Что-то тут без всяких поводов и юбилеев (может быть, по следам нашего упоминания экзистенциализма на вебинаре) вспомнился Андрей Платонов. И ведь правда, похож на экзистенциалиста. Смотрите.
ПИШУЩИЙ ГИДРОЛОГ
Почему-то по институтской памяти и по "Чевенгуру" Платонов остался в моей памяти как писатель пародийный и к советской власти настроенный настороженно. Она его тоже не любила. Сам Сталин называл его "агентом наших врагов", а половина рассказов писателя была опубликована через много лет после его смерти.
Каково же было моё удивление, когда, спустя много лет, я решила освежить в памяти биографию Платонова. Сын рабочего, дважды героя труда, до войны - идейный коммунист, инженер-гидролог. Вышел из партии, поругавшись с ячейкой по поводу порядка проведения партсобраний, обратно не взяли. Потом, после письма Сталина, попал на карандаш к властям, поплатился гибелью сына, которого за юношескую шутку оперативно загребли в Норильлаг). (Вызволить удалось, но юноша быстро погиб от туберкулёза).
В войну Платонов - военкорр, майор и обладатель медали "За победу над Германией". Он печатается в "Красной звезде", в "Правде" после его смерти от туберкулёза выходит идейный некролог. Так в чём же дело? В чём была причина тёрок писателя с властью?
ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА
Открываю наугад первый рассказ. О, борьба с песками, автобиографическая тема, ОК. Читаем.
"Это был молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами. Всем этим добром Мария Никифоровна была обязана не только родителям, но и тому, что ни война, ни революция ее почти не коснулись. Ее глухая пустынная родина осталась в стороне от маршевых дорог красных и белых армий, а сознание расцвело в эпоху, когда социализм уже затвердел".
Андрогинное получается описание девушки, ну, ладно. Но вот дальше... Рассказ написан в 1927 году. По теме сходен с романом Паустовского "Кара-Бугаз" (1935). Но в "Кара-Бугазе" классовая война идёт полным ходом, а у Платонова "затведевший социализм" - это какое-то мироощущение, экзистенция, данность. И подержать девушку вдали от сражений эпохи - как будто благо? Жизненоо, но не идейно, ох не идейно!
Дальше имеем очень чуткое для мужчины-непсихиатра описание пубертата:
"Прошло четыре года — самых неописуемых в жизни человека, когда лопаются почки в молодой груди и распускается женственность, сознание и рождается идея жизни. Странно, что никто никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучащие его тревоги; никто не поддержит тонкого ствола, который треплет ветер сомнений и трясет землетрясение роста. Когда-нибудь молодость не будет беззащитной".
Юный всегда внутри себя одинок, он пытается справится с бурей гормонов и мыслей внутри, это справедливо. Но где идейная роль партии? Где мудрое руководство старших товарищей? Где коллективизм, в конце концов, я вас спрашиваю? Несоветский какой-то писатель.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОПУТЧИК
Дальше там тоже будет борьба с пустыней, по ходу - немного борьба с массовой школьной программой, и личная борьба учительницы с кочевниками. Но всё это как-то безыдейно, опять без роли партии. Таков человек в мире Платонова - всегда одинок и немного странен, всегда скорее перед стихией, чем посреди единомышленников. Всегда - в напряжении сил, в какой-то крайне напряжённой попытке выразить смыслы, которые он сам для себя открыл (хотя в партийных методичках всё уже прописали).
Вот эту самостоятельность, а ещё - некоторую самобытную косноязычность героям Платонова и не могли простить. Люди, молча и с готовностью учащие устав компартии и спущенные сверху идеологически выверенные методички, казались безопаснее, хотя вряд ли были вернее, а умнее точно не были.
Такие вот выкрутасы истории и сознания.
Традиционно напоминаю, что больше всего интересного есть в группе во ВКонтакте .