в торгах может любая компания, что повышает конкуренцию и шансы заказчика получить лучшие условия.
Проведение закупок в электронной форме позволяет создать равные условия для конкуренции поставщиков и получить в итоге наиболее привлекательное предложение.
Коммерческие закупки
Существует два вида закупок – государственные и коммерческие.
Государственные закупки реализуются в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для госзакупок по 44-ФЗ правительство утвердило перечень товаров, работ и услуг, закупать которые можно исключительно в ходе открытого электронного аукциона. Победителем в ходе конкурса и запроса предложений признается поставщик, предложивший лучшие условия; в ходе аукциона и запроса котировок — предложивший наименьшую цену.
Аналогичный перечень действует и для закупок по 223-ФЗ. В электронной форме должны проводиться и все закупки у малого и среднего бизнеса.
Закупки коммерческих организаций не имеют жестких законодательных ограничений. Процедуры могут быть открытыми или закрытыми, одноэтапными или многоступенчатыми, а закупка — как неэлектронной, так и электронной. В корпоративных закупках заказчики сами определяют порядок, способы проведения закупки, требования к участникам, критерии выбора победителей. Основная задача заказчика — снизить затраты без потери качества.